Регистрация

Радостное одиночество

  • 15 февраля 2011

Мальчик Саша был таким же мальчишкой, как все, так же, как все, любил смотреть мультфильмы, похрустывая в это время чипсами, играть в машинки, любил физкультуру, любил петь весёлые песни, не любил манную кашу, не любил, когда его ругают или заставляют делать уроки.

Всё у него было, как у всех. Но в один осенний ноябрьский день Сашу исключили официально из дневной школы и перевели на домашнее обучение. Мальчик не понял, почему так случилось, но родители ему сказали: «Ты не такой, как все. Значит, будешь сидеть дома!»

Саша недоумённо пожал плечами. Да, у него были конфликты с ребятами, его часто обзывали за то, что он бедно одевается, за то, что отец и мать его в 2011 году ездят на «Запорожце», за то, что у него единственного нет в классе компьютера, но Саша не придавал этому сильного значения, не думал, что из-за этого он «не такой, как все».

Но уже в первые дни, когда мальчик начал сидеть дома, он действительно почувствовал, что теперь он и правда не такой, как все.

Саша исправно делал уроки, помогал маме по дому: мыл посуду, выкидывал мусор, подметал пол, но при этом чувствовал пустоту в душе. Многие вещи, будь-то мультики или мороженое, уже не радовали Сашу, как прежде.

Вдобавок ко всему уже на пятый день Сашиного сидения дома с ним пришла заниматься учительница по математике – Ирина Николаевна. Ирина Николаевна была чем-то очень рассержена, и весь свой гнев выплеснула на Сашу.

– Ну как ты пишешь! – сказала она мальчику. – Каракули, как в детском саду, ей богу! Пятиклассник называется! Пора тебя в первый класс отправить, чтобы научился писать.

Саша огорчённо вздохнул…

А через несколько дней пришло известие: Ирина Николаевна уволилась из школы. Причина увольнения из школы учителя по математике была стандартной – поссорилась с завучем и директором.

«Кто же будет учить этих остолопов! Такой хороший учитель была Ирина Николаевна!»  – сказала, сидя в кресле, Сашина мама.

А Саша подумал: «И правда жалко Ирину Николаевну, хотя она и слишком строгая!»

Прошла одна неделя. Учителя по математике так и не было. Наступил декабрь. В посёлке Уральский выпал снег. Своими крупными снежными хлопьями он покрыл землю и деревья, поскольку в первые дни декабря снег падал очень интенсивно.

Саша сидел дома и грустил. Родители мальчика были на работе, а он скучал, сидя за столом на кухне.

Неожиданно раздался негромкий стук в дверь. Саша обрадовано спрыгнул со стула, подумав, что домой на два часа раньше вернулась мама.

Мальчик был одет в одну майку и колготки. В таком виде он и открыл входную дверь.

В подъезде стояла незнакомая девушка, лет двадцати. Она была одета в не очень длинный серебристый пуховик.

– Здравствуй,  – сказала она Саше. – Это квартира Ивановых?

– Да. А Вы к маме? – робко поинтересовался Саша.

Девушка улыбнулась.

– Я, наверное, к тебе. Можно пройти?

– Да, можно.

Саша провёл незнакомую девушку в коридор.

– Меня зовут Мария Сергеевна. Я твой новый учитель по математике, – представилась девушка Саше.

Саша внимательно посмотрел на Марию Сергеевну. Она была высокого роста, в длинном пуховике, в светлых сапогах, на ресницах и варежках учительницы смешно отдыхали снежинки.

Мария Сергеевна дала Саше время рассмотреть себя, после чего сказала:

– Ну что, пойдём заниматься!

Саша, как был в майке и колготках, так и прошёл с учительницей на кухню.

Учебник по математике Саша не открывал уже полторы недели, поэтому немного боялся, что Мария Сергеевна начнёт его ругать за незнания. Но Мария Сергеевна, напротив, была настроена к мальчику добродушно.

– Давай-ка подтянем с тобой задачи на движение! – предложила она мальчику, после чего взяла листок и умело нарисовала маленького человечка.

– Вот это у нас будет мальчик Юра. Он пойдёт в гости к своей бабушке.

В другом конце листа, ближе к полям, Мария Сергеевна нарисовала бабушку с платочком, после этого проложила между бабушкой и внуком прямую линию.

– Это у нас будет дорога. Дорога…. ну пусть будет прямая, без ухабов, в степи…

Саша с интересом посмотрел на рисунок, улыбнулся.

– Так сколько времени понадобится Юре, чтобы дойти до бабушки? – спросила мальчика Мария Сергеевна.

– Сорок минут,  – уверенно ответил Саша, удивившись сам тому, как он быстро решил задачу.

Мария Сергеевна предложила по аналогии решить ему следующую задачу. Саша быстро справился с заданием.

За один урок мальчик получил две пятёрки. Ирина Николаевна редко ставила Саше пятёрки, поэтому мальчик был несказанно рад полученным оценкам.

– Это же так чудесно. Математика – это же просто чудо, она же прелесть! Её просто надо знать, понимать, ведь формулы и всякие знания, как солдатики, их нужно уметь строить как надо, и тогда твоему храброму войску никакие войны в виде ужасных, страшных ошибок не будут страшны,  – сказала Мария Сергеевна.

Мальчик очень удивился её словам, так как ни разу в жизни не встречал человека, который так бы восхищался математикой.

В Марии Сергеевне мальчику понравилось всё: и её улыбка, и её манера общения, и её внешность.

Когда учительница собралась уходить, Саша вышел в коридор и с грустью подумал, что сейчас закроется дверь, и он опять останется один.

Мария Сергеевна мельком взглянула на мальчика, заметила его удручённый взгляд и неожиданно спросила:

– У тебя есть какие-нибудь настольные игры?

– Есть, шашки! – ответил учительнице Саша.

Мария Сергеевна сняла пуховик, который уже накинула на плечи.

– Давай, расставляй, сыграем!

Саша обрадовано помчался в комнату за игрой.

До шести часов вечера, до самого возвращения родителей мальчика домой, Мария Сергеевна и Саша играли в шашки.

Мария Сергеевна вела себя легко, непринужденно.

– Ах, ты так, – говорила она Саше, когда он в очередной раз наступал на неё своей шашкой. – Тогда я тебя вот как!

Мальчик смеялся – не каждый день к тебе домой явится такая необычная учительница!

В шесть часов вечера Мария Сергеевна начала собираться домой, в это время пришла с работы мама Саши.

– Здравствуйте! У нас гости!? – воскликнула с порога мама.

– Здравствуйте, я новая учительница Вашего сына – Мария Сергеевна Карпова,  – представилась Мария Сергеевна.

– Ой, простите, меня что-то забыли предупредить. Ух, ты батюшки! А я-то думаю, кто это у нас тут зависает. Ой, извините. Должно быть, мне завуч уже звонила, а я телефон дома оставила,  – сказала Сашина мама.

– Ничего страшного, всё нормально,  – успокоила маму мальчика Мария Сергеевна.

– Ну как он тут, слушался вас? – кивнула головой мать в сторону сына.  – Вы его-то шибко не жалейте, меня коль дома нет, можете смело дать ему подзатыльник, я-то знаю, какой он лодырь, всё из-под палки делает!

Саша на слова матери стыдливо покраснел, отвёл взгляд в сторону.

– Я думаю, мы обойдёмся без этого! – сказала Мария Сергеевна.

– Ой, да, да, Вы, если что, мигом мне сообщайте, я-то уже из него всю дурь повыбиваю. Он весь в отца-то пошёл у нас ленивый, не в меня, я-то и готовлю, и убираю, и стираю сызмальства, приучена ко всему!

Неожиданно дверь открылась ключом, домой вошёл отец Саши.

– Блин, черт побери, опять меня этот козёл сегодня достал. Ой, девушка, здравствуйте. Вы обалденно красивы! Я Вами очарован! – сказал он, увидев учительницу по математике.

– Э, э, ты не лезь, это Сашина учительница!

– Ладно, не буду! Извините!

– Ой, простите, Мария Сергеевна, у него сегодня у друга на работе День рождения был.

– Ничего, ничего, до свиданья!

Учительница ушла, Саша с криками ворвался в комнату отца.

– Как тебе не стыдно! Это же учительница! Как тебе не стыдно!

Отец уже не слышал криков сына, он уснул на диване.

Саша между тем переживал три дня по поводу этой истории.

– А вдруг Марии Сергеевне у нас не понравилось? А вдруг она больше не придёт! – думал мальчик.

Но в понедельник в назначенное время Мария Сергеевна вновь пришла к Саше. Учительница была такой же добродушно и весёлой, как в прошлый раз. О последней неприятной истории она даже не вспомнила. До четырёх часов вечера Саша занимался с учительницей математикой, потом они поиграли в нарды.

Так незаметно прошло полмесяца. Мария Сергеевна исправно ходила к Саше, они решали задачи, примеры, играли в разные настольные игры, несколько раз пили чай, который готовил сам Саша.

В конце декабря мальчик перед приходом учительницы нарядил ёлку. Она переливалась разноцветными огнями и золотистыми игрушками. Мария Сергеевна пришла на занятия, как всегда, к трём часам.

Саша взял её за руку.

– Пойдёмте со мной! Я Вам ёлку покажу!

Мария Сергеевна прошла вместе с учеником в комнату. Ёлка стояла посередине зала, её пушистые иголки красиво переливались под цветными огоньками новогодних гирлянд.

– Какая прелесть! – воскликнула учительница.

– У меня ещё музыка есть! – сказал Саша.

– Ладно, музыку послушаем потом, пошли заниматься! – неожиданно проговорила Мария Сергеевна.

Этих слов Саша и боялся больше всего. Дело в том, что увлёкшись украшением ёлки, он совсем забыл сделать домашнее задание и поэтому надеялся отвлечь учительницу.

Делать было нечего! Мальчик прошёл с учительницей на кухню. Сел за стол.

– Сначала проверим домашнюю работу,  – сказала Мария Сергеевна.

– Я её не сделал! – Сашка улыбнулся, стараясь не выглядеть в глазах любимой учительницы трусом.

– Как не сделал?

– А так не сделал, не успел! У меня же не одна Ваша математика!

– Ах так! Всё! Я тебе ставлю «два»!

Мария Сергеевна открыла журнал индивидуальных занятий Иванова Александра и что-то в нём написала. Саша притих.

Весь урок он почти не разговаривал, лениво записывал примеры в тетрадь, лениво их решал. В этот день они с Марией Сергеевной ни во что не играли.

В четыре часа вечера учительница уже начала собираться домой.

В коридоре она ловко схватила Сашу за ухо.

– Я тебе «два» не поставила! – сказала она мальчику. – К следующему разу сделаешь два домашних задания!

Саша потеребил ухо.

– Хорошо,  – сказал он учительнице.

Прошло ещё две недели. Наступил Новый год, затем Рождество.

Саша сидел дома, так как поехать мальчику было некуда и гулять на улице было не с кем. Саша с завистью смотрел на мальчишек, которые за окном играли в снежки, катались на коньках, им было проще, чем Саше, они были такие «как все».

Третьего января мама принесла в дом неприятное известие:

– Сашка,  – сказала она сыну. – Учительница твоя-то заболела!

– Какая? – спросил удивлённо мальчик, подумав в этот момент о самой пожилой учительнице по географии.

– Ну это-то твоя, молоденькая, по математике, как её там…

– Чем заболела?

– Говорят воспалением лёгких. В больнице лежит!

Саша зашёл на кухню, взял со стола два оладушка, испечённых мамой позавчера, украдкой накинул валенки, шубу и незаметно, пока мама смотрела телевизор, вышел из дома. Было десять часов вечера, шёл снег. Было прохладно и темно.

Когда Саша подошёл к больнице, время приближалось к одиннадцати.

Мальчик тихо постучал в дверь больницы. Ему открыла дежурная медсестра тётя Вера Михайлова.

– Саша? – удивлённо воскликнула она. – Ты что слоняешься по ночам? Ты откуда?

– Здравствуйте, тётя Вера! Я из дома. Я к Марии Сергеевне.

– К кому? А к этой-то, молоденькой учительнице. Сейчас погоди, я её позову, заходи. Тебя мамка-то отпустила?

– Да, отпустила.

– Во даёт Катька! Ладно, погоди! Мария Сергеевна! Тут к Вам ученик, на ночь глядя пожаловал!

Звонкий голос тёти Веры разнёсся по длинному тихому коридору больницы.

Через несколько секунд из палаты, расположенной напротив окна, вышла девушка в халате.

Саша прищурил глаза. Мария Сергеевна выглядела заметно уставшей и бледной.

– Здравствуйте,  – тихо пробормотал Саша и протянул учительнице оладушек, завёрнутый в салфетку. – Это вам.

– Сашенька, ты откуда? Ты что так поздно?

– Я Вас навестить. Мне мама сказала…

– Да?… Тебя хоть отпустили?

– Отпустили,  – второй раз солгал Саша. – Я вам оладьи принёс. Их мама приготовила! Угощайтесь!

– Спасибо, Сашенька. Ой, какие вкусные, мне очень нравятся! – приговаривала Мария Сергеевна, стараясь демонстрировать, как с аппетитом она уплетает оладушки. Саша улыбался.

– Спасибо, что пришёл! Молодец! Я очень рада тебя видеть! Как дела?

– Хорошо. Я на каникулах!

– Молодец!  Сашенька, теперь иди домой и позвони мне, когда дойдёшь! Слышишь, обязательно мне позвони! Иди, а то мама ругаться будет!

Саша вышел на улицу. Во дворе больницы тускло светил фонарь, шёл снег, было очень холодно, но мальчик не чувствовал холода, ему было хорошо, хорошо так, как бывает, когда сделаешь что-то очень важное, что хотел сделать!

Через двадцать минут в палате Марии Сергеевны раздался телефонный звонок. Учительница подняла трубку.

– Алло. Саша?

– Алло, да это я.

Мальчик сопел в трубку.

– Я пришёл. Всё хорошо.

– Пришёл? Молодец! Спокойной ночи.

– Я пришёл. Мама меня не ругала. Она только сказала, что я дурачок, потому что принёс вам оладьи, которые она позавчера испекла Она мне сказала, что ещё их приготовит, и я отнесу их вам. А я маме сказал, что вам оладьи понравились.

– Да, да, Саша, они мне очень понравились. Скажи маме спасибо!

– Правда?

– Да! Они были очень вкусными! Спасибо. Спокойной ночи.

– Спокойной ночи. Выздоравливайте!

Саша прижал телефон ближе к сердцу, мысленно перематывая назад весь последний разговор.

Через минут пятнадцать, уже лёжа в постели под тёплым пушистым одеялом, мальчик вспоминал встречу с любимой учительницей в больнице, заново представлял, как она с аппетитом уплетает оладушки, протирает рот салфеткой и улыбался…

Прошло ещё пять месяцев. Морозный январь сменился тёплым, лучезарным маем. Пели птицы, вернувшиеся из южных стран, светило солнце, на деревьях шелестела зелёная листва.

Саша оканчивал пятый класс. С Марией Сергеевной он также продолжал дружить.

Утром двадцать шестого мая, перед самым последним уроком в пятом классе по математике, мама Саши вдруг сказала:

– Сынок, а ты знаешь, что учительница-то твоя любимая уезжает!

– Как уезжает, когда?

– А вот так. В Москву. Учиться там будет ещё где-то. Покрутила она, повертела вами всеми и бросит вас теперь!

– Как? Зачем?

– Кто ж её знает зачем, москвича, наверное, урвать себе хочет!

Саша ушёл в другую комнату, почувствовав как некий неприятный страх начал им овладевать.

В три часа дня пришла Мария Сергеевна. Она была такой же весёлой и доброй, как прежде. Заметив, что у Саши подавленное настроение, учительница его спросила:

– Ты что такой грустный? Что случилось?

Мальчик поднял вверх свои длинные пушистые ресницы.

– Это правда, что Вы скоро уедете? – спросил он Марию Сергеевну.

– Да, правда.

Учительница тяжело вздохнула.

– Я хочу поступить в аспирантуру Московского педуниверситета! Хочу заняться научной деятельностью! Я очень люблю математику, и мечтаю её изучать дальше и глубже!

– Зачем?

– Преподавателем ВУЗа быть хочу!

– Зачем?

– Так надо! Я буду тебе писать, я буду звонить. Я тебе обещаю! Ты ведь мой юный друг, а друзей не предают, и я о тебе не забуду!

Мария Сергеевна положила свою руку Саше на плечо. Мальчик посмотрел на пол, еле скрывая от учительницы слёзы…

– А с кем я теперь буду общаться? – промямлил мальчик, смутив учительницу ещё больше.

«Поезд Свердловск – Москва прибывает ко второй платформе! Скоростной поезд «Свердловск – Москва прибывает ко второй платформе!»

Толпы людей, шум, кто-то кого-то обнимает, целует, кто-то поёт песни, кто-то смеётся.

Мария Сергеевна стоит на перроне со своими близкими.

– Ладно, Маша, мы пойдём! Счастливо!

Учительница обнимает отца, мать, младшего брата. Поезд уже подошёл, нужно садиться.

– Ни пуха ни пера тебе, дочка! – даёт последнее напутственное слово Марии Сергеевне мама.

– К чёрту!

Мария Сергеевна показывает документы, забирается в вагон.  Неожиданно зачем-то оборачивается. Маленькая, одинокая фигура маячит вдали. Учительница прищуривает глаза.

– Саша Иванов. Саша…

Грубый голос проводницы прерывает мысли Марии Сергеевны.

– Девушка, Вы долго будете стоять на подножке. Люди же ждут! Вы же не одна!

– Возьмите мои чемоданы, я никуда не еду!

– Как не едите! Ну и дела, ну и дела!

Мария Сергеевна сходит с подножки поезда хватает в руки чемоданы, бежит навстречу своему ученику.

Маленький, в тоненькой старой куртке с оторванными пуговицами, в старых потёртых джинсах, мальчик казался младше своих лет на года два.

– Саша! Сашенька! Ты как приехал!? Ты один?

Учительница пытается его обнять.

– Я это приехал, чтобы проводить Вас!

– Ты с ума сошёл! А если бы ты потерялся! Что ты наделал, а?

– Я просто хотел…Вас увидеть, вот на электричку сел… вот на вокзал…

Мария Сергеевна посмотрела на поезд.

– Я боялся, что не успею…  – тихо проговорил Саша, и руки его задрожали.

– Не уеду, не уеду я никуда, ты только не волнуйся! – сказала ему Мария Сергеевна.

Через несколько минут поезд тронулся, поехал вперёд.

Учительница тяжело вздохнула – уплывал в голубую даль поезд её мечты с тридцать пятым местом в восьмом вагоне, с пожилой проводницей, с горячим чаем, с чтением об интегралах и дифференциалах в купе.

Мария Сергеевна взглянула на Сашу. Он не мог скрыть своей счастливой улыбки. Внезапно учительнице и самой стало легко и весело, мысль о московской аспирантуре словно улетучилась в прохладном воздухе июльского вечера.

– Ну что пойдём, горе-путешественник! – сказала она своему ученику.

Саша схватил в руки два тяжёлых чемодана.

– Ну куда ты хватаешь, там же колёсики есть! – усмехнулась Мария Сергеевна.

Солнце полностью ушло за горизонт, подул прохладный, но летний ветер, в небе зажглись первые светлые звёзды, а учительница и ученик сели в электричку и поехали домой. В этот момент Саша испытал радость, которую ему подарило его бесконечное одиночество: долгие дни, проведённые в домашнем заточении, замкнутое пространство его квартиры, насмешки одноклассников, унижения учителей, непонимание родителей.

«Тук-тук-тук-тук!»  – один поезд ехал в одну сторону, а другой – в другую – их пути никак не могли пересечься, точно так же, как не могут пересекаться ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ. ДРУЖБА и ВРАЖДА, НОВАТОРСТВО и КОНСЕРВАТИЗМ и параллельные прямые.

Тук-тук-тук-тук…

Автор: Анастасия Швед

4.6 из 5 звезд
(голосов: 21, сумма баллов: 97)
  • 15 февраля 2011
  • 7736
  • 18

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (18)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Витальевна 21.02.2011 в 13:51

Отличный рассказ. Интересно он автобиографичный?
Читая рассказ думала, неужели его написал пятиклассник? Дочитав до конца, увидела, что автор вы, Анастасия. Спасибо!

Анастасия Швед 24.02.2011 в 22:45

Здравствуйте, Ольга Витальевна! Благодарю Вас за добрые слова! Рассказ не явлется автобиографическим, хотя события, описанные в нём, имеют реальную основу!
С уважением, Настя.

Наиля Фуатовна 21.02.2011 в 18:48

Отличное произведение! До глубины души тронуло. Слава Богу, что у нас в провинции не переводят на домашнее обучение только за то, что ребенок "бедно одевается, за то, что отец и мать его в 2011 году ездят на «Запорожце», за то, что у него единственного нет в классе компьютера"! Хорошо, что я прочитала Ваше произведение, получила удовольствие от прочтения. Здоровья и творческих Вам успехов!

Анастасия Швед 24.02.2011 в 22:47

Добрый день, Наиля Фуатовна! Спасибо Вам за добрые слова! Мне очень приятно получить их от Вас!
С уважением, Настя.

Галина Павловна 23.02.2011 в 17:33

Как и все Ваши произведения на одном дыхании прочла "Радостное одиночество". Переживала и радовалась вместе с его героями, восхищалась красоте "смешно отдыхавших снежинок". Творческих успехов, Анастасия!

Анастасия Швед 24.02.2011 в 22:49

Большое спасибо, Галина Павловна!

Анастасия Саклакова 20.03.2011 в 22:21

Невероятно
я в восторге от вашей речи, так прекрасно сложенной речи!
Я не могла оторваться от чтения вашего, пропитанного насквозь чувствами и эмоциями, рассказа.
Реальная жизнь, реальный мальчик. Это все предает незабываемое впечатление.

Я в восторге, Вы большая молодец, Анастасия!
продолжайте в том же духе!

Анастасия Швед 23.03.2011 в 20:08

Дорогая Анастасия, спасибо за добрые слова. Когда тебя так поддерживают читатели, творить хочется бесконечно! Желаю Вам исполнения заветных желаний и просто отличного весеннего настроения!
С уважением, Анастасия Швед.

Елена Владимировна 08.06.2011 в 12:22

Отличный рассказ, Анастасия! Спасибо. Очень радостно, что есть ещё такие талантливые (от Бога) молодые Учителя, наша смена.

Елена Ивановна 13.08.2011 в 17:10

Меня тронуло Ваше произведение,Анастасия! Вам 5! У Вас талант писать и дарить радость людям! Начав читать, не могла уже оторваться. О Саше. Я прочитала Ваши комментарии. Мальчик не больной. Заниматься дома -это выход из-за обстановки вокруг него? Ваш рассказ вскрыл проблему и написал об этом так талантливо! Спасибо! С уважением Елена Ивановна

Анастасия Швед 22.09.2011 в 20:12

Елена Ивановна, большое спасибо за добрые слова! Мне очень приятно!

Наталия Васильевна 19.09.2011 в 22:37

Анастасия, читала Ваш рассказ с заменшим сердцем... Что дальше..??? Как хорошо, что такой добрый конец у истории!!! Я выдохнула... Счастье, когда рядом оказывается нужный человек, неравнодушный, понимающий тебя.. Тогда всё в жизни может измениться к лучшему!!! Спасибо большое за доставленное удовольствие!!!! 5!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Анастасия Швед 22.09.2011 в 20:13

Большое спасибо!

Валентина Алексеевна 20.09.2011 в 20:34

Анастасия, я в восторге от Вашей работы! Молодец!

Анастасия Швед 22.09.2011 в 20:16

Спасибо, Валентина Алексеевна!

Светлана 24.09.2011 в 20:50

Анастасия, очень хороший рассказ, а главное его конец - хорошо, что все закончилось очень хорошо, особенно для мальчика.

Анастасия Швед 28.09.2011 в 15:03

Благодарю Вас за добрые слова!

алие халимовна 19.12.2012 в 01:48

Очень рада познакомится с Вашим творчеством. С такой любовью написан рассказ, не равнодушие к судьбе маленького человечка.Большая редкость в наше время тонкий учитель-психолог. Два раза перечитала завершение, одиночество и радость, мне показалось тоже не пересекались, но шли рядом.Спасибо.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!