Давно доказано, что кадры решают все. Наиболее ценным кадром для любого образовательного учреждения является педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства, так как за 15 - 20 лет работы он научился решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи.
За это время педагог обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание) и является неким образцом педагогической культуры и профессионального мастерства для молодых специалистов. Такие кадры надо терпеливо выращивать, беречь и гордиться ими.
Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, кризисы профессионального развития. После нескольких лет выполнения одной и той же деятельности (на стадиях профессионализации и особенно профессионального мастерства) специалист начинает «не совпадать» с профессией, перерастает нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии.
Необходимы новые перспективы профессионального роста, а если педагог не находит их, то наступает профессиональная стагнация, застой, когда при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами.
Стагнацию можно рассматривать как профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии (Сыманюк Э.Э.). Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации.
На начальных стадиях профессионализации эти периоды кратковременны. На последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
Наиболее часто стагнации может способствовать синдром эмоционального выгорания. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющиеся в профессиях социальной сферы. Данные исследований показывают, что выгорание относительно стабильно во времени и этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм), редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.
Наконец, редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Основная идея исследований М. Belter заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Им предлагается шесть сфер такого несоответствия:
1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личностям и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.
2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.
3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.
4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей которых они любят и уважают.
5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.
6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы.
На основе анализа исследований об этапах и кризисах профессионального становления можно предположить, что профессиональной стагнации будут способствовать следующие факторы:
Перечисленные факторы сложно расположить по степени значимости, все зависит от индивидуальной восприимчивости педагога к воздействиям внешней среды. Можно предположить, чем больше неблагоприятных факторов действует одновременно, тем раньше отпадает стремление к научно-методическому творчеству и самосовершенствованию и появляется желание выполнять только необходимые и достаточные должностные обязанности на основе имеющегося опыта профессиональной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость в научно обоснованном комплексе мероприятий, направленных на профилактику профессиональной стагнации педагогов, на развитие их профессиональной мобильности, раскрывающих перед ними новые горизонты самореализации и повышающих их ценность и конкурентоспособность.
Автор: М.Н. Емельянова,
кандидат педагогических наук
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересная статья. И вот что любопытно: наверняка для многих ( а ее просмотрели почти 700 человек) есть что сказать, но никто этого не стал делать? А ведь это тема для разговора.
Очень актуальная статья.Я, вообще считаю, что педагоги могли бы иногда менять место работы на другую деятельность. В моей жизни именно так и было. И тогда, приходишь к детям обновлённым, и нет профессиональной усталости, напротив, возрастает интерес к профессиональной деятельности.
Уважаемая автор статьи, я сама проработала 25 лет в одном детском саду и прекрасно понимаю, о чём идет речь. Если бы наши руководители почаще читали такие статьи - климат в коллективе был бы поспокойней. От меня Вам 5 звёздочек. Обязательно дам прочитать Вашу статью своим коллегам.Спасибо!
Очень актуальная, интересная статья. Невозможно остаться равнодушной. Сама переживала подобное. Заставляет задуматься.
Ваша работа меня многому научила и о многом заставила задуматься. Спасибо.
Здравствуйте Все! Пишу диаломную работу на курсах "Технологии управления персоналом" по теме саморазвития личности педагога. "Наткнулась" на эту статью, изучая понятие "стангация педагога". Очень интересный материал, хочу применить на практике. Спасибо автору.
"редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней" А меня удивляет, что встречаются педагоги, которые не осознают свою некомпетентность в профессии, но претендуют на повышение квалификационной категории!!!
Большое спасибо автору за статью! Есть над чем задуматься и чему поучиться!