Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Прекрасно помню свой первый день в школе и лица моих первых пятиклассников. Кудрявая голова Люды Фроловой, удивлённые глаза Шерстюковой Гали, восторженный взгляд Бабенко Юры ( кстати, на вечере встречи через 20 лет после выпуска он мне сказал: « Я влюбился в вас сразу, как только увидел»)… Прошло более 30 лет, а я с радостью каждый день иду в школу и считаю свою профессию лучшей на Земле.
Обычный районный город Балашов с его основными главными улицами Ленина и Карла Маркса – начало моего становления как педагога. Учась в средней школе №6, я с трепетом относилась к учителям, считая их особыми людьми, которым чуждо «всё человеческое», т.е. все людские потребности, пороки, недостатки. Культ учителя царил в нашей семье, где ни мама, ни отец не имели высшего образования. Говорить плохо в адрес учителя – значит посягать на самое святое.
Узнав о моём желании поступать в Балашовский государственный педагогический институт, учительница литературы Провоторова Зинаида Григорьевна предложила мне провести урок о творчестве Сергея Есенина. Так я впервые почувствовала себя учителем. Так впервые в мою жизнь вошло ощущение волнения от классной обстановки, от направленных на меня глаз, от ответственности за то, о чём говоришь, что делаешь.
Моя мечта сбылась: я стала студенткой БГПИ. Окончив институт, я приехала работать в небольшое село в четырнадцати километрах от Балашова. Думалось, что на короткое время, а оказалось, что на всю жизнь. Сначала тосковала по городской жизни, хотелось посещать театр, выставки…
На одном из совещаний разговорилась с пожилой деревенской учительницей, посетовала на то, что приходится жить в селе и услышала слова, которые стали для меня определяющими: «Главное не где жить, а как жить!». И с тех пор уже не жалела о том, что не работаю в городе.
Я люблю свою работу. Люблю приходить в школу пораньше, пока коридоры не заполнились учениками. Поднимаюсь на второй этаж, открываю кабинет, готовлю к урокам весь необходимый материал и некоторое время настраиваюсь на рабочий день, как артист перед выходом на сцену. Думаю, что каждый день учитель проводит не уроки, а мини-спектакли, ощущая себя «артистом» перед «зрителями», которым он к тому же должен дать определённые знания, научить учиться и самостоятельно добывать необходимую информацию.
Я люблю, когда на уроке ребята спорят, доказывают свою точку зрения, рассуждают о том или ином герое литературного произведения и находят в нём свои собственные черты. Я люблю, когда вдумчивые глаза моих учеников смотрят на меня и чутко ловят каждое моё слово. Тогда мне хочется каждого гладить по голове и говорить: «Ты просто молодец!».
Нет идеального ученика, как нет и идеального учителя. Но я всегда старалась приблизиться к образу идеального учителя. Часто я говорю своим ученикам слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А потом обязательно добавляю, что природа не обязательно наделяет каждого прекрасным лицом, что не у всех есть возможность прекрасно одеваться, но для того, чтобы иметь прекрасные душу и мысли, необходимо только желание самого человека. Стараюсь развивать в учениках это стремление к прекрасному на уроках и на внеклассных мероприятиях, в частности, на литературных вечерах, которые готовлю с моим классов для всех учеников школы.
Считаю, что мне повезло в жизни: я все годы работаю в единственной школе, в которую пришла 33 года назад, у меня было четыре выпуска, а совсем скоро попрощается со школой мой пятый выпуск. Я – «Отличник народного просвещения», учитель первой квалификационной категории, моя фотография помещена в Энциклопедии Саратовского просвещения «Лучшие люди губернии – XXI век», имею печатные работы в муниципальных и региональных сборниках. В течение учебного года я и мои ученики участвуем в двадцати и более международных, региональных и муниципальных конкурсах. Думаю, что не зря пришла в педагогику.
Ученики – удивительный народ. Ловлю себя на мысли, что в окружении юных мы, учителя, никогда не почувствуем себя людьми старыми. Мы, как вампиры (может, это слишком грубое сравнение!), подпитываемся энергией, силой, энтузиазмом своих учеников и получаем «заряд бодрости и хорошего настроения». Работая в школе, нельзя быть вялым, равнодушным, спокойным, необщительным, некомпетентным. Учитель должен быть талантливым, как и его ученики. Он должен дать им за годы учёбы всё то, что знает и умеет сам. И к одиннадцатому классу удаётся вырастить «наше будущее» – граждан России. Вероятно, поэтому мы плачем во время ежегодных выпускных вечеров, расставаясь с очень талантливыми, способными и замечательными учениками.
Мой одиннадцатый класс отвечает за проведение праздника ко Дню Учителя. Задолго до торжества засуетились, распределили, кто в каких классах будет проводить уроки, какие концертные номера надо подготовить. Они поют песню «Мой учитель», где есть такие строчки: «Бывали мы несносны иногда, как будто бес вселялся в наши души…». Господи, как это соответствует моему 11 классу – самому трудному из всех моих классов! Они поют: «Мой добрый учитель, ну что ж вы молчите, слезинки внезапно блеснули в глазах…», а у самих дрожит голос и тоже слезинки в глазах. И я не обижаюсь на них, я их прощаю, потому что мы должны любить детей таких, какие они есть. Это, на мой взгляд, главный закон педагогики!
Автор: Нелидина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ СОШ, село Старый Хопёр Балашовского района Саратовской области, «Отличник народного просвещения». Стаж работы 33 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Мне кажется, самое большое счастье, это когда после 30 лет работы можешь сказать: "Иду к детям с радостью!" Ирина Николаевна, в каждой строчке Вашего эссе чувствуется нескончаемая любовь и искренная забота об учениках!!! Тепло на душе стало после прочтения Вашей работы!!!! Вы - истинный Педагог!!! 5!!!! Удачи Вам и счастливого продолжения педагогического пути!!!)))
Мне тоже понравилась Ваша статья, Ирина Николаевна! В каждой строчке написано о любви к детям. 33 года прожито мыслями о школе, своих учениках, их проблемах и успехах! Вы, истинный Педагог! Я желаю Вам крепкого здоровья, успехов в работе!
Тронута такой высокой оценкой моей работы. Желаю Вам успехов и благополучия!
Ирина Николаевна, не знаю почему, но я прослезилась, читая Вашу статью. Наверное, вы попали в самое сердце! Спасибо Вам огромное! Поздравляю Вас с наступающим Днём УЧИТЕЛЯ и желаю победы в конкурсе! От меня - 5+++! С уважением, Валентина Алексеевна.
Валентина Алексеевна! О нашей профессии нельзя писать скучно, без эмоций, ведь она такая классная! И Вас поздравляю с наступающим Днём Учителя! Удачи Вам и счастья!
Очень интересный рассказ с размышлениями о профессии учителя. Проработать столько лет в одной школе - это много значит.
Только 5 баллов вам за ваш самоотверженный труд!!!!
Валентина Александровна! Спасибо за Ваш отзыв! С наступающим Вас праздником!
Хорошо, что в нашей стране много замечательных педагогов! Вот еще одна очень интересная статья. Ирина Николаевна, Вы - счастливый человек, если получаете удовольствие от своего нелегкого труда. От меня +5!!!
Уважаемая Наиля! Спасибо за тёплый отзыв о моей работе. Наш труд, действительно, нелёгкий, но такой замечательный!
Уважаемая Любовь Николаевна! Спасибо за оценку моей работы! С наступающим праздником!
Ирина Николаевна,Вы такая классная!Я думаю 5+ это мало,за вашу работу и за терпение.Я тоже более 25 лет тружусь с детьми ,с одной записью в трудовой книжке и прекрасно Вас понимаю!Спасибо!!!приглашаю на свою страничку.
Уважаемая Фания! Спасибо за тёплые, идущие от сердца слова! Вам желаю удачи в дальнейшей работе в школе.
У Вас очень большой и богатый багаж. Я желаю Вам крепкого здоровья, огромного терпения и делиться вашим опытом с такими молодыми воспитателями как я. Вы умничка, всех благ.
Здорово, когда рядом с детьми находится такой педагог и человек, но не менее важно, что такой человек работает рядом с другими учителями...Нам есть чему поучиться у Вас, Ирина Николаевна!Успехов!А за работу "5"!
Ирина Николаевна! Никогда не забуду Ваших уроков, увлекательных, интерессных и позновательных. Очень рада, что именно Вы дали нам знания в таком нелегком языке, как русский ии привили мне любовь к литературе! Желаю Вам самого хорошего в жизни, здоровья и творческих успехов!!!
Ваша ученица Степанова Анна (выпуск 1999г.)
Сразу чувствуется рука учителя словесности! Как глубоко и чётко вы раскрываете тему номинации. Действительно о педагогике, действительно с любовью. Желаю успехов!
Ирина Николаевна! Вы умничка, мне понравились и легли на душу Ваши мысли. Успехов Вам и творческих находок!