Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Что такое учитель? Я тебе отвечу. Это не тот, кто учит чему-либо, а тот,
кто побуждает ученика найти самое лучшее, что есть в нём,
чтобы выявить и раскрыть то, что ему уже известно. "
Паоло Коэльо.
Так учитель ли я? Что я могу предложить своему ученику? Думаю, что немало… По сути ведь образование – это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом.
Как же развить в ребенке личность? Как обогатить его внутренний мир? Я считаю, что выход в развитии его творческих способностей. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Должна родиться потребность реализовать их с пользой для окружающих. Ведь прав Ромен Ролан: «Живет лишь тот, кто творит. Остальные – это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни – радости творчества…, родившиеся в пламени единого костра».
Но чтобы развивать творчество, самому нужно быть творческим человеком. А являюсь ли им я? Уверена, что да. Люблю фотографировать. Остановить момент, запечатлеть его на долгие годы, найти интересный сюжет, написать историю в фотографиях. Детям нравится рассказывать о летних или зимних каникулах, о праздниках или путешествиях не сухими шаблонными текстами, а с помощью фотографий и слов. Слова становятся нагляднее, а рассказ захватывающим.
Я не Лермонтов, но пишу… Пусть пока только сиквейны.
Ребенок
Неповторимый, думающий
Познает, фантазирует, реализует.
Урок направлен на реализацию творческого процесса.
Открытия…
И не Толстой, но все равно пишу… Моя любимая форма – эссе, которое входит в состав ЕГЭ, но далеко не все дети могут его написать. И вовсе не потому, что они не знают структуры, и даже не потому, что не знают английского языка. А потому, что не хватает мыслей, они просто не знают ЧТО написать. У детей нищий духовный мир – они не читают классических произведений, а если и найдут время прочесть, то в сокращении. Разве можно себе представить «Войну и Мир» на 4-х страницах!
Я старюсь развить умение мыслить, а затем изложить свою мысль на бумаге, используя как можно больше средств выразительности. Постепенно, из класса в класс, темы усложняются, а диапазон средств расширяется, пока не получается «Продукт творчества», который хотя и не сравнится с «Войной и миром», но является Творением, а не простой отпиской.
Что еще? Люблю «делать» уроки. Да, именно делать. Как головоломку собирать из кусочков-идей. Эта подойдет, эту лучше в другой раз и с другой темой, а эта просто идеально впишется в канву урока. Все время спрашиваю себя: Что я хочу от урока? Что хочу от детей? Что нужно сделать самой? Все учесть, ничего не забыть, расставить на свои места и воплотить в жизнь, чтобы и сама горела, и дети. Трудно, но интересно.
Дочь… Все течет, все меняется. Голые животы, юбки, напоминающие широкий пояс стали стандартной одеждой для многих школьниц в наши дни. Ведь школьники сейчас совсем другие, чем те, какими были мы. И не потому, что это были МЫ, а то они. А потому, что дети стали раскрепощенные, как губка, впитывающие в себя бескультурье окружающего мира. Раньше дети имели многогранные стремления, ценности, сейчас же все хотят быть богатыми. И только.
Что видят они по телевизору, в журналах, компьютерных играх, от которых их не оторвать? И дело здесь не в техническом прогрессе... Образование обесценилось. Нет, не в том смысле, что больше оно не требуется – наоборот, теперь даже уборщице вуз надо заканчивать. Само содержаниекультуры изменилось, она находится в упадке. Потеряно стремление обладать знаниями. Многие считают, что достаточно иметь диплом. Да разве только это? То, что раньше считалось непозволительным, чего стеснялись – сейчас норма. Но я уверена, что мы сами их делаем такими. Главное не забывать видеть в ребенке личность и обращаться с ним соответственно.
Ученики… Ребенок – алмаз неграненый. Правилами и жесткими рамками его пытаются огранить, чтобы красивее блестел. Зачем? Он сам знает, как ему сиять. Я обозначаю ему цель – пусть он делает открытия. Я намечаю ему путь – пусть он пройдет его сам. На уроке я пробуждаю интерес не только к английскому языку, но и к рисованию, занятиям физкультурой; кто-то начинает писать стихи, которые раньше не получались; кто-то обращается к музыке, а кто-то выбирает танцы; появляется более осознанный подход к читаемой литературе; развивается потребность самовыражения, растёт эстетический вкус, расширяется кругозор.
Ребенок неповторим. Отличаться от других – нормально, ведь в каждом из нас есть свои особые таланты. Совершать ошибки – нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Хотеть большего – нормально. Идти вперед, познать, творить, реализовать себя. Полет фантазии, воображения, интуиции приводят к нестандартным решениям в различных ситуациях. Моя задача удержать их внимание, заинтересовать своим предметом, чтобы обогатить и разнообразить их внутренний мир, помочь реализовать их возможности. Ученик со своей позиции смотрит и старается понять, зачем ему это надо, где может пригодиться, как это применить.
Поэтому я все время нахожусь в поиске: идей, смысла, содержания, текстов, упражнений, картинок, видеороликов. Хотя нет, ролики делаю сама. Кто стоит на месте, тот идет назад. Каждый день – это новая маленькая жизнь, которая подсказывает мне что-то, направляет. Творчество предполагает умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; наличие способности гибко и нестандартно мыслить; комбинировать, реконструировать; видеть проблемы и противоречия. Чтобы соответствовать уровню предъявляемых требований я постоянно занимаюсь самообразованием.
И в своей работе я не одинока. Не может человек просто «дать» другому человеку знания и опыт. Я стараюсь выстроить в логическую цепочку окружающие обстоятельства и направить общение так, чтобы не дать ученику познать горечь разочарования и поражения, не дать уклониться от намеченной цели или определить ее в соответствии со способностями, потребностями и нуждами его самого и общества. И помогают мне в этом ученики.
Автор: Кириченко Галина Викторовна, учитель английского языка МОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева», г. Воронеж. Педагогический стаж 4 года. Призер конкурса «Учитель года – 2011» г. Воронежа.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Галина Викторовна! Прочитав Ваше эссе, ещё раз взглянула на фото и на стаж. Вы, действительно работаете от души, продумываете всё до мелочей . Требовательно относитесь к процессу обучения и к себе. Вы не равнодушны к детям! Отличная статья! 5!!!!!!!!!
Галина Викторовна, с большим интересом прочитала Вашу работу!!! Как приятно, когда в ряды Педагогики вливаются такие творческие, неравнодушные, активные и яркие люди!!!! ОТ души ВАм желаю продолжать гореть той страстью, которую Вы несёте в своем сердце детям!!! Удачи Вам и радости!!!!! Вы замечатльный педагог!!! 5!!!!!!!!!!!
Галина Викторовна, Ваша работа отражает такую неиссякаемую энергию и такой энтузиазм, что хочется склонить перед Вами голову! Молодец! Ставлю Вам 5+! Буду рада увидеть на своей страничке.
Очень хорошие слова.Вы молодец!Ваши слова созвычны с моими,только они в стихотворной форме.
Отличная статья об учительском труде, особенно учитывая ваш стаж работы в школе. Молодец!!! Ставлю вам 5 баллов.
Отличная работа! Интересно написали о своем учительском труде. Несмотря на небольшой педстаж, Вы постигли истину "Кто стоит на месте, тот идет назад" С удовольствием ставлю Вам 5 баллов.
Любите их, живите ради них, отдавайте им свою душу, согревайте сердцем! И тогда заметите, как заблестят грани Ваших алмазиков! "5"!