Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Зайдя в класс в сентябре, почему-то стало на душе тоскливо, грустно. Почему? Да, потому что мои ребята закончили школу, и теперь они стали студентами.
Много лет работаю в школе, но так получилось, что выпускала только учеников начальной школы. Но вот волею судьбы я пришла в школу-интернат, где я стала работать по своей второй специальности – учителем русского языка и литературы. Здесь я познакомилась с ребятами 11 класса, стала их классным руководителем. Всего лишь год мне удалось с ними поработать, но сколько было пережито за этот год. Хочу рассказать об этих замечательных ребятах.
На самой первой парте сидели две девочки (как обычно это бывает) – Саяна и Бальжима. За ними два мальчика – Саян и Баясхалан. А остальные ребята сидели на втором ряду. Всего десять ребят: пять мальчиков и пять девочек. Как оказалось потом – самый лучший класс интерната. Десять лет (кто-то чуть меньше) своей жизни они провели в стенах этого интерната. Совсем маленькими их взяли воспитатели Номина Найдановна и Дарима Очировна. К профессиональному дню воспитателей ребята написали сочинение. Из этих работ я узнала о том, как долго они привыкали к интернату, как учились учиться, читать, писать, учились сидеть на самоподготовках, выполняя домашнюю работу. Все работы были написаны с теплотой о своих теперь уже «родных» воспитателях.
Я же первый раз так близко встречалась в школе со взрослыми ребятами. Как же мне найти к ним подход? Смогу ли я заменить их классного руководителя, которая безвременно ушла из жизни. Хоть после нее и был учитель, но ребята очень долго переживали эту потерю. Мне все казалось, что они ждут свою учительницу. Долго мы привыкали друг к другу. Были и непонимания, и ссоры, и слезы. Но потом прошло время. Общие дела, общая цель – подготовиться к ЕГЭ – все это заняло время и мысли, и наши отношения понемногу улучшились.
Саяна хорошо учится по литературе. Начитана, грамотна. С детства ходит в театральный кружок. Очень хорошо держится на сцене. В октябре она поехала в г.Улан-Удэ на театральный конкурс. Готовили ее к районному конкурсу «Белый месяц». «Белый месяц» – это национальный праздник бурят – новый год по лунному календарю. Там она выиграла Гран-при и поехала на республиканский конкурс. И вообще девочка пишет стихи и рассказы на бурятском языке. Не раз публиковалась в республиканских сборниках на бурятском языке.
Мы решили поучаствовать в проекте «Лучшие ученики Бурятии». Взяла рекомендацию у заместителя директора по учебной работе и пошла искать спонсоров. Многие отказывали в помощи, но, благо, есть люди, готовые к благотворительности. Таким образом, мы с Саяной стали участниками этого проекта. Благодаря ее начитанности мы смогли участвовать в конференциях по литературе, представляли район на республике. Затем участвовали во всероссийском конкурсе фонда им. А.Сахарова. Сейчас Саяна – студентка филологического факультета.
Бальжима – интеллектуалка. Победительница многих районных конференций и олимпиад по предметам. Ей легко дается математика и информатика. Хорошо пишет сочинения и изложения.
Жаргалма – не просто красавица, но еще и умница. Ей легко даются и гуманитарные предметы, и естественные. Тоже участница многих конкурсов, олимпиад и конференций. Без нее не обходятся спортивные соревнования. А еще она очень добрая и ласковая. Из нее выйдет очень хороший врач или медсестра. Сейчас Жаргалма учится в медицинском колледже.
Валюша – общешкольная старшая сестра. Для всех она найдет доброе слово и время помочь в чем-то. Для всех ребят она надежный человек, на которого можно положиться во всем. Если что-то передать, то говорят: «Оставьте у Вали» или «»Передайте Вале всех собрать» и точно знаешь, что она никогда не подведет. Валя поступила на экономическое отделение колледжа при сельскохозяйственной академии. Она будет бухгалтером.
Димит – красавица, знаток бурятского языка. Лучше ее никто не знает в районе бурятский язык. Она даже занимала призовые места в республиканских мероприятиях. Поэтому не удивительно, что приемная комиссия филологического факультета знала эту девочку и с радостью приняла в стены своего университета.
Эти девочки не только хорошо учатся и активны в общественной жизни, они еще и трудолюбивые. В наше время, когда многие дети избалованы родителями, эти девочки сами зарабатывали деньги на выпускной.
Мальчишки... Эти повесы мальчишки! Они всегда норовят убежать побыстрее или ненароком забыть о дежурстве в классе. А сейчас они стали студентами. Баясхалан – большой скептик. Многое подвергает критике, но вместе с тем он целеустремленный. Сейчас он учится в сельскохозяйственной академии. Будущий чиновник.
Саян – будущий врач-стоматолог. Самый добрый, веселый и озорной в школе. Его любят и маленькие, и ребята постарше.
Дагба – серьезный и самый главный спортсмен школы. Без него не обходится ни одно соревнование. Тоже будущий врач.
Алдар учится на экономиста вместе с Валей в одном колледже.
Санжа сразу после выпускного ушел в армию. Не успел попасть под приказ президента Медведева об отсрочке выпускников. Не хватило буквально трех дней. Ну что ж время быстро летит. Казалось, недавно его проводили, а уже проходит третий месяц. Из учебной части его переводят в воинскую. За своими заботами не заметим, как он уже и придет из армии.
Все эти годы всегда рядом с ними была воспитатель Номина Найдановна, а вторая воспитатель Дарима Очировна ушла на пенсию, когда они учились в шестом классе. Номина Найдановна учила их застилать постель, следить за порядком в комнате, следить за своим внешним видом. Многие положительные качества воспитателя я замечаю в своих одиннадцатиклассниках. За эти годы ребята прошли большую школу не только учебную, но и жизни. Поэтому им сейчас легко адаптироваться в обществе.
Недавно я разговаривала с Жаргалмой, она живет в общежитии колледжа. Никаких неудобств она не чувствует, потому что ей привычно жить в общем мире с людьми. А Санжа звонил ребятам из армии, что призывникам из родительского дома тяжело приходится в общей казарме, чувствуют большие неудобства, а ему все это привычно и знакомо. Он давно уже знает режим общежития. Баясхалан мне сообщил, что показал неплохие знания на входных контрольных работах. Я рада за ребят. Все они разные, но общее в них доброта, открытость, желание всегда прийти на помощь.
Ни один праздник, ни одно мероприятие не обходилось без них. И всегда они находят время и для развлечений и для учебы. На выпускном вечере в адрес этих ребят было сказано много теплых слов от учителей. Но все, учителя и воспитатели, говорили, что прощаются с самыми лучшими ребятами, с самым лучшим классом. Мне же было радостно и в то же время печально от того, что так мало времени я провела с ними. Все они разные, но общее в них доброта, открытость, желание всегда прийти на помощь. Именно эти ребята вдохновили меня продолжить педагогический путь. Хоть мне и нравится работа учителя, но за год до встречи с моим 11 классом я собиралась закончить педагогическую деятельность.
Сейчас я твердо знаю, что я продолжу свою любимую работу. И как хорошо осознавать, что есть ребята, которые вдохновляют на новые педагогические подвиги. Хочется вспомнить слова Г.С. Сковороды: «Долго сам учись, если хочешь других учить. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика». Эти десять ребят стали моей правильной и своевременной практикой.
25 мая – последний звонок. У меня бегут слезы. Как же трудно даются нам дети. Всего лишь год, а такими они стали мне близкими и родными. Сейчас мы созваниваемся, переписываемся. Я надеюсь, что я тоже оставила в их душах маленький светлый след. Пусть сбудутся все их планы и мечты, и над их головами всегда светит солнце удачи.
Автор: Дамдинова Светлана Ринчиновна, учитель русского языка и литературы, ГОУ «Кижингинская школа-интернат», с. Кижинга, Республика Бурятия. Стаж 7 лет. Участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах, конференциях.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Светлана Ринчиновна, с какой любовью и нежностью ВЫ написали о своих учениках!!! Мне кажется я их тоже уже полюбила... Пусть всё у ребят складывается хорошо! А по-другому и быть не может!!! Ваша ЛЮБОВЬ будет им надёжным парусом по жизни!!! 5!!!! А ВЫ не грустите! Вас ждут уже другие детские сердца!!!!
Спасибо большое за поддержку и добрые слова. Сама тоже возлагаю себя надежды. Огромное спасибо!!!
Очень трудная работа у Вас, но Вы замечательно справляетесь.Вы супер!
Спасибо за такой великолепный рассказ. Видна любовь к вашим детям. Желаю вам успехов в вашем нелёгком труде.
Светлана Ринчиновна! Прочитав рассказ, искренне порадовалась за Вас и Ваших выпускников! Вашим ученикам повезло, ведь их любили дома и в школе! Как нежно Вы их назвали: "Путеводные звёздочки". Я желаю Вам и Вашим выпускникам счастья, добра и успехов!
Спасибо за искренний рассказ о детях. Отмечаю его педагогическую значимость.
Всем огромное спасибо за добрые слова. Честно говоря, очень боялась как воспримут мое творчество. Это первое публичное "выступление". Несколько раз правила, редактировала. Уважаемые коллеги, вдохновилась вашими словами, теперь с другими ребятами готовимся к "Волшебному перышку". Удачи вам, всего доброго и счастливого.
Спасибо большое, с тех пор прошло 6 лет. Эти ребята уже получили специальности и работают в разных сферах. А я выпустила еще один класс - дали 9 класс, трудные детки, но справилась. А сейчас я работаю с 6 классом, которых надо учить, воспитывать, вдохновлять, повышать самооценку.
Всех с новым годом, удачи.