Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Я беру в руки свой школьный фотоальбом. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое.
Вот фотография, а под ней подпись: 1 сентября 1976 года. Да, это еще маленькая, смешная, с большим белым бантом ученица. Каждый человек запоминает 1 сентября именно таким – море цветов, ребячьи улыбки и глаза, полные радости, тревоги, ожидания. И вот первый звонок. Прошло10 лет. И вот я студентка педуниверситета. Выбор был случайным, но уже в институте я поняла, что дело случая сыграло большую роль в моей профессиональной судьбе.
На следующей фотографии дата: вновь 1 сентября, но уже 1990 год. То же здание и я…Я, спустя 14 лет, стоя на том же самом месте, но уже в роли учительницы. Опять цветы, улыбающиеся люди. Я поздравляю своих первых учеников с началом новой жизни. Я счастлива, но сердце замирает.
Тот мой первый класс и сейчас перед моими глазами: маленькие и большие, вежливые и не очень. Наверное, если бы не эти дети – такие наивные, добрые, я не стала бы учителем. С тех пор прошло 20 лет, дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. Это стало моим жизненным кредо, любовью всей моей жизни, я живу этим.
За все эти годы у меня никогда не возникало желания поменять профессию. Переступив порог школы, я забываю обо всех жизненных невзгодах и проблемах. За 21 год работы в школе я научилась чувствовать детей, каждому из них в моей душе отведена маленькая ячейка. Именно эти невидимые, но чувствительные связи помогают мне организовать процесс обучения детей индивидуально.
Быть педагогом – это почетно, но и ответственно. Еще А.В. Луначарский писал о том, как важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен быть источником радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. Никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Педагог обязан воплощать в себе человеческий идеал.
Человеческий идеал… Трудно это и, вообще, возможно ли? Традиционно считается, что существует два типа одаренности: талант легкий, когда человек творит легко и непринужденно, как дышит. К другим успех приходит в результате упорного труда, сопряженного с кризисами и преодолениями.
Общаясь с ярким учителем, посещая его уроки, видя легкость, с которой он строит свои отношения с детьми, подсознательно понимаешь, что за всем этим скрывается тяжелый повседневный труд. Я не знаю, какого уровня профессионализма я достигну, смогу ли хоть на шаг приблизиться к человеческому идеалу, найду ли свое место на поприще педагога.
Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время совещаний, во время прогулки в лесу и во время пути в школу. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день. Всегда с легким волнением открываю дверь школы, захожу в свой класс: сейчас встречусь с моими учениками.
Я не буду стараться изобретать велосипед, но и не стану переносить в чистом виде опыт других. Постараюсь переосмыслить имеющиеся технологии и применять в работе то, что мне ближе и понятнее.
…Продолжаю листать фотоальбом. Вот мои непоседы – шестилетки, а здесь они уже шумные второклассники. И наконец, моя гордость – выпускники – четвероклассники.
Мои мысли прерывает звонок. Урок я начинаю с улыбки. Улыбка – это мое приветствие, мое первое обращение к детям, пришедшим ко мне за знаниями. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Она сближает нас, вселяя уверенность. Окидываю класс еще раз взглядом и вижу, кого сегодня надо подбодрить, сказать ласковое, доброе слово. Мы улыбаемся друг другу, дети успокаиваются. Можно начать занятие.
Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам находить чудеса на каждом уроке. И мы их находим – в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, конкурсных заданиях по математике, в богатстве природы на уроках природоведения.
Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы, и я радуюсь тому, что мои питомцы не бояться их задавать. Ребята пробуждают во мне энергию вдохновения и творчества, и я с любовью все принимаю.
Умственные силы и энергия учащихся, особенно младшего возраста, – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и очень осмотрительно, а самое главное – надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Источники же этого пополнения – наблюдение за природой, жизнь среди природы, чтение, но такое, к которому побуждает интерес, желание узнавать новое, не боясь быть спрошенным.
…А вот фотография с праздника «Прощание с начальной школой». Я поздравляю детей и родителей, пою, танцую, плачу.… Еще один круг завершен. Одолевают сомнения: научила читать, писать и считать, а научила ли жить, бороться и преодолевать трудности? Что главное в нашей жизни? Какие навыки ценнее? Как мои выпускники вольются в новую среду взаимоотношений? Об этом буду думать еще не раз, а пока.…Пока праздник.
Право любить своих учеников по-разному – кого меньше, кого больше – нельзя вытравить из учительской профессии. «Любить, но никогда не нарушать справедливости – залог этого права», – так писала в статье одна из учителей.
У каждого учителя за годы педагогической деятельности появлялись любимчики. Мы тщательно скрываем от них свое отношение, но от себя этого скрыть невозможно.
Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую бы я назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, нам, учителям (да и родителям тоже), нужно помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернуться к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы.
И кто будет в этом виноват? Ответ на вопрос дает стихотворение Н.Матвеевой «Девочка и пластилин». В нем говориться о маленькой девочке, которая, трудясь над клоуном и куклой, повторяет:
Если кукла выйдет плохо,
Назову её – Дуреха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его – Дурак…
А в конце стихотворения есть слова, которые заставляют заново осмыслить прописанные истины, что дети похожи на мягкий воск, на чистый лист бумаги:
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь грубовато,
Ты сама же виновата,
А никто не виноват.
Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень…Учительской любви необходимо учиться: любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогически концепциям нельзя разложить на разные чаши и выяснить, что весомее в деле образования, что окажет большее влияние на желаемый результат. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть.
Дети понимают и ощущают больше, чем нам кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения, кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.
Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Именно изучение – педагогическое и психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования человека. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, образцы высших человеческих побуждений, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности.
Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать. Часто повторяю слова К.Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
..Последняя фотография. Я снова в первом классе. Здесь я держусь спокойнее, увереннее в себе. Я вновь научу моих первачков писать, читать, считать. Но еще я помогу каждому ребенку увидеть себя, открыть новые качества, а может, и удивиться. Не это ли удивление первооткрывателя станет основой любви к родному краю, из которого вырастает любовь к Отечеству? А может красота природа, которую я покажу ему, красота, принадлежащая всем, натолкнет на мысль о том, что нужно думать не только о своих радостях, когда живешь среди людей.
Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка в любознательность, любознательность – дорога к знаниям». Никогда не забываю об этом. И «пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…» Какие прекрасные слова Януша Корчака!
…Новый класс. Новые проблемы. Я смотрю в детские глаза. Но разгляжу ли я каждого? Не обижу ли неверным словом, взглядом, поступком? Они такие маленькие, беззащитные. Хочется чем-то их прикрыть, обогреть и сказать: «Сядьте поближе, и всем нам будет теплее». Пройдёт совсем немного времени и каждый из них будет частичкой моей души.
В памяти всплывают слова любимого мною Учителя – В.А. Сухомлинского: «Любить можно только то, чему уже отдал частицу своей души». Сколько таких кусочков своей души уже отдано за 21 год? И сколько еще предстоит отдать? Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становиться более мудрой, глубокой.
Найти свое признание, утвердиться в нем – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появиться великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.
Я за все расплачусь – посажу семена,
И ростки доброты воспрянут
И проявится в жизни моей цена
В том, как люди меня помянут.
Вот оно «чертово колесо» нашей учительской работы: вверх-вниз, вниз-вверх. Моё счастливое «колесо».
Автор: Санкина Ольга Юрьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Налобихинская СОШ» Косихирского района Алтайского края. Педагогический стаж 21 год. Победитель краевого конкурса лучших педагогических работников.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отмечаю высокорй оценкой конкурсную работу по критерию - "педагогическая значимость"!
Ольга Юрьевна, такое глубокое и искреннее рассуждение о ашей профессии заслуживает самой высокой оценки!!!! Особенно порадовало, что спустя годы ВЫ остаётесь преданной одной единственной школе, которая по сути дала Вам начало Вашей жизни!!! Удачи Вам и дальнейших успехов!!!!
Ольга Юрьевна, как замечательно Вы сказали:"Вот оно «чертово колесо» нашей учительской работы: вверх-вниз, вниз-вверх. Моё счастливое «колесо»!" Я, как и Вы, такое "колесо" не променяю ни на какую другую профессию!
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Большое спасибо за Ваши искренние отзывы. Своё эссе отправила поздновато. Даже не думала,что успею получить
оценку своей работе. Эссе писала от всей души, постаралась показать ,что значит для меня моя работа.
Ольга Юрьевна! Интересная статья! Вам 5! Успехов Вам в дальнейшей работе!
Полностью разделяю Вашу педагогическую позицию. Спасибо за Вашу открытость и преданность педагогической профессии. С наступающим праздником! Здоровья, творческого вдохновения и конечно же успехов!