Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
В эссе я рассуждаю о необходимости и значимости фольклорной игры в жизни дошкольников, о своем желании и стремлении научить детей играть активно и самостоятельно, так как русские народные игры, пронизанные добротой и любовью, могут посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением не разрушать, а созидать.
«…мы не можем созреть вне
национальной
культуры, которой мы должны
проникнуться,
чтобы присущие душе нашей силы могли
получить развитие»
В.В. Зиньковский
Россия конца ХХ-начала ХХI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявлять себя творчески.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности для педагогического творчества, смелого поиска инновационных методов обучения и воспитания. Музыкальный фольклор изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, становление характера, начало формирования ребенка как личности. Игра в этом возрасте – комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость. В игре он проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, фантазию.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, а творчество обогащает личность, и жизнь становится более интересной и содержательной. Детское воображение безгранично широко и глубоко, надо только заинтересовать, увлечь, и дети запросто перевоплощаются: в белую лебедушку или селезня, в ясно-сокола или серого волка.
Игра по своей сути уникальна, она включает в себя все жанры фольклора: песенный, игру на детских народных инструментах, хореографию, поэзию. Игра – это не только развлечение.
Все народы во все времена придумывали такие игры, чтобы человек с малых лет рос здоровым, развитым, смышленым. Игры, связанные с движением, развивают ловкость, гибкость, силу, активизируют мыслительные процессы – ведь в каждой игре есть цель, к которой стремятся играющие.
При видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых, между ними нет четкой границы, многие произведения без особых изменений текстов зафиксированы как у взрослых, так и в детской среде.
Например, ряд популярных хороводных песен и игр: «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли» и др.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, и эта связь не должна прерываться.
Праздник – это день радости и торжества, день игр и развлечений. Все с нетерпением ждут этот день: готовят наряды, атрибуты, учат роли. В сценарии утренников я обязательно включаю фольклорные игры, в которые с удовольствием играют и дети, и взрослые.
Совместные праздники – это интересная форма самореализации родителей, действенный способ убеждения их в том, что именно родители являются первыми педагогами (Закон «Об образовании», ст.18).
Моей целью как музыкального руководителя является развитие музыкальных способностей ребенка заложенных природой и родителями, помочь найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком.
А высший гуманизм педагогического процесса – убедить родителей в том, что нет ничего важнее добрых отношений с собственными детьми, и игра может стать связующим звеном и помощником.
Детский фольклор – одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.
А.М. Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре», поэтому актуальность использования игрового детского фольклора в работе с детьми не вызывает никаких возражений.
Работая с детьми, я помню, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
И мы, воспитатели, должны знать и помнить, что детский фольклор, как народная педагогика должна сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам. А я буду счастлива, если смогу заронить в детскую душу маленькое зернышко нашего огромного русского народного наследия!
Автор: Абросимова Любовь Ивановна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, детский сад, г. Сосновый Бор, Ленинградская обл. Пед. стаж 32 года. Участие в фестивалях города и области: «Рождественские встречи», «Кукла, я тебя знаю!», «Гармония движения», отмечены дипломами и грамотами. За личный вклад в развитие и воспитание детей награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Любовь Ивановна, с удовольствием поддерживаю Вас!!! Фольклорная работа с детьми имеет огромное значение для развития ребёнка!!! А какую радость доставляют детям выступления! Столько задора и огня можно встретить только в народном творчестве! Актуальная и интересная работа! 5!!!!
Спасибо, Любовь Ивановна,за приобщение детей к народным истокам. Поддерживаю и полностью разделяю Ваше стремление! Пять звёздочек.
Любовь Ивановна! Тема вашего эссе очень актуальна.Я надеюсь,чт Вам удастся "заронить в детскую душу маленькое зернышко нашего огромного русского народного наследия!"От меня 5!!!
Очень интересная тема статьи. В работе с детьми фольклор играет, конечно, одну из главных ролей. Это непочатый край работы - изучение народной мудрости.
Здравстуйте Любовь Ивановна. Полностью поддерживаю Ваше эссе. Наш коллектив тоже занимается возрождением фольклора. Ставлю Вам отлично. Желаю успеха в конкурсе. Галина Викторовна.
Любовь Ивановна! Познавательная работа как для взрослых, так и для детей. Мы должны знать свои истоки. Вы с таким восторгом рассказываете о своей работе. Я желаю Вам творческих успехов!
Уважаемые коллеги, благодарю за добрые отзывы и оценки. 10 лет я занимаюсь приобщением детей к истокам русской народной культуры, а игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения”
Науменко Г.М. (фольклорист-музыковед). Я с ним полностью согласна.
Прекрасная, интересная статья! Беру на заметку. Тему фольклора люблю и считаю очень важной в жизни не только детей. ВЫ - молодец! Так держать!
Любовь Ивановна, спасибо за интересный опыт работы . Тема очень актуальная!!! А "зёрнышки" доброты Вы уже посеяли. Успехов в конкурсе.