Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Судьба человека и ее предопределение есть в уроке: каков урок, такова настоящая и будущая жизнь пока еще маленького человека, растущего школьника, а также того, кто ведет его. Мы сами должны верить в то, чему учим наших детей. «Урок» преподносит свои уроки.
УРОК ПЕРВЫЙ
Общеизвестно, что общение учителя и ученика не сводится только к информационному обмену и обмену действиями. Между ними возникают скрытые от глаз духовные связи, определяющие судьбу каждого из них. Общаясь с коллегами, изучая различные источники, я встречалась с массой фактов, когда учитель словом может внушить ребенку любые его качества и отношения, например, хорошую или плохую память, воображение, быстрое мышление. И вот удивительно – его оценки сбываются.
Я считаю, что каждый урок должен быть встречей. Именно во встрече людей возникает чувство взаимной сопричастности. Уверена, что ученик и учитель в своей встрече на уроке способны как возвысить друг друга, так и навредить как чрезмерной влюбленностью, излишним поощрением, так и неприязнью, непризнанием.
УРОК ВТОРОЙ
Я считаю, что урок в школе – это не только время решения задач и выполнения заданий. Это прежде всего урок качества их выполнения. Учитель именно на уроке (а где же еще?) обучает учащихся тому, как надо терпеливо, ответственно выполнять любое задание, в срок и аккуратно его оформлять и предъявлять на проверку.
Кому не известны факты полного безделья учащегося на уроке? Учитель фронтально работает с классом, исключая из поля своих забот отдельных ребят, не давая им никакого задания и не вовлекая в коллективную деятельность. Следовательно, им просто не дали урока. Кроме плохой отметки они «зарабатывают» привычки ничего не делать и ни за что не отвечать.
А кому не известны ситуации наспех выполняемых классных работ? Зачем учитель вопреки смыслам уроков качества торопит детей, стремясь как можно больше успеть? Успеть сделать одно за счет другого? И так почти каждый второй ребенок учится жертвовать качеством во имя количества.
Я уверена, что урок в школе есть урок научения качественному выполнению любых заданий. Это свойство урока позволит избежать резких колебаний успеваемости от класса к классу, облегчит ребенку адаптацию при переходе из класса в класс.
УРОК ТРЕТИЙ
Я всецело верю в духовную сущность урока. Урок – это высокий духовный феномен, построенный на вере, надежде в ученика и в любви к нему. Ученик изначально должен быть уверен, что учитель идет к нему с добром и любовью, с доверием в его силы и возможности. В этом высокая духовная миссия учителя не навредить природе ребенка, не сломать его будущее. Во время встречи с детьми на уроке мы получаем возможность отдать им все лучшее.
«Если во встрече один не успевает созревать, другой должен упражняться в терпении, чтобы, не задерживая свое продвижение, всегда стараться вниманием сопровождать продвижение другого». (Атис Ф.)
Вот таким образом мои «уроки» помогают мне верить в то, чему я учу детей. И мне это удается!
Автор: Кузьменко Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей категории МБУОС № 8, г. Нижневартовск Тюменской области. Педагогический стаж 17 лет. Победитель конкурса «Лучшие учителя России», призер Всероссийского конкурса-премии «За нравственный подвиг педагога».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Александровна, очень рада возможности познакомиться с Вашей педагогической философией! Разделяю Ваши взгляды на уроки воспитания детей. Особенно отметила Ваше высказывание о том, что "ученик изначально должен быть уверен, что учитель идет к нему с добром и любовью, с доверием в его силы и возможности." В этом действительно заключается высшая духовная миссия учителя!!! 5!!!!!!!! Буду рада продолжить с ВАми общение))
Здравствуйте, Наталья Александровна! С интересом познакомилась с Вашей статьей. Спасибо за Уроки! Полностью поддерживаю что "что урок – это не только время решения задач..."
Наталья Александровна! Рада за Вас, искренне! У Вас есть отличный опыт работы и Вы им щедро делитесь! Ваши уроки могут быть полезны всем внимательным, любящим детей педагогам.
Отличная статья - размышление о школе. Ваш педагогический опыт заслуживает уважения.
Вы чем -то напоминаете мою маму, наверное, добротой. вы мудрый педагог! 5!!!!!!!
Спасибо большое, коллеги! Так приятно читать добрые слова. Хочется сразу бежать в школу, потому что уже соскучилась. У меня там очень уютно, по-домашнему. Пригалашаю всех!
Особая благодарность за третий урок. Как поэтично Вы сказали об этом! Ваше педагогическое видение заслуживает особого внимания и высоких оценок.