Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Пусть льется музыка из окон,
И будет здесь кому – кого учить,
Пусть вместе им не будет одиноко,
Раз музыка звучит – мы будем жить!
Более 50-ти лет работает в городе Соликамске Пермского края одно из интереснейших учебных заведений – детская музыкальная школа №2. Это своя неповторимая атмосфера, музыкальные звуки, запахи. Жизнь здесь кипит: концерты, выставки, встречи, праздники. И труд, упорный труд, изо дня в день. Все расписано по минутам и по нотам.
История музыкальной жизни города уходит корнями в начало прошлого века. Вот только несколько фактов.
Традиционными были музыкальные вечера в доме Н.Г. Собашниковой, где был прекрасный беккеровский рояль. Из Соликамска вышел прекрасный певец В.М. Луканин, отправленный учиться в Петербург на деньги меценатов. Первый музыкальный кружок в городе был открыт в 1927г.
В 1935/36-х годах работала в городе музыкальная школа, открытая участниками квартета им. Калийрудника, организованного Московской консерваторией по просьбе работников комбината специально для работы в Соликамске. В годы Великой отечественной войны и ряд послевоенных лет музыкальная жизнь города была особенно насыщенной, в связи с эвакуацией сюда многих артистов, музыкантов и музыковедов. Например, оркестр оперетты насчитывал 40 музыкантов профессионалов, в городе было два джаз-оркестра. В 1949г. открыта музыкальная школа №1, а в 1958 г. – музыкальная школа №2.
Сегодня здесь обучается игре на фортепиано, скрипке, виолончели, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре около 300 девчонок и мальчишек. Основная форма занятий – индивидуальный урок, воспитательное значение которого невозможно переоценить. Фортепиано, скрипку и виолончель дети осваивают семь лет, другие инструменты – пять. Кроме специальности (так называется индивидуальный урок по обучению игре на любом инструменте), в школьной программе – уроки сольфеджио, музыкальной литературы, слушание музыки.
Юные пианисты получают навыки игры в ансамбле, учатся аккомпанировать солистам. «Народников» (так музыканты называют исполнителей на народных инструментах) обучают игре в оркестре и различных по составу ансамблях. Кроме того, они получают навыки игры на фортепиано. Все дети обязательно посещают хоровые занятия: в школе есть хор учащихся первого года обучения и хор учащихся средних и старших классов.
Что дает человеку обучение музыке? Задумаемся об этом в связи с проблемами сегодняшней жизни: социальными, психологическими, духовными, творческими, общения, семьи и здоровья. В школе дети не просто учатся играть на инструменте, а приобщаются к творчеству! И не только музыкальному (не каждый станет композитором, или артистом исполнителем). Совместное музицирование – игра в оркестре, ансамбле, пение в хоре – прекрасно решает многие проблемы.
Застенчивый ребенок, участвуя в таком музыкальном действе, может почувствовать себя в центре жизни, творческий – проявить свою фантазию. Известен и терапевтический эффект от музицирования. Музыкальный инструмент в руках человека – это своего рода личный психотерапевт. Игра на инструментах лечит координационные и слуховые нарушения, гипер- и гиподинамию, учит столь необходимому в наше время умению концентрироваться и расслабляться.
Занятия музыкой вырабатывают готовность ежедневно трудиться, улучшают и развивают слуховую, зрительную, моторную память. Постепенно у детей появляется умение распределять свое время, концентрировать внимание на главном.
Успевать учиться в двух школах – не так-то просто. Но какую радость приносит успех! И как результат личных достижений – «выход в общество», появляется возможность побыть учителем – научить несложной мелодии родителей, братика или сестренку, тем самым укрепляя семью через совместные занятия. К слову, прочность семейных отношений в прошлом во многом зависела от совместных занятий, будь то работа или отдых; так было и в крестьянских, и ремесленнических, и в помещичьих семьях.
Музыка саму жизнь организует по-доброму, красиво. И когда дома попросят сына или дочь исполнить что-нибудь для души – просто, чтобы порадоваться, тогда и станет понятным смысл обучения в детской музыкальной школе.
Современного ребенка необходимо спасти от чудовища – «штампующей» среды массовой культуры: стандарт красоты – «Барби», стандартно леденящие кровь «ужасы», стандартный образ жизни. А музыкальная школа помогает воспитывать свободного, способного противостоять бездуховному насилию человека личность и гражданина.
Кто поспорит с тем, что развитие и сохранение интеллекта детей является главнейшей необходимостью в наше время. И общение ребенка с классической музыкой – лучший способ для этого. Музыку для детей писали величайшие композиторы: П. Чайковский, М. Глинка, Р. Шуман, С. Прокофьев, И.С. Бах и многие другие. Играя их произведения, дети учатся понимать, чувствовать и не просто слушать, а слышать музыку. Перед ними открывается огромный пласт культуры, доступный немногим.
Наши ученики получают свидетельство государственного образца о прохождении курса обучения в музыкальной школе. Желающие могут продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях – музыкальных училищах, музыкально-педагогических училищах, на музыкальных факультетах педагогических университетов и институтах культуры. Выпускники этих учебных заведений получают квалификацию преподавателей музыкальных школ, учителей музыки, руководителей самодеятельных коллективов. Профессиональных музыкантов-исполнителей готовят консерватории. Для поступления в консерваторию нужно обязательно окончить музыкальное училище. Такие учебные заведения есть во многих городах. Только в Пермском крае их три – в Перми, Чайковском, Березниках.
А как разнообразит жизнь детей обучение в музыкальной школе! Дети участвуют в школьных, городских, краевых и даже международных конкурсах. С успехом участвуют дети в телевизионном конкурсе «Формула успеха!».
Думаю, что преподаватели и учащиеся школы вносят неплохую лепту в культурную жизнь нашего города. Стали традиционными городские концерты «Его величество – рояль», фестиваль «Камские ассамблеи», конкурс «Волшебный рояль». В этих мероприятиях участвуют не только учащиеся школ Соликамска, но и других городов региона. В июле этого года преподаватели школы стали победителями конкурса на создание проектов по развитию детских музыкальных школ Пермского края как центра коммуникаций.
Конкурс проводился по инициативе и при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Проект носит название «Провинция без провинциалов» и включает в себя и работу в рамках «Детской филармонии», и городской мультимедийный проект-конкурс, и выездные концерты детей и преподавателей в города Верхнекамья. Интересными событиями обещают быть юбилейный (10-ый) концерт «Его величество – рояль» и концерт, посвященный 35-летию ансамбля народных инструментов «Сувенир», в котором играют преподаватели школы.
За годы работы школы детской музыкальной школы более полутора тысяч детей получили начальное музыкальное образование, более 100 продолжили профессиональное обучение. Из 26 преподавателей школы – 14 выпускников родной школы. Питомцы школы преподают в школах города, выступают в концертных залах не только Пермского края, но и далеко за пределами.
Из стен школы вышли: Александр Гилёв – представитель современного поколения Российской композиторской школы, член Союза композиторов Москвы и России, Алексей Вершинин – член Союза композиторов России, педагог доцент кафедры истории и теории музыки Тамбовского Государственного Музыкально-Педагогического Института, Александр Попов (аккордеон) – Заслуженный артист России, доцент Пермского государственного института культуры и искусства, лауреат международных конкурсов.
Разве это не история успеха целого коллектива преподавателей школы?
Вот только некоторые моменты из жизни школы:
Автор: Долгих Фарида Сабировна, преподаватель фортепиано высшей категории МУ ДОД «Детская музыкальная школа №2», руководитель городской методической секции преподавателей фортепиано, город Соликамск, Пермский край.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Фарида Сабировна, добрый вечер! Мне очень понравилась Ваша конкурсная работа. Конечно, же 5+. Удачи Вам и победы в конкурсе!
Здравствуйте Фарида Сабировна! Я очень рада, что одна из конкурсных работ посвящена музыкальному воспитанию и образования детей. "Музыка саму жизнь организует по-доброму, красиво" и с Вами в этом полностью согласна. Я живу и работаю в небольшом городке Владимирской области. Одна школа искусств на город. Ставок у учителей нет, ребят набирают мало. Сама я работаю в школе-интернате закрытого вида. Детки очень любят музицыровать, а я стараюсь как могу им помогать. А за Ваш коллектив я очень рада. Желаю творческого процветания и удачи во всех начинаниях! Оценка ПЯТЬ!
Мы уже слышали, как девочки играют. Великолепно. За ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО и за СТАТЬЮ 5 звёздочек.
Фарида Сабировна, о многом говорят фотографии, предствленные Вами. Вы и Ваши ученики интересно живёте. Ставлю 5.
Фарида Сабировна, с удовольствием снова поддерживаю Вас!!!! Если было бы можно поставила бы не пять, а сто пять баллов за Вашу работу!!!! На самом деле то, что ВЫ делаете для наших детей бесценно!!!!!!!!!!! Готова подписаться под каждой строчкой Вашей работы!!!!!!!!!!!!! Говорю с такой уверенностью, потому что мой сын в этом году закончил музыкальную школу по классу фортепиано, и в Вашем лице хочу поклониться всем педагогам музыки, которые учат не просто понимать и исполнять музыку, а замечать красоту и ценить удивительную возможность прикосновения к прекрасному!!!!!!!!
здравствуйте, Фарида Сабировна! Это вторая Ваша работа с моей 5! Отличные фотографии! Вы талантливый, творческий педагог и музыкант! У Вас замечательный рассказ о музыкальной школе! Скольких детей Вы "отвоевали" у "улицы" и научили понимать прекрасное!
Добрый день, Фарида Сабировна! С большим удовольствием познакомилась с Вашей второй работой. Очень интересно было познакомиться с историей вашей школы. А фотографии просматривала с сожалением, что у наших детей нет возможности посещать музыкальную школу. Фотографии просто отличные. Как здорово, что Вы воспитываете в детях любовь к прекрасному. Конечно же Вам 5! Успехов.
Фарида Сабировна, Ваша конкурсная работа и Ваша педагогическая деятельность заслуживают высочайшей оценки! Всего Вам самого доброго!
Уважаемая Фарида Сабировна! Какая полезная и нужная информация в Вашей работе. К своему стыду узнала, что Алексей Вершинин - ученик вашей школы. Это наш земляк. На своих занятиях использую произведения Моцарта. Люблю музыку как и Вы. Огромное спасибо за просвещение! Творческих Вам побед! Ведь обучение игре на ф-но - дело не простое. 5!
Здравствуйте! С удовольствием познакомилась со второй вашей работой! Спасибо, Фарида Сабировна, за интересный, познавательный рассказ! Открыла для себя много нового и интересного! Отличная работа! Заходите в гости! С уважением Ольга Николаевна.
Отличная работа, фотографии демонстрируют творческий коллектив педагогов и увлечённых музыкой учеников, удачи!
Интересный рассказ! Умеете пользоваться художественным словом! Информация к размышлению есть! Замечательно!
Рада встретить близких по духу людей на страницах любимого портала, спасибо за отличный рассказ, не каждый может рассказать о работе так образно и интересно! Удачи!