Регистрация

Дом, в котором живут семь нот...

  • 9 сентября 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Долгих Фарида Сабировна

Пусть льется музыка из окон,
И будет здесь кому – кого учить,
Пусть вместе им не будет одиноко,
Раз музыка звучит – мы будем жить!

Более 50-ти лет работает в городе Соликамске Пермского края одно из интереснейших учебных заведений – детская музыкальная школа №2. Это своя неповторимая атмосфера, музыкальные звуки, запахи. Жизнь здесь кипит: концерты, выставки, встречи, праздники. И труд, упорный труд, изо дня в день. Все расписано по минутам и по нотам.

История музыкальной жизни города уходит корнями в начало прошлого века. Вот только несколько фактов.

Традиционными были музыкальные вечера в доме Н.Г. Собашниковой, где был прекрасный беккеровский рояль. Из Соликамска вышел прекрасный певец В.М. Луканин, отправленный учиться в Петербург на деньги меценатов. Первый музыкальный кружок в городе был открыт в 1927г.

В 1935/36-х годах работала в городе музыкальная школа, открытая участниками квартета им. Калийрудника, организованного Московской консерваторией по просьбе работников комбината специально для работы в Соликамске. В годы Великой отечественной войны и ряд послевоенных лет музыкальная жизнь города была особенно насыщенной, в связи с эвакуацией сюда многих артистов, музыкантов и музыковедов. Например, оркестр оперетты насчитывал 40 музыкантов профессионалов, в городе было два джаз-оркестра. В 1949г. открыта музыкальная школа №1, а в 1958 г. – музыкальная школа №2.

Сегодня здесь обучается игре на фортепиано, скрипке, виолончели, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре около 300 девчонок и мальчишек. Основная форма занятий – индивидуальный урок, воспитательное значение которого невозможно переоценить. Фортепиано, скрипку и виолончель дети осваивают семь лет, другие инструменты – пять. Кроме специальности (так называется индивидуальный урок по обучению игре на любом инструменте), в школьной программе – уроки сольфеджио, музыкальной литературы, слушание музыки.

Юные пианисты получают навыки игры в ансамбле, учатся аккомпанировать солистам. «Народников» (так музыканты называют исполнителей на народных инструментах) обучают игре в оркестре и различных по составу ансамблях. Кроме того, они получают навыки игры на фортепиано. Все дети обязательно посещают хоровые занятия: в школе есть хор учащихся первого года обучения и хор учащихся средних и старших классов.

Что дает человеку обучение музыке? Задумаемся об этом в связи с проблемами сегодняшней жизни: социальными, психологическими, духовными, творческими, общения, семьи и здоровья. В школе дети не просто учатся играть на инструменте, а приобщаются к творчеству! И не только музыкальному (не каждый станет композитором, или артистом исполнителем). Совместное музицирование – игра в оркестре, ансамбле, пение в хоре – прекрасно решает многие проблемы.

Застенчивый ребенок, участвуя в таком музыкальном действе, может почувствовать себя в центре жизни, творческий – проявить свою фантазию. Известен и терапевтический эффект от музицирования. Музыкальный инструмент в руках человека – это своего рода личный психотерапевт. Игра на инструментах лечит координационные и слуховые нарушения, гипер- и гиподинамию, учит столь необходимому в наше время умению концентрироваться и расслабляться.

Занятия музыкой вырабатывают готовность ежедневно трудиться, улучшают и развивают слуховую, зрительную, моторную память. Постепенно у детей появляется умение распределять свое время, концентрировать внимание на главном.

Успевать учиться в двух школах – не так-то просто. Но какую радость приносит успех! И как результат личных достижений – «выход в общество», появляется возможность побыть учителем – научить несложной мелодии родителей, братика или сестренку, тем самым укрепляя семью через совместные занятия. К слову, прочность семейных отношений в прошлом во многом зависела от совместных занятий, будь то работа или отдых; так было и в крестьянских, и ремесленнических, и в помещичьих семьях.

Музыка саму жизнь организует по-доброму, красиво. И когда дома попросят сына или дочь исполнить что-нибудь для души – просто, чтобы порадоваться, тогда и станет понятным смысл обучения в детской музыкальной школе.

Современного ребенка необходимо спасти от чудовища – «штампующей» среды массовой культуры: стандарт красоты – «Барби», стандартно леденящие кровь «ужасы», стандартный образ жизни. А музыкальная школа помогает воспитывать свободного, способного противостоять бездуховному насилию человека личность и гражданина.

Кто поспорит с тем, что развитие и сохранение интеллекта детей является главнейшей необходимостью в наше время. И общение ребенка с классической музыкой – лучший способ для этого. Музыку для детей писали величайшие композиторы: П. Чайковский, М. Глинка, Р. Шуман, С. Прокофьев, И.С. Бах и многие другие. Играя их произведения, дети учатся понимать, чувствовать и не просто слушать, а слышать музыку. Перед ними открывается огромный пласт культуры, доступный немногим.

Наши ученики получают свидетельство государственного образца о прохождении курса обучения в музыкальной школе. Желающие могут продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях – музыкальных училищах, музыкально-педагогических училищах, на музыкальных факультетах педагогических университетов и институтах культуры. Выпускники этих учебных заведений получают квалификацию преподавателей музыкальных школ, учителей музыки, руководителей самодеятельных коллективов. Профессиональных музыкантов-исполнителей готовят консерватории. Для поступления в консерваторию нужно обязательно окончить музыкальное училище. Такие учебные заведения есть во многих городах. Только в Пермском крае их три – в Перми, Чайковском, Березниках.

А как разнообразит жизнь детей обучение в музыкальной школе! Дети участвуют в школьных, городских, краевых и даже международных конкурсах. С успехом участвуют дети в телевизионном конкурсе «Формула успеха!».

Думаю, что преподаватели и учащиеся школы вносят неплохую лепту в культурную жизнь нашего города. Стали традиционными городские концерты «Его величество – рояль», фестиваль «Камские ассамблеи», конкурс «Волшебный рояль». В этих мероприятиях участвуют не только учащиеся школ Соликамска, но и других городов региона. В июле этого года преподаватели школы стали победителями конкурса на создание проектов по развитию детских музыкальных школ Пермского края как центра коммуникаций.

Конкурс проводился по инициативе и при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Проект носит название «Провинция без провинциалов» и включает в себя и работу в рамках «Детской филармонии», и городской мультимедийный проект-конкурс, и выездные концерты детей и преподавателей в города Верхнекамья. Интересными событиями обещают быть юбилейный (10-ый) концерт «Его величество – рояль» и концерт, посвященный 35-летию ансамбля народных инструментов «Сувенир», в котором играют преподаватели школы.

За годы работы школы детской музыкальной школы более полутора тысяч детей получили начальное музыкальное образование, более 100 продолжили профессиональное обучение. Из 26 преподавателей школы – 14 выпускников родной школы. Питомцы школы преподают в школах города, выступают в концертных залах не только Пермского края, но и далеко за пределами.

Из стен школы вышли: Александр Гилёв – представитель современного поколения Российской композиторской школы, член Союза композиторов Москвы и России, Алексей Вершинин – член Союза композиторов России, педагог доцент кафедры истории и теории музыки Тамбовского Государственного Музыкально-Педагогического Института, Александр Попов (аккордеон) – Заслуженный артист России, доцент Пермского государственного института культуры и искусства, лауреат международных конкурсов.

Разве это не история успеха целого коллектива преподавателей школы?

Вот только некоторые моменты из жизни школы:

Вот только некоторые моменты из жизни школы

Вот только некоторые моменты из жизни школы

Вот только некоторые моменты из жизни школы

Вот только некоторые моменты из жизни школы

Вот только некоторые моменты из жизни школы

Вот только некоторые моменты из жизни школы

Автор: Долгих Фарида Сабировна, преподаватель фортепиано высшей категории МУ ДОД «Детская музыкальная школа №2», руководитель городской методической секции преподавателей фортепиано, город Соликамск, Пермский край.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 26, сумма баллов: 122)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (20)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Солдатова Ирина Николаевна 09.09.2011 в 22:33

Уважаемая Фарида Сабировна, добрый вечер! Мне очень понравилась Ваша конкурсная работа. Конечно, же 5+. Удачи Вам и победы в конкурсе!

Екатерина Слабкова 10.09.2011 в 10:04

Здравствуйте Фарида Сабировна! Я очень рада, что одна из конкурсных работ посвящена музыкальному воспитанию и образования детей. "Музыка саму жизнь организует по-доброму, красиво" и с Вами в этом полностью согласна. Я живу и работаю в небольшом городке Владимирской области. Одна школа искусств на город. Ставок у учителей нет, ребят набирают мало. Сама я работаю в школе-интернате закрытого вида. Детки очень любят музицыровать, а я стараюсь как могу им помогать. А за Ваш коллектив я очень рада. Желаю творческого процветания и удачи во всех начинаниях! Оценка ПЯТЬ!

Анна Владимировна Калинина 10.09.2011 в 10:06

Мы уже слышали, как девочки играют. Великолепно. За ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО и за СТАТЬЮ 5 звёздочек.

Иванова Ольга 10.09.2011 в 14:20

Отличный рассказ о музыкальной школе. Ставлю вам 5 баллов.

Курочкина Марина Викторовна 10.09.2011 в 15:57

Фарида Сабировна, о многом говорят фотографии, предствленные Вами. Вы и Ваши ученики интересно живёте. Ставлю 5.

Наталия Васильевна 10.09.2011 в 23:17

Фарида Сабировна, с удовольствием снова поддерживаю Вас!!!! Если было бы можно поставила бы не пять, а сто пять баллов за Вашу работу!!!! На самом деле то, что ВЫ делаете для наших детей бесценно!!!!!!!!!!! Готова подписаться под каждой строчкой Вашей работы!!!!!!!!!!!!! Говорю с такой уверенностью, потому что мой сын в этом году закончил музыкальную школу по классу фортепиано, и в Вашем лице хочу поклониться всем педагогам музыки, которые учат не просто понимать и исполнять музыку, а замечать красоту и ценить удивительную возможность прикосновения к прекрасному!!!!!!!!

Красавина Елена Викторовна 11.09.2011 в 02:32

Какие Вы все молодцы!

Амосова Светлана Александровна 11.09.2011 в 05:47

Работа достойна аплодисментов! Успехов!

Елена Ивановна 11.09.2011 в 08:33

здравствуйте, Фарида Сабировна! Это вторая Ваша работа с моей 5! Отличные фотографии! Вы талантливый, творческий педагог и музыкант! У Вас замечательный рассказ о музыкальной школе! Скольких детей Вы "отвоевали" у "улицы" и научили понимать прекрасное!

Наталия Владимировна 12.09.2011 в 10:33

Добрый день, Фарида Сабировна! С большим удовольствием познакомилась с Вашей второй работой. Очень интересно было познакомиться с историей вашей школы. А фотографии просматривала с сожалением, что у наших детей нет возможности посещать музыкальную школу. Фотографии просто отличные. Как здорово, что Вы воспитываете в детях любовь к прекрасному. Конечно же Вам 5! Успехов.

Елена Борисовна 12.09.2011 в 18:59

Фарида Сабировна, Ваша конкурсная работа и Ваша педагогическая деятельность заслуживают высочайшей оценки! Всего Вам самого доброго!

Миронова Татьяна 14.09.2011 в 20:39

Уважаемая Фарида Сабировна! Какая полезная и нужная информация в Вашей работе. К своему стыду узнала, что Алексей Вершинин - ученик вашей школы. Это наш земляк. На своих занятиях использую произведения Моцарта. Люблю музыку как и Вы. Огромное спасибо за просвещение! Творческих Вам побед! Ведь обучение игре на ф-но - дело не простое. 5!

Ольга Николаевна 15.09.2011 в 20:06

Здравствуйте! С удовольствием познакомилась со второй вашей работой! Спасибо, Фарида Сабировна, за интересный, познавательный рассказ! Открыла для себя много нового и интересного! Отличная работа! Заходите в гости! С уважением Ольга Николаевна.

Иванова Ольга 15.09.2011 в 23:34

Ставлю вам ещё одну пятёрку

Лилия Юрьевна 17.09.2011 в 15:54

Отличная работа, фотографии демонстрируют творческий коллектив педагогов и увлечённых музыкой учеников, удачи!

Наталья 20.09.2011 в 09:28

5 баллов. Браво!

Валентина Алексеевна 21.09.2011 в 21:41

Вам 5+! Удачи в конкурсе!

Зухра Сагитовна 22.09.2011 в 22:14

Вы мастер своего дела!

Борисова Марина 25.09.2011 в 21:32

Интересный рассказ! Умеете пользоваться художественным словом! Информация к размышлению есть! Замечательно!

Светлана Александровна 25.09.2011 в 21:56

Рада встретить близких по духу людей на страницах любимого портала, спасибо за отличный рассказ, не каждый может рассказать о работе так образно и интересно! Удачи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!