Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Номинация «О педагогике – с любовью»
«Смотри на мир глазами ребенка, …учись мечтать и учи этому современных детей», – так кратко можно охарактеризовать мою педагогическую философию.
«Завтрашняя радость» у ребенка должна ассоциироваться со школой, где ребенку уютно, комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Для этого нужно создать определенную классную среду (ситуацию).
Здесь ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации, чтобы возникало стремление быть, проявлять себя и признаваться личностью.
Все в школе должно быть подчинено этому, так как школа для ребёнка – это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт и, как губка, впитывает весь уклад и традиции школы, именно там формируется характер, личность.
Школа должна обладать принципиальной инновационностью:
– обновленное содержание образования, в том числе в области русского и иностранного языков;
– интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;
– поддержка и укрепление здоровья детей;
– формы организации образовательного процесса, в том числе: проектная, исследовательская, дистанционная;
– прямое взаимодействие школы с научными институтами и вузами.
Но на данный момент не все школы отвечают перечисленным выше критериям, и поэтому в перспективном развитии образования видится создание школы будущего.
Что такое школа будущего? Школа будущего – это школа воспитания Личности, готовой к непрерывному образованию. Школа будущего – это школа, оснащенная новейшими учебно-техническими средствами. В каждом классе школы будущего нет привычных меловых досок. Есть интерактивные экраны и доски с обратной связью, с помощью которых через компьютер учитель ведет урок; учащиеся могут писать прямо со своих мест, а при необходимости и прямо на самом экране.
В школе будущего наравне с обычными учебниками учащиеся используют мультимедийные учебные пособия и специализированные базы данных. Постоянная качественная Интернет-связь позволяет по-другому общаться, преподавать и усваивать материал.
Например, вести в реальном времени телеконференции с учеными, научно-исследовательскими лабораториями, музеями, обсерваториями, заглядывать в самые далекие уголки земного шара…
Правда, все компьютерные классы будут проходить у старшего поколения, ведь если дети с первого класса засядут за машины, то они даже писать не научатся от руки.
Хочется верить, что школа будущего сохранит советскую систему «насыщения учеников знаниями», при этом начнёт давать главное – навыки применимые в жизни. Умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и стремиться к развитию и самосовершенствованию.
Кроме этого, школа будущего сможет предложить ребенку те направления деятельности, которые ему наиболее интересны и необходимы. И самое главное, школа будущего сможет дать ребенку право на свое самоопределение в образовательном пространстве школы.
Например, жесткое расписание предметов, которое школа предлагает сегодня, возможно, будет заменено на набор предметов, из которых ребенок сам сможет выбрать предметы необходимые ему для дальнейшего развития. Но это будет возможно только в старшем звене (9-11 кл.).
Первые шаги к школе будущего уже сделаны, это робкие попытки внедрения в школы профильного обучения. Главную же цель профильного обучения я вижу в самоопределении ребенка. Возможно, в школе будущего будет введена 10-бальная система оценок, так как чем больше отметок, тем школьникам легче учиться, учителям учить, а родителям видеть, как учатся их дети.
В данный момент та же «пятёрка» может быть у разных детей разная: у кого-то с натяжкой, у кого-то наоборот очень хорошая, твёрдая. Классные журналы в будущем тоже исчерпают себя и уйдут в небытие. Компьютеры и Интернет будут заменять бумажные документы.
Школа будущего – это не просто школа знаний, а школа жизни и сотрудничества. Вместе со школой изменится и функция педагога – из наставника он превратиться в друга, помощника. Я думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.
Конечный продукт школы будущего не номинальный среднестатистический выпускник, соответствующий образовательному стандарту, а цельная личность, человек-творец, творец окружающей его действительности, собственной жизни.
И в заключении я хотела бы привести одну притчу, которая в полной мере отвечает на вопрос о «завтрашней радости»: Одному ученику всё время не давал покоя один вопрос: «Как в жизни человека сочетается предопределение свыше и его свобода выбора?» С этим вопросом он отправился к Учителю и тот ответил:
– Отправляясь в поле за букетом, ты не можешь быть в абсолютной уверенности ни в своём будущем маршруте, ведь даже направление своего движения ты нередко представляешь с трудом, ни в том, какие именно цветы составят твой букет. Но ты идёшь от цветка к цветку, руководствуясь лишь своими внутренними соображениями, ты склоняешься в благодарности к каждому и срываешь их. Каждый цветок – это твой маленький повседневный опыт, путь к нему – часть твоей жизни, а букет – это весь твой жизненный опыт. Каким быть ему зависит лишь от тебя.
Таким образом, школа будущего не появится сама собой, она может быть только построена по кирпичику нашими руками, из года в год, совершенствуясь, продвигаясь вперед, обобщая передовой опыт и распространяя его в массовом порядке среди других общеобразовательных учреждений городов.
Автор: Эмекова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». Стаж работы по специальности 3 года. В 2009-2010 учебном году стала победителем конкурса «Педагогические инновации»; Всероссийского конкурса «Образование: взгляд в будущее»; конкурса лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Светлана Алексеевна, прочитала Вашу работу и замечталась!!!!! Ох, поскорей бы настало то прекрасное время!!!! Комфортные условия, новейшее оборудование, отсутствие бумажной рутины... Вы знаете, а в некоторых конкурсных работах такие инновации уже представлены!!! Кому то уже посчастливилось учиться и работать в школе будущего)) Значит и мы будем верить!!! А Вам огромное спасибо за такую ясную мечту!!! 5!!!!
Особенно вот это вдохновляет: "Например, вести в реальном времени телеконференции с учеными, научно-исследовательскими лабораториями, музеями, обсерваториями, заглядывать в самые далекие уголки земного шара…"
Здравствуйте, Светлана Алексеевна! Рада вновь встречи с Вами!!! Замечательная конкурсная работа! Спасибо! Моя оценка 5! Творческих Вам успехов! Рада буду продолжить с Вами общение
Очень понравилась статья и тема актуальная. Только хотелось бы узнать как мы и наши коллеги не только мечтаем, но и приближаем школу будущего,что для этого конкретно делаем. О себе: создатель и администратор сайта e-uroki.ru - "Электронный журнал и дневник". Приглашаю, все бесплатно, буду поддерживать вашу работу с журналом и дневниками учащихся. А за статью Вам 5!!!
Замечательная статья о школе. Школа будет развиваться до тех пор, пока в ней работает молодёжь. Вы- молодой учитель. Любите школу, детей, родителей тоже и желаю вам успехов в работе.
Светлана Алексеевна, как замечательно Вы представляете школу будущего!
Светлана Алексеевна! Интересные размышления. Часть, судя по публикациям, уже существует и активно применяется в школах, д/садах. Хорошо. что есть педагоги, готовые работать в обновлённой среде.
Ваше видение школы будущего идёт в ногу со временем, полностью раскрывает национальную образовательную иннициативу "НАША НОВАЯ ШКОЛА". А это вопрос государственной важности!
Да, школа - это инновации, но и традиции (я согласна с Вами) сохранять надо . Только тогда новая школа будет выполнять свою миссию. А за Вашу работу "5"!. Очень понравилась.