Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Учитель талантлив по сути своей профессии. Объяснять, помогать, советовать, учить... Но настоящий учитель еще и волшебник: трудное вдруг становиться легким, непонятное – понятным, непознанное узнаваемым. Только волшебству учитель учится всю жизнь...
Она была похожа на фею. Облако волос над высоким лбом, искрящиеся глаза и непременный атрибут любого волшебника – палочка в руках. Ну чем не фея? Она ею и была – настоящей феей.
Она – моя первая учительница. Кочетова Анастасия Павловна. Взмах указки-палочки, и цифры на доске выстроились в ряд, у которого свои законы: сложить, вычесть, умножить… Это урок математики. «Ася Павловна», – с придыханием шепчет класс, не выговаривая длинное – Анастасия. И крикнуть нельзя (следим за поведением), и молчать невозможно: математические знаки разгаданы.
Снова взмах палочкой-указкой, и на доске открываются слова: Родина, родник… Многое забылось, а первое слово, написанное с ошибкой, осталось в памяти – красавица. А к помощи феи так прибегать не хотелось! Вот и остались в тетрадке на всю жизнь: красавитса, красавитца. Теперь я учитель сама и о своей первой ошибке рассказываю ученикам, чтобы учились исправлять, искать, доказывать. А палочка на помощь придет!
Прошли годы, а ощущение чуда осталось. Может, именно оно стало импульсом в выборе моей профессии? Я иду на урок, потому что верю в чудеса, которые происходят, когда в школе есть Учитель, Человек, Личность. Чтение – вот лучшее учение. Эту пословицу мои ученики слышали не раз. И о пользе чтения даже не спорят. Но читать можно по-разному. Я хочу, чтобы мои ученики читали и думали.
И они думают. Только что прочитан отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», а мы рисуем. Но не иллюстрацию, а само стихотворение. Рисуем реку. Это Терек. Каким изображает Терек поэт? Дети без труда находят в тексте определения, данные поэтом. Записываем их рядом со словом Терек. Что еще изображено в стихотворении? Горы, море, степь. Изображаем их рядом с Тереком. И теперь центральный вопрос. Почему Терек приветливо ласкается к морю, а «меж утесистых громад» дик и злобен? Посмотрев на свой рисунок, дети дружно приходят к выводу. Ключевое слово – свобода, хотя в стихотворении оно не звучит. Таким образом, в процессе «изготовления» схемы ребенок может проследить путь развития знания, мысли и сформулировать понятие как итог этого пути.
Замечательные работы получаются, когда дети пишут. По «Сказке о жабе и розе» Гаршина идет урок-мастерская. Дети пишут о том, что чувствовала роза, когда ее срезали. И удивительны были слова детей о помощи, о сострадании, о любви к ближнему. Точно так же меня тронули работы, написанные перед чтением рассказа Паустовского «Скрипучие половицы». Тогда я написала слово «дом» на доске и попросила учеников записать ассоциации. Этот вид работы им уже знаком. Ассоциаций возникло море. Они все читаются, а я записываю их на доске. Потом я попросила составить текст, используя как можно больше своих «слов-ассоциаций». Дети писали, что дом – это мама, это любовь, это тепло тех, кто тебя ждет.
Мы рисуем обложки к книгам, ставим сцены, разгадываем анаграммы, сочиняем буриме. Мы говорим о любви, о дружбе, о человеке. Мы спорим, соглашаясь или не соглашаясь. Главное, что нет тех, кто бы сказал: не могу, не хочу, не желаю. А это значит, что все получится, что невозможное станет возможным. Ведь мир, как сказали бы мои ученики, продолжая начатую фразу, мир стремится к гармонии.
А я не фея, я только учусь…
Автор: Абрамовская Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ЦО №1408 ЮВАО, г. Москва. Стаж работы 18 лет. Участник городских педагогических чтений, семинаров по проблемам организации творческого чтения, автор публикаций в педагогических изданиях.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте Людмила Николаевна, какие замечательные слова. Ставлю Вам отлично.
Людмила Николаевна, спасибо что поделились своими мыслями, открытиями и переживаниями! В ВАшей работе чувствуется искренность, любовь, доброта и теплота. Именно в таких условиях и рождается ЧУДО!!! 5!!!
Отличная работа! Душевная история с элементами творчества! Зажечь, увлечь в глубины русской словесность наших детей, что может быть лучше. Успехов!
Здравствуйте, Людмила Николаевна! С интересом читала о Вас и о Ваших учениках. Вы очень неравнодушный, открытый, добрый человек. Дети нашли в Вас друга, помощника, а не только учителя. Я желаю Вам больших творческих успехов! Вашу работу оцениваю на 5!
Мила, молодец! Прекрасная работа: стиль, чувства, эмоции. Как всегда - на высшем уровне!
Людмила Николаевна, поздравляю Вас со званием "Лучшая статья недели"!!! Удачи и творческих побед!!!
Чудесная работа! Отмечаю самобытность и педагогическую значимость!
Людмила Николаевна, здравствуйте!!!!! Вы Чудо Педагог, я знаю это на собственном опыте!!! Не знаю, помните Вы меня или нет, но я до сих пор Вас вспоминаю... Никто лучше Вас не преподавал русский язык и литературу в нашей 553 школе. Вы замечательный, добрый и отзывчивый человек, и делаете такими же всех своих учеников! Спасибо Вам огромное за Ваши труды!!!
Ваша работа очень интересная, искренняя, проникновенная... до слёз, лично у меня. С огромнейшим удовольствием прочитала её. Вы лучший учитель!!!