Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и до конца дней своих остается в этом звании.
Он – артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труды никто не видит.
Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?
Только в самом себе. Только в сознании величия своего дела.
С. Соловейчик
Поздний вечер. В доме тишина, мои дети давно угомонились. За окном злится ветер.
Ностальгия осенним дождиком потихоньку вползает в душу.
Вдруг на глаза попадается старенький школьный альбом.
Неспешно перелистываю пожелтевшие уже страницы. Вот фотография 1979 года. На ней маленькая девочка с огромными белыми бантами, в нарядном кружевном фартучке. Меня почти не видно из-за букета цветов, который адресован моей первой учительнице Свиридовой Екатерине Трофимовне. Именно эта добрейшая женщина, талантливый педагог заронила в мою душу первые семена бесконечной и вечной любви к учительскому труду.
Встречи так много значат в нашей жизни. Мне очень повезло! Меня всегда окружали учителя мудрые, добрые, которые оставили заметный след в душе, которые были наставниками, помощниками в становлении в профессии.
На этой фотографии подпись «25 мая 1989 года». Я выпускница. Вопрос выбора профессии уже решен. Помню, как в апреле в класс вошла Михина Тамара Филипповна, директор школы: «Завтра в педагогическом институте начинаются пробные экзамены, может, попробуешь», – без особых вступлений сказала Тамара Филипповна. Всего один миг раздумий, который определил всю жизнь: «Конечно, попробую!» Так я стала студенткой пединститута и ни разу об этом не пожалела.
Перелистываю страницу за страницей. Теплые воспоминания окутывают меня. Год 1995. Та же школа, рядом те же учителя, только я учительница. Со мной 20 веселых, озорных, умных, добрых первоклассников. А меня снова почти не видно из-за букетов цветов, как в далеком 1979. Но эти цветы уже аванс доверия, любви и признательности, который мне выдали дети с нашей первой встречи. Я учила их и сама училась у них многому: дружить, любить все вокруг, приходить на помощь всем, кто в ней нуждается! Работая в начальной школе, я, наконец-то, поняла смысл давно прочитанных слов Януша Корчака: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки…».
А вот замечательная фотография 2002 года. На ней мои первые выпускники: строгие мальчики, красивые смущенные девочки. А у меня в руках снова цветы, но теперь это благодарность и признательность за мой труд, за мою любовь, которую я дарила своим ученикам без остатка. Учительской любви необходимо учиться, и чем больше ты ее отдаешь, тем крепче и мудрее она становится.
Из альбома выпала россыпь ярких красивых фотографий. Это краевой конкурс «Учитель года Алтая». Конкурс слился в один незабываемый миг творчества, удач, побед, поражений, интересных встреч, незабываемых знакомств. Когда проходишь через конкурс, когда главный соперник ты сам, начинаешь многое понимать по-другому, даже чувствовать иначе. Неделя конкурса пролетела незаметно. Вот я дома. Неспешно прохожу мимо зеркала, бросаю едва уловимый взгляд на отражение и понимаю, что стала совсем другой. Пришло осознание, что я многое могу: учить, мечтать и даже летать!
Дальше листаю альбом, фотографии 2010 года «Последний звонок», последние мои выпускники-одиннадцатиклассники. Чувствую, что слезы совсем близко. Я так соскучилась по моим мальчикам и девочкам. Меня до сих пор не покидают сомнения: научила ли я их добру, справедливости, помогла ли осознать главную жизненную цель? Я буду об этом думать много раз, а пока…
Время далеко за полночь, спать совсем не хочется.
Я часто спрашиваю себя, что для меня значит учительская профессия? Тяжелый труд? Бессонные ночи? Бесконечный ворох бумаг? Нет! Это мои дети: добрые лица, огоньки в глазах! Это чудеса маленьких и больших открытий, которые мы каждый день совершаем вместе!
Я убеждена, что каждый ребенок способен на чудо, и нужно только найти незаметную струночку, за которою необходимо чуть-чуть потянуть и ребенок раскроется, его душа запоет и засверкает на солнце всеми цветами радуги.
Моя роль учителя только помочь ученику, направить его самостоятельность. Никогда не забываю об этом. И «…пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…». Снова на ум приходят такие прекрасные слова Януша Корчака, педагога, перед именем которого я склоняю голову!
Закрываю последнюю страницу альбома. Фотографии – мгновения ярких событий, из которых складывается наша жизнь, это реальная возможность возвратиться назад, остановиться, подумать…
Вот уже солнечный луч едва коснулся небосвода. Раннее-раннее утро… Начало нового дня.
Автор: Морозова Ирина Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ Мирная СОШ Зонального района Алтайского края. Победитель ПНПО 2009, финалист краевого конкурса «Учитель года Алтая 2011», «Почетный работник общего образования Российской федерации».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, Ирина Александровна! Интересно было читать Вашу статью. Не просто повествование, а листаем и рассказываем. Разговор по душам.
Коллеги, спасибо за ваши отзывы о работе! Поздравляю всех с началом нового учебного года, желаю всем любознательных учеников, понимающих родителей и успехов, успехов, успехов!
Уважаемая Ирина Александровна, добрый вечер! Мне очень понравилась Ваша конкурсная работа. Конечно, же 5+. Удачи Вам и победы в конкурсе!
Уважаемая Ирина!
Очень искренняя, добрая работа. Очень чувствуется, что для Вас профессия - это образ жизни, что ученики - не чужие Вам дети. Пусть Ваш альбом пополняется яркими, светлыми фотографиями. Удачи! 5+!
Спасибо, Людмила, за внимание к моей работе!Вам успехов, творчества!
Ирочка! Перечитал трижды! Чуть слезу из меня сурового не выжала :) Пять!!!
Поэма учительской души! Пять! Я согласна с Николаем Марухиным, хочется плакать после прочтения Вашей статьи! Удачи!
Ирина Александровна, спасибо Вам за прекрасную работу! Чувствуется, как дорог Вашему сердцу каждый описанный эпизод Вашей жизни, как трепетно относитесь Вы к своим воспитанникам, как любите свою профессию. Поистине - "О педагогике - с любовью". Материал изложен логично и грамотно, эмоционально содержателен. Бесспорно, высока его педагогическая значимость.
Желаю Вам творческих успехов.
С уважением, Людмила Николаевна
Людмила Николаевна, спасибо большое за профессиональный и содержательный отзыв! Мне очень важно мнение профессионалов -коллег!
Ирина Александровна, замечательная по глубине мысли и удивительная по эмоциональности в передачи состояния души работа! Пять с плюсом! Вы - Педагог, всецело отдающий своё сердце детям. Вы счастливый человек, потому что Вы остаётесь в каждом из своих учеников - добрая, мудрая, талантливая. Удачи и успехов Вам!
Дорогая Ниночка! Ты тонко всегда чувствуешь мое настроение, мои переживания, спасибо тебе большое!
Ирина Александровна, очень интересно Вы описали вехи своей жизни!!! Зачиталась!!!!!!!!! Проникновенно, чувственно, образы так и встают перед глазами!!!!
Поэтично, трогательно, искренне! Зная тебя, нисколько не сомневаюсь в том, что ты - настоящий учитель и дети это чувствуют. Удачи тебе!
Очень откровенное эссе. Вы настоящий учитель, мастер своего дела!
Отмечаю самобытность, художественное мастерство, педагогическую значимость работы!