Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Номинация «О педагогике – с любовью»
В данной работе описывается реальная ситуация в профессиональной деятельности начинающего учителя. Здесь представлены воспоминания и размышления об этом.
Данная история основана на реальных фактах и взята из моего личного педагогического дневника, куда я записываю свои размышления, связанные с работой в школе.
Найти хорошего учителя нелегко,
Найти хорошего ученика еще труднее.
(Сунь Лутан)
Что делать? Как мне поступить? Сердце сжимается от боли. Я вся дрожу, а слезы предательски капают и капают из глаз, словно дождь в осеннюю непогоду. Я пытаюсь успокоиться, но какое-то непреодолимое чувство горечи, обиды и безысходности душит меня. Мне хочется закричать, провалиться под землю, спрятаться ото всех, никого не видеть и не слышать. Вы меня спросите: «Что случилось?» Да что тут случилось, любимые ученики постарались…
Ведь я не первый год работаю в школе (уже четыре года пролетели), и такого никогда не было. Я со всеми ребятами находила общий язык. А эти – бездушные, невоспитанные и наглые, так я думала в тот момент.
Как было сказано персидскими мудрецами, «если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя». Да, это, наверное, про моих. Вот так сижу, думаю с мокрыми от слез глазами, а в голове только и мелькают фразы моих сорванцов: «Не хочу», «Не буду, отстаньте», «Мне это не надо»…
Что делать? – задаю себе вопрос. На тот момент во мне боролись две половинки моего сознания. Одна настойчиво шептала мне: «Нет, я больше не зайду в этот класс! Нет, ни за что! Вот сейчас пойду, напишу докладную и откажусь от этого класса! Я уже устала, я больше так не могу! Они невыносимы». А другая внушала: «А, может быть, эти дети не такие уж плохие? Может быть, дело во мне?»
Немного успокоившись, вытерев слезы, подправив макияж и припудрив носик, который в тот момент напоминал красный перезрелый помидор, готовый вот-вот лопнуть, я направилась к кабинету. Мне надо было пройти по третьему этажу и спуститься на второй.
За окном было по-зимнему тепло и ясно, и школьный двор был укрыт белоснежной периной, так красиво переливавшейся на солнышке. И, кажется, что сама природа в тот момент успокаивала меня. И вот это природное умиротворение привело мой пульс в норму, и ко мне вновь вернулись силы.
Я зашла в класс. Ребята со свойственным им задором что-то оживленно обсуждали. Увидев меня, они примолкли и принялись делать вид, что занимаются. Я села за стол, оглядела всех очень внимательно, но не со злостью, а так, по-доброму, хотя полчаса назад мне хотелось их по стене размазать.
И вдруг я отчетливо поняла: «Они – все разные… И я не могу требовать с них одинаково строго. Мне надо к каждому из них протоптать свою тропинку. У каждого их них свой характер, свой темперамент, свои привычки, свои предпочтения, свой склад ума, свой темп жизни, да и сама жизнь разная… С одним можно пошутить, а с другим необходимо говорить только на серьезные темы». Ведь недаром говорят: «Ученик, как ножницы, – надо знать, с какой стороны взяться…».
Прозвенел звонок, закончился урок, едва начавшись. Так получилось, что сегодня на этом «уроке жизни» я оказалась в роли ученицы. Сегодня я как никогда поняла, что учитель – это не просто специалист, передающий знания по отдельной дисциплине, но и человек, глубоко понимающий, любящий, умеющий найти ко всем подход и умеющий сделать для своих учеников недоступное доступным (конечно же, это касается знаний). И вот так взять и отступить я не могла, как размышляла вначале.
С этого момента я стала еще внимательнее наблюдать за своими «желторотенькими». Я узнала, где они живут, с кем живут, какие у них условия проживания, с кем дружат, чем интересуются. Я узнала, что большинство детей предоставлено самим себе ввиду повышенной занятости своих родителей, что многие ученики из неполных семей, а есть такие ребята, родные которых выпивают и т.д.
И опираясь на итоги своих расследований, я начала строить уроки так, чтобы они максимально заинтересовали моих «бунтарей», чтобы они чувствовали себя успешными на них. Конечно, не все бывает гладко, иногда появляются шероховатости, но без этого не бывает. Ведь каждая такая неровность – это еще один стимул работы над собой, над усовершенствованием своего профессионального мастерства.
И сегодня, по прошествии полугода, я вспоминаю эту «слезоточивую историю» с некой иронией. И по этому поводу я хотела бы Вам представить следующий афоризм С. Усольцева: «Молодой учитель продаст нервную систему в отличном состоянии. Заводится с пол-оборота…». Да, над собой тоже можно посмеяться.
Что делать? Как поступить? Я думаю, что я ответила на эти вопросы. Я считаю, что я поступила правильно, преодолев трудности на своем пути, и в этом мне помогли мои ученики, мои «бунтари» и сорванцы. Доказательством того, что у меня все получилось, стали слова одной девочки из того самого класса. В конце одного из уроков, совсем недавно, она встала и сказала: «Елена Викторовна, а Вы у нас хорошая».
И у меня вновь защемило сердце, но уже не от горести и обиды, а от бесконечного и переполняющего меня счастья. В тот же день у меня родились следующие строки:
Да видит Бог, как рада я,
Что я творю здесь, это я!
Что я часть мира под названьем –
Его Величество ОБРАЗОВАНИЕ.
Автор: Басалаева Елена Викторовна, учитель французского языка первой квалификационной категории МАОУ-СОШ № 148, г. Екатеринбург. Педагогический стаж 8 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Елена Викторовна! Большое спасибо за Ваши слова, которые, я думаю, помогут мне в работе! Буду очень стараться, чтобы все дети почувствовали себя на моих уроках успешными, нужными и востребованными!
Очень интересная работа. Повезло вашим ученикам. успехов вам в работе!
Елена Викторовна, у Вас замечательная работа! Желаю Вам удачи! Ставлю 5!
Елена Викторовна, с большим удовольствие прочитала Вашу небольшую исповедь! Здорово, когда мы умеем и посмеяться над собой, и оглянуться на свои просчёты... Кто кого учит?? Мы - их, они - нас!!! В Вас чувствуется очень мудрый Педагог!!! Уверена, что ребята Вас очень любят!!! 5!!!
Марина Р. пишет 26.08.2011
мне очень понравилась ваша статья, коллега. Искренние, добрые, с хорошей долей самоиронии ваши переживания, знакомы многим из нас! Надеюсь, что с годами вы сумеете сохранить любовь к профессии и к детям.
Здравствуйте Елена Викторовна. Прочла Ваши "мысли вслух". Вы - молодец! Очень откровенно, без сладкой фальши. Ставлю пять звездочек!
Елена Викторовна! То, о чём Вы пишите, близко и понятно каждому учителю. Трудно найти подход к детям сразу, требуется время, терпение. Удачи Вам, победы в конкурсе! Ставлю 5.
Здравствуйте, Елена Викторовна! У Вас замечательная работа! Интересная, содержательная, самокритичная и очень добрая! Желаю Вам удачи! Ставлю 5!
С большим удовольствием ознакомилась с вашей работой! Ставлю 5! Желаю удачи!
Елена Викторовна! Поздравляю со статусом "Лучшая статья недели". Желаю только Победы!
Елена Викторовна! Все три статьи я оценила на 5! Я желаю Вам по-дольше дружить с миром под названием "Его величество образование" Творческих Вам успехов и удачи!
Читаю статью, я заметила, что у нас с Вами есть много общего. Удачи, успехов и новых творений! 5!
Елена Викторовна, спасибо за интересную работу. Успехов! Отлично.
«Елена Викторовна, а Вы у нас хорошая»...
Вдруг вспомнилась библейская поговорка: "Устами младенца глаголет истина". И у меня, Елена Викторовна, защемило сердце от радости за ваших учеников. С уважением, +5!
Елена Викторовна вы "большая "молодец!Ставлю Вам +5.И желаю терпения и любви!
Елена Викторовна, меня очень тронули и Ваши стихи, и работа в целом, и рисунок!
Искренняя исповедь заслуживает внимания, одобрения, высоких оценок!
Всем большое спасибо за высокую оценку моей работы! Очень приятно!
Спасибо за искреннюю исповедь. От меня 5 баллов!!!! Жду вас на своей страничке, буду рада пообщаться. С уважением Светлана Николаевна.
Вы, действительно, молодец! Вам "5"! А сорванцы у Вас пусть будут всегда, чтобы Вы были Учителем!