Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться…
Е. Винокуров
Слово «воспитание» произносится ежедневно в каждой школе десятки раз. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей, есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как надо воспитывать?
Можно определить воспитание как педагогическое воздействие на ребенка с целью привития ему определенных личностных качеств. В таком случае ребенок – объект воспитания. Мы решаем за него, каким он должен быть, как думать и поступать, что для него «хорошо» и что «плохо». Нам кажется, что мы несем «разумное, доброе, вечное». А он не берет. Мало того, он задает нам вопрос, почему мы считаем это «разумным, добрым, вечным»? У него же другое мнение, и он дойдет либо до открытого противостояния, защищая свою позицию, либо замкнется в себе.
А можно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей, двух равноправных субъектов воспитательного процесса. Здесь нелишне прислушаться к мнению талантливого педагога Сухомлинского: «Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний». И я полностью согласна с этим определением процесса воспитания. Но как достичь такого духовного единства?
Прежде всего, подружиться со своими учениками, научиться понимать их и принимать такими, какие они есть. Разглядеть в каждом «изюминку», а она обязательно найдется, нужно только повнимательнее присмотреться к ребенку. И детская душа тут же откликнется, потянется к тому, кому она не безразлична. А дальше остается найти общее увлечение, превратить его в дело всей школьной жизни и, служа этому делу, вместе расти, совершенствоваться духовно и нравственно, забывая подчас, что педагог – руководитель и наставник. Ведь в общем деле все равны. «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться…». Наверное, недаром строчки из стихотворения Евгения Винокурова стали крылатыми.
Так в чём же суть моей профессии? Не навязывая своих мыслей, своей воли, научить детей учиться, действовать, думать, чувствовать, творить, создавать – вот что главное для меня в работе.
Как это осуществить? Всегда помнить, что ребёнок – сам творец самого себя, своей удивительной души. Главное – не навредить. Значит, и строить наши отношения надо на основе совместной, правильно организованной деятельности. Создать такие условия, чтобы ребёнок был субъектом, а не объектом деятельности. Где ребёнок субъект – там он творец. Тогда учитель – уважительный собеседник в диалоге, консультант в решении поставленной проблемы, задачи, помощник в творчестве, заразительно вдохновляющий к действиям, который уверенно и четко ведёт учеников к намеченной цели.
Да, если хочешь быть учителем, никогда не останавливайся на достигнутом, всегда учись, оттачивай своё мастерство, иначе ты будешь неинтересен детям. Как бы ни было трудно, входи в класс с улыбкой и светлой душой, тогда тебе поверят и пойдут за тобой ученики. Имей чуткое сердце и пытливый ум. Стремись понять детей, принимай их такими, какие они есть. И помни, что каждый ребёнок – это талант, который должен быть открыт.
Автор: Гафурова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ «Школа №45», г.Прокопьевск, Кемеровская область. Победитель муниципального этапа конкурса «Самый классный классный» 2009 г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, Ирина Владимировна. Замечательная работа и первая 5!
Ирина Владимировна, с удовольствием поддерживаю Вас!!! Такое отношение к профессии и детям заслуживаеи уважения!!! 5!!!
Ирина Владимировна! Приветствую Ваш подход к воспитанию. Все дети, конечно,талантливы! Вам 5!
Не могу не согласиться с Вами и с Е. Винокуровым.Ставлю 5. .
С большим удовольствием ознакомилась с вашей работой! Ставлю 5! Желаю удачи!
Ирина Владимировна, познакомилась с Вашим творчеством. Ваши мысли и рассуждения мне очень близки!
Хочу выразить Вам свою благодарность за оценку моей конкурсной работы "Судьбой мне предназначено...".
Желаю Вам творческих успехов!
С уважением Вера Николаевна.