Регистрация

Эссе «Моё призвание»

  • 6 августа 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Куприянова Елена Михайловна

Эссе на тему: «Моё призвание»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя,

Который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. А что значит для меня, быть учителем? Быть учителем – это не только возможность чему-то научить, но ещё и возможность каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Ведь «учитель» – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это призвание, это жизнь. Для меня быть учителем – это и значит жить. У каждого ученика в сердце должна сохраниться светлая и добрая память о человеке, который отдал ему частичку своей души, имя этому человеку – Учитель.

Я не работаю учителем, я – учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Ответ на вопрос «Кем быть?» – для меня существовал уже в раннем детстве. Ещё в детском саду я играла в «учительницу», усадив вокруг себя кукол. Моя первая учительница, наставник, Рузманова Нина Герасимовна, а чуть позже Бабина Нина Александровна были очень добры, справедливы. И, конечно же, всё время, каждый вечер я видела работу своей мамы (учителя высшей категории) – Перестенко Марии Леонидовны, её подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям, проверки тетрадей. Они вкладывали в нас душу. Я слушала их, широко раскрыв глаза.

И вот спустя столько лет я по-прежнему нахожусь в школе, стою в классе, но уже не в качестве ученика. Благодаря своим первым наставникам я поняла, что профессия должна быть связана с воспитанием подрастающего поколения. Ведь искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей жизненной мудрости проникать в самые далёкие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать его.

Вы когда-нибудь видели, как впервые в школу заходит первоклассник? Нет? Тогда Вы многое потеряли. Это замирание сердца. Это распахнутые глаза в восторге от нового, неизведанного и таинственно манящего. Эти огромные глаза смотрят на тебя с надеждой, что ты им станешь не только учителем, но и очень хорошим другом. И вот этот первоклассник робко, чуть дыша, протягивает тебе свою крохотную ручонку. Он доверился тебе.

В классе их не много, всего десять учеников. Но какие же они все разные! Вот Ульяна. Очень энергичная, шустрая, готовая всегда и везде прийти на помощь, за всех ответить на уроке. А вот Катя – полная противоположность. Тихая, скромная, молчаливая. У каждой из них свои идеи, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Шамиль очень молчаливый, замкнутый мальчик. И для меня было большим событием, когда через месяц обучения он впервые со мной громко поздоровался.

Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть дверцу в мир каждого ребенка, и только потом определить тот путь, по которому ты пойдёшь – тем более, что мне приходится работать с детьми из Реабилитационного Центра. Здесь собраны дети с трагическими судьбами: родители находятся в местах лишения свободы, пьющие семьи, неблагополучные. Для меня очень важно: показать, что даже самый «слабый» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален.

Учитель – прекрасная профессия, но я бы сказала, что это не профессия, это призвание. Учителя – особые люди. Только задумайтесь над той безграничной, колоссальной ответственностью, которую несут на своих плечах они! Профессия учителя – одна из самых важных на свете. Ведь такая профессия – не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится!

Я понимаю, чтобы получить на уроке высокий результат, чтобы урок поднял детей на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он способствовал привитию детям интереса к учению, необходимо ещё и доброжелательность тона – без крика, без сюсюканья, без нудных нотаций, чтобы каждый урок был на пределе, когда отдаёшь всю силу, всю энергию своей души. Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, именно они наполняют урок важным для ребят смыслом – это создаёт непринуждённую обстановку на уроке. Часто у нас вместо физминуток бывают «минуты смеха». Ведь школа, урок – продолжение жизни ребёнка. А большую часть времени дети проводят именно в школе.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.

Я родилась Еленой (светлой) ,

А значит – свет нести должна.

Я солнечным теплом согрета,

Душа от солнца мне дана.

Работа трудная знакома

И хорошо понятна мне.

Дарить себя всю без остатка,

Забыв про сон и про покой.

И хоть порой совсем несладко –

Я не хочу судьбы иной.

Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. Учу детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от своего собственного. Очень важно для меня воспитывать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей. Общение со своими учениками я строю на доверии, стараюсь расположить их к себе.

Но не надо забывать, что процесс воспитания – это то, чему так противятся дети. На мой взгляд, успеха в этом виде искусства можно добиться, если помнить о том, что сама когда-то была ребёнком: таким же шальным, любопытным, капризным. И тогда появляется терпение и уважение к этим «первооткрывателям», и способность удивляться тому, чему взрослые уже перестали.

Воспитывая все эти качества у своих детей, хочется видеть с их стороны понимание, послушание, уважение. И когда я вижу радостные, приветливые, понимающие лица, большей награды мне и не надо.

Свою главную задачу вижу в том, чтобы дать возможность раскрыться индивидуальности каждого ученика, сделать так, чтобы дети учились с увлечением, и в большинстве случаев мне это удается.

Хочу закончить своё эссе словами Роберта Рождественского:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить земля –

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя.

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни подстать,

Учителем надо будет родиться,

А только после этого стать.

Автор: Куприянова Елена Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ «Ясно-Полянская ООШ», Республика Мордовия. Стаж работы 20 лет.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 48)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Амосова Светлана Александровна 07.08.2011 в 09:07

Елена Михайловна, познакомилась с Вашим эссе. Конечно пятерка за откровенность! Может и Вы оцените меня: Фоторепортаж из жизни ДОЛ Спутник-2, конкурс Педаг.альбом, стр.14. Светлана Александровна.

Елена Ивановна 07.08.2011 в 17:33

Здравствуйте, Елена Михайловна! У Вас интересное эссе! А стихи просто замечательные! Ставлю вторую 5! !0 баллов -хороший старт! Успехов Вам! Приглашаю познакомиться и оценить мою статью:
Конкурс "Педагогический альбом" за 5.07 "Я счастливая в мире самая"С уважением Елена Ивановна

Алла Витальевна 07.08.2011 в 20:51

Благодарю Вас за зссе!!!Полностью разделяю с вами "главную задачу". Оценка 5 и мое уважение. Позвольте пригласить Вас на конкурс "Педагогическое вдохновение", рубрики: художественная проза..."Тропинка"и поэтические страницы- "Ученик и учитель".Елена Михайловна дорожу Вашим мнением . С благодарностью Алла Витальевна.

Надежда Николаевна 08.08.2011 в 23:13

Уважаемая Елена Михайловна! Не могла пройти мимо этой доброжелательной улыбки на вашем лице.Вы вся светитесь!Прочла Вашу работу.Мне понравилось, что Вы так трепетно описали, как первоклассник заходит в школу впервые, так и хочется понаблюдать за этим действом!Вы всю себя отдаете работе без остатка, представляю, как любят Вас Ваши малыши!Успехов Вам в жизни и конкурсе. Конечно, пятерка за работу. Буду рада видеть Вас у себя в рубрике Поэтические страницы.Прочитайте мои стихи: Детский мир и Учительский труд.Это мое кредо.С уважением - Надежда Николаевна Санакова.

Куприянова Елена Михайловна 13.08.2011 в 15:16

Уважаемая Надежда Николаевна, спасибо за Ваши слова- очень трогательно.Вам -удачи и вдохновения. с уважением - Елена Михайловна.

Иванова Ольга 03.09.2011 в 16:08

Отличная статья. Ставлю вам 5!!!

Приглашаю посмотреть и оценить мои работы:
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6688.html Видеоролик «Мы умеем веселиться»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6611.html Видеоролик «Маленькие да удаленькие»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/prose/6172.html Сказка о медведе, которого дружба спасла,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/poetry/6061.html Стих. « Детское счастье». Желаю успехов в работе и творчестве.

Курочкина Марина Викторовна 03.09.2011 в 17:23

Разделяю, Елена Михайловна, Ваши взгляды на процесс воспитания. Ставлю 5. Приглашаю познакомиться с моими работами в конкурсе "Педагогическое вдохновение"( "Чтоб каждый стал человеком"в номинации "Поэтические страницы" и "Особый мир" в рубрике "Художественная проза о детях, семье, школе").Они легко находятся через поисковик.

Анна Владимировна Калинина 10.09.2011 в 09:11

Работать с детьми из реабилитационного центра очень трудно. и только уже за это надо ставить 100 баллов. статья замечательная. За неё 5 звёздочек. Творческих успехов Вам и всего самого доброго.

Борисова Марина 25.09.2011 в 23:11

Отмечаю педагогическую значимость конкурсной работы!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!