Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Номинация «О педагогике – с любовью»
Однажды на педагогическом совете я услышала спор двух педагогов: человека опытного с многолетним стажем работы и молодого, проработавшего в школе несколько лет. Один из них говорил о том, что не стояла бы так остро проблема успеваемости и воспитания, если бы все педагоги любили каждого ребёнка. Другой ему возразил и сказал о том, что надо прежде всего любить самого себя, и тогда дети потянутся к такому человеку, так как он будет излучать уверенность в себе и сам будет успешен. Нетрудно догадаться, кто из них что говорил. Разные подходы можно объяснить разницей в возрасте. Ведь это были люди разных поколений.
В этом году я переступаю порог своей школы в двенадцатый раз. Последний день августа. Жду первоклассников и с трепетом вспоминаю, когда пришла сюда впервые. Сейчас в классе тишина, и блестящие парты ждут своих новых хозяев, которые уже завтра шумной и беззаботной стайкой впорхнут сюда с большими букетами наперевес. Кто они, какие они, первоклассники нового тысячелетия? Что ждут от меня они, их мамы и папы? Смогу ли я отдать им частичку своей души и хорошие знания для того, чтобы они могли плыть в большом корабле по имени Школа и преодолевать лёгкое волнение моря и сильные шторма?
И вот отшумел первый звонок, отзвучали приветственные фанфары, и мы остались один на один с ними. Нас всего двадцать шесть: я, пятнадцать мальчишек и десять девчонок. Уже с первых дней понимаю, что каждый из них уникален и неповторим, что жизнь так стремительно меняется, что эти двадцать пять непосед совсем не те, которые пришли ко мне всего четыре года назад.
На третьем ряду сидят два мальчика-близнеца; внешне, на первый взгляд, похожи так, что не отличить, а на самом деле очень разные. Спокойный и рассудительный Антон, который старается вести себя «как надо» и рассуждает «по-взрослому», любит книги, интересуется компьютером и сразу же проявляет качества лидера в классе. И полная противоположность брату – Артём. Он в первый же мессяц учёбы пришёл и спросил, можно ли проколоть ухо и вставить в него серьгу, чтобы быть модным. Любит танцевать под рок – музыку и брейк-данс, записан в секцию карате и считает не очень важным умение хорошо писать и читать.
За второй партой – Димка, который ходил по классу во время уроков до тех пор, пока не рассмотрел всё, что его интересовало. Но ему, как никому другому, пришлось постоянно объяснять, что у него все получится со временем. А на одном из уроков у мальчика действительно стало получаться, и он, от охватившего его восторга не мог успокоиться уже до конца урока. Димка в классе заводила-драчун, а когда вдруг по классной комнате стала летать отогретая осенним солнышком муха, испугался и спрятался под парту.
А вот мои девчонки: три Алинки. Одна уже давно и быстро умеет читать, хорошо рисует, уверена в себе, может капризничать перед бабушкой, а в классе никогда не покажет своего недовольства. Ей уже сейчас мало того, что предлагает программа. Она, как губка, впитывает и схватывает всё, что видит и слышит. Вторая Алинка – артистка и предводитель всех мальчишек на перемене, а на уроке всё время зовёт меня, чтобы начать работать вместе. Третья – самая спокойная, рассудительная, и всегда готовая мне во всем помочь девочка. У неё высокий уровень интеллекта, и она хорошо подготовлена детским садом и родителями к школе, но не может выносить большие нагрузки из-за проблем со здоровьем.
Тревожит, рослый не по годам, Даниил. По рассказам мамы, он так тяжело адаптировался в детском саду, что у него отнималась правая рука и нога. Мальчик имеет большое количество противопоказаний в питании из-за аллергии на продукты, у него снижено зрение. Мама каждый день приводит в школу и встречает его. Данька очень чутко реагирует на несправедливость и переживает, если что-то у него не получается. А у него получается! Ещё как получается! Малейший успех окрыляет его, превращаясь в фонтан любознательности и фейерверк желания учиться и познавать новое. Такое впечатление, что ребёнок догоняет что-то упущенное им раньше. И уже через несколько недель учёбы все мальчишки хотели бы быть похожими на Даниила.
Алина и Марина, Дина и Дима, Даниил и Кирилл... Все разные, интересные, иногда смешные, нетерпеливые, требующие не только интеллектуальных и моральных, но, порою, и физических усилий. Обращает на себя внимание очень слабое здоровье моих первоклассников. Большое количество диагнозов, которыми исписаны странички медицинских карточек приводит в смятение. А ведь школьные нагрузки не способствуют улучшению здоровья.
Мои маленькие ученики каждый день заставляют удивляться и открывать их заново. Идёт урок изобразительного искусства. Все настолько поглощены рисованием, что в классе наступает тишина, которую боятся нарушить даже самые говорливые ребята. Их возраст даёт возможность на этом уроке раскрыться всем, без исключения, детям. Дети рисуют хорошее настроение! Спрашиваю: «На что оно похоже?» И вдруг – взрыв эмоций, море рук и полёт фантазиии!
– На звёздочку!
– На именинный торт!
– На яркие цветы!
– На мамину улыбку!
– На солнце!
Сколько ассоциаций, сколько блеска в глазах ребят! Самые тихие и замкнутые дети бегут к доске, чтобы показать всем, что у них получилось! Даже Дима, который никак не может поверить в свои силы. И рисует вместо хорошего настроения плохое, в виде папиного ремня, вытирает слёзы и вдруг превращает папин ремень в ракету, которая взлетает в небо, а мокрые места от слёз – в звёзды! Поверьте, ради одного такого урока стоит работать много лет! В тот день дети долго не уходили из школы, а некоторые побежали в вестибюль и привели в класс родителей, чтобы они посмотрели на их шедевры, подсыхающие на подоконнике. А мне было позволено прикоснуться к чуду и увидеть, что каждый из детей талантлив. Такие минуты окупают сторицей нелёгкий учительский труд. Но я уверена в одном: если ребёнок будет проживать их в школе, то он сможет раскрыться, как бутон цветка, согретый солнцем. А моя задача помочь ему в этом. Помочь раскрывшимся цветочкам цвести и благоухать, нераскрывшихся обильно поливать и отогревать, чтобы не завяли, а потом передать в руки коллег. Ведь часто бывает так, что ребёнок невольно использует начальную школу, как трамплин с длинной дорожкой для разбега, а в среднем звене вдруг раскрывается, становится более успешным и прибегает на перемене рассказать о своих успехах, внимательно наблюдая за моей реакцией.
…Иногда зайдёт в нашу школу посторонний человек и за голову возьмётся: «Как можно в таком шуме и суматохе работать»?! Но на то он и посторонний, что не слышит в этом шуме особую и слышную только посвящённым музыку школьной жизни. А услышат ли меня мои ученики? И смогу ли я в этой школьной кутерьме услышать мелодию каждго из них?
И опять перед глазами всплывают мои первоклассники. Уверена, чтобы понять каждого, нужно очень хорошо узнать их. А наградой за понимание и принятие станет непосредственное и, конечно, без тени сомнений, случайно-спонтанное обращение ко мне первоклассника и искреннее, а потом слегка смущённое и с извинениями четвероклассника – выпускника, которое вместо моего имени и отчества начинается словом «Мама!...». В такие минуты ловлю себя на мысли, что мы с учеником понимаем друг друга, как мама и ребёнок. А это уже вечные и безусловные ценности. Может, это и есть та любовь, о которой писали Макаренко и Песталоцци, Амонашвилли и Сухомлинский?
Автор: Людмила Станиславовна Федина, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ «Солнечная СОШ №1», с.п. Солнечный Сургутского района ХМАО-ЮГРА. Призёр муниципального этапа конкурса «Учитель года Сургутского района - 2010». Педагогический стаж 13 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Людмила Станиславовна, Ваша статья наполнена любовью и добром, образы учеников яркие и живые, чувствуется неравнодушный взгляд учителя. Вам удаётся точно передать состояния радости, восторга, ответственности, которые испытывает педагог,увлечённый своим делом.
Людмила Станиславовна, добрый день! Чувствуется, что Вы прекрасный, творческий педагог. Желаю Вам побед и творческого вдохновения! Ставлю Вам - 5 звездочек!
Спасибо, Ирина Николаевна, за прекрасный отзыв! Обязательно познакомлюсь в Вашей работой.
Уважаемая Людмила Станиславовна! Отмечаю оригинальность, высокое художественное качество и педагогическую значимость вашей конкурсной работы. Спасибо!
Людмила Станиславовна, увлеклась, читая ВАПшу работу!!! Так живо и интересно написано!!! Картинки образов Ваших учеников прямо мелькают перед глазами! Я за учительский энтузиазм!!! А когда ещё и талант присутствует... ЭТО ЗДОРОВО!!!! Уверена, ученики влюблены в ВАс также как и ВЫ в них!!!
Огромное спасибо за комментарий! Обязательно посмотрю Ваши работы!
Людмила Станиславовна! Красивые сравнения "музыка школьной жизни" и "мелодия каждого.." Постороннему и не надо понимать ни "мелодию", ни... А Вам за любовь к детям 5! Желаю Вам творческих успехов!
Как же Вы любите своих малышей! Не изменяйте этому чувству никогда! Удачи!
Здравствуйте, Людмила Станиславовна! От всей души поздравляю Вас со званием лауреата! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Огромное спасибо всем коллегам и экспертам за высокую оценку моей работы! В суматохе учительских будней очень приятно осознавать то, что если коллеги и эксперты оценили твою работу, значит ты двигаешься в правильном направлении!