Регистрация

Прикоснуться к чуду

  • 9 июня 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Людмила Станиславовна Федина

Однажды на педагогическом совете я услышала спор двух педагогов: человека опытного с многолетним стажем работы и молодого, проработавшего в школе несколько лет. Один из них говорил о том, что не стояла бы так остро проблема успеваемости и воспитания, если бы все педагоги любили каждого ребёнка. Другой ему возразил и сказал о том, что надо прежде всего любить самого себя, и тогда дети потянутся к такому человеку, так как он будет излучать уверенность в себе и сам будет успешен. Нетрудно догадаться, кто из них что говорил. Разные подходы можно объяснить разницей в возрасте. Ведь это были люди разных поколений.

В этом году я переступаю порог своей школы в двенадцатый раз. Последний день августа. Жду первоклассников и с трепетом вспоминаю, когда пришла сюда впервые. Сейчас в классе тишина, и блестящие парты ждут своих новых хозяев, которые уже завтра шумной и беззаботной стайкой впорхнут сюда с большими букетами наперевес. Кто они, какие они, первоклассники нового тысячелетия? Что ждут от меня они, их мамы и папы? Смогу ли я отдать им частичку своей души и хорошие знания для того, чтобы они могли плыть в большом корабле по имени Школа и преодолевать лёгкое волнение моря и сильные шторма?

И вот отшумел первый звонок, отзвучали приветственные фанфары, и мы остались один на один с ними. Нас всего двадцать шесть: я, пятнадцать мальчишек и десять девчонок. Уже с первых дней понимаю, что каждый из них уникален и неповторим, что жизнь так стремительно меняется, что эти двадцать пять непосед совсем не те, которые пришли ко мне всего четыре года назад.

На третьем ряду сидят два мальчика-близнеца; внешне, на первый взгляд, похожи так, что не отличить, а на самом деле очень разные. Спокойный и рассудительный Антон, который старается вести себя «как надо» и рассуждает «по-взрослому», любит книги, интересуется компьютером и сразу же проявляет качества лидера в классе. И полная противоположность брату – Артём. Он в первый же мессяц учёбы пришёл и спросил, можно ли проколоть ухо и вставить в него серьгу, чтобы быть модным. Любит танцевать под рок – музыку и брейк-данс, записан в секцию карате и считает не очень важным умение хорошо писать и читать.

За второй партой – Димка, который ходил по классу во время уроков до тех пор, пока не рассмотрел всё, что его интересовало. Но ему, как никому другому, пришлось постоянно объяснять, что у него все получится со временем. А на одном из уроков у мальчика действительно стало получаться, и он, от охватившего его восторга не мог успокоиться уже до конца урока. Димка в классе заводила-драчун, а когда вдруг по классной комнате стала летать отогретая осенним солнышком муха, испугался и спрятался под парту.

А вот мои девчонки: три Алинки. Одна уже давно и быстро умеет читать, хорошо рисует, уверена в себе, может капризничать перед бабушкой, а в классе никогда не покажет своего недовольства. Ей уже сейчас мало того, что предлагает программа. Она, как губка, впитывает и схватывает всё, что видит и слышит. Вторая Алинка – артистка и предводитель всех мальчишек на перемене, а на уроке всё время зовёт меня, чтобы начать работать вместе. Третья – самая спокойная, рассудительная, и всегда готовая мне во всем помочь девочка. У неё высокий уровень интеллекта, и она хорошо подготовлена детским садом и родителями к школе, но не может выносить большие нагрузки из-за проблем со здоровьем.

Тревожит, рослый не по годам, Даниил. По рассказам мамы, он так тяжело адаптировался в детском саду, что у него отнималась правая рука и нога. Мальчик имеет большое количество противопоказаний в питании из-за аллергии на продукты, у него снижено зрение. Мама каждый день приводит в школу и встречает его. Данька очень чутко реагирует на несправедливость и переживает, если что-то у него не получается. А у него получается! Ещё как получается! Малейший успех окрыляет его, превращаясь в фонтан любознательности и фейерверк желания учиться и познавать новое. Такое впечатление, что ребёнок догоняет что-то упущенное им раньше. И уже через несколько недель учёбы все мальчишки хотели бы быть похожими на Даниила.

Алина и Марина, Дина и Дима, Даниил и Кирилл... Все разные, интересные, иногда смешные, нетерпеливые, требующие не только интеллектуальных и моральных, но, порою, и физических усилий. Обращает на себя внимание очень слабое здоровье моих первоклассников. Большое количество диагнозов, которыми исписаны странички медицинских карточек приводит в смятение. А ведь школьные нагрузки не способствуют улучшению здоровья.

Мои маленькие ученики каждый день заставляют удивляться и открывать их заново. Идёт урок изобразительного искусства. Все настолько поглощены рисованием, что в классе наступает тишина, которую боятся нарушить даже самые говорливые ребята. Их возраст даёт возможность на этом уроке раскрыться всем, без исключения, детям. Дети рисуют хорошее настроение! Спрашиваю: «На что оно похоже?» И вдруг – взрыв эмоций, море рук и полёт фантазиии!

– На звёздочку!

– На именинный торт!

– На яркие цветы!

– На мамину улыбку!

– На солнце!

Сколько ассоциаций, сколько блеска в глазах ребят! Самые тихие и замкнутые дети бегут к доске, чтобы показать всем, что у них получилось! Даже Дима, который никак не может поверить в свои силы. И рисует вместо хорошего настроения плохое, в виде папиного ремня, вытирает слёзы и вдруг превращает папин ремень в ракету, которая взлетает в небо, а мокрые места от слёз – в звёзды! Поверьте, ради одного такого урока стоит работать много лет! В тот день дети долго не уходили из школы, а некоторые побежали в вестибюль и привели в класс родителей, чтобы они посмотрели на их шедевры, подсыхающие на подоконнике. А мне было позволено прикоснуться к чуду и увидеть, что каждый из детей талантлив. Такие минуты окупают сторицей нелёгкий учительский труд. Но я уверена в одном: если ребёнок будет проживать их в школе, то он сможет раскрыться, как бутон цветка, согретый солнцем. А моя задача помочь ему в этом. Помочь раскрывшимся цветочкам цвести и благоухать, нераскрывшихся обильно поливать и отогревать, чтобы не завяли, а потом передать в руки коллег. Ведь часто бывает так, что ребёнок невольно использует начальную школу, как трамплин с длинной дорожкой для разбега, а в среднем звене вдруг раскрывается, становится более успешным и прибегает на перемене рассказать о своих успехах, внимательно наблюдая за моей реакцией.

…Иногда зайдёт в нашу школу посторонний человек и за голову возьмётся: «Как можно в таком шуме и суматохе работать»?! Но на то он и посторонний, что не слышит в этом шуме особую и слышную только посвящённым музыку школьной жизни. А услышат ли меня мои ученики? И смогу ли я в этой школьной кутерьме услышать мелодию каждго из них?

И опять перед глазами всплывают мои первоклассники. Уверена, чтобы понять каждого, нужно очень хорошо узнать их. А наградой за понимание и принятие станет непосредственное и, конечно, без тени сомнений, случайно-спонтанное обращение ко мне первоклассника и искреннее, а потом слегка смущённое и с извинениями четвероклассника – выпускника, которое вместо моего имени и отчества начинается словом «Мама!...». В такие минуты ловлю себя на мысли, что мы с учеником понимаем друг друга, как мама и ребёнок. А это уже вечные и безусловные ценности. Может, это и есть та любовь, о которой писали Макаренко и Песталоцци, Амонашвилли и Сухомлинский?

Автор: Людмила Станиславовна Федина, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ «Солнечная СОШ №1», с.п. Солнечный Сургутского района ХМАО-ЮГРА. Призёр муниципального этапа конкурса «Учитель года Сургутского района - 2010». Педагогический стаж 13 лет.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 14, сумма баллов: 66)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (14)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Олеговна 15.06.2011 в 23:57

Людмила Станиславовна, Ваша статья наполнена любовью и добром, образы учеников яркие и живые, чувствуется неравнодушный взгляд учителя. Вам удаётся точно передать состояния радости, восторга, ответственности, которые испытывает педагог,увлечённый своим делом.

Людмила Станиславовна 16.06.2011 в 06:09

Галина Олеговна! Огромное спасибо Вам за добрые слова!

Солдатова Ирина Николаевна 18.06.2011 в 13:02

Людмила Станиславовна, добрый день! Чувствуется, что Вы прекрасный, творческий педагог. Желаю Вам побед и творческого вдохновения! Ставлю Вам - 5 звездочек!

Людмила Станиславовна 19.06.2011 в 11:27

Спасибо, Ирина Николаевна, за прекрасный отзыв! Обязательно познакомлюсь в Вашей работой.

Борисова Марина 26.06.2011 в 15:58

Уважаемая Людмила Станиславовна! Отмечаю оригинальность, высокое художественное качество и педагогическую значимость вашей конкурсной работы. Спасибо!

Наталия Васильевна 16.08.2011 в 15:02

Людмила Станиславовна, увлеклась, читая ВАПшу работу!!! Так живо и интересно написано!!! Картинки образов Ваших учеников прямо мелькают перед глазами! Я за учительский энтузиазм!!! А когда ещё и талант присутствует... ЭТО ЗДОРОВО!!!! Уверена, ученики влюблены в ВАс также как и ВЫ в них!!!

Людмила Станиславовна 17.09.2011 в 14:53

Огромное спасибо за комментарий! Обязательно посмотрю Ваши работы!

Иванова Ольга 03.09.2011 в 17:07

Отличная статья. Ставлю вам 5!!!

Елена Ивановна 12.09.2011 в 17:46

Людмила Станиславовна! Красивые сравнения "музыка школьной жизни" и "мелодия каждого.." Постороннему и не надо понимать ни "мелодию", ни... А Вам за любовь к детям 5! Желаю Вам творческих успехов!

Иванова Ольга 17.09.2011 в 15:11

Ставлю вам ещё одну пятёрку

Любовь Николаевна 17.09.2011 в 22:23

Как же Вы любите своих малышей! Не изменяйте этому чувству никогда! Удачи!

Наталья 20.09.2011 в 09:30

Очень трогательно.. мило. Спасибо. 5 баллов.

Светлана Анатольевна 04.10.2011 в 12:47

Здравствуйте, Людмила Станиславовна! От всей души поздравляю Вас со званием лауреата! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!

Людмила Станиславовна 04.10.2011 в 20:07

Огромное спасибо всем коллегам и экспертам за высокую оценку моей работы! В суматохе учительских будней очень приятно осознавать то, что если коллеги и эксперты оценили твою работу, значит ты двигаешься в правильном направлении!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!