Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Номинация «О педагогике – с любовью»
Учителей бывает много,
Но первым может быть один.
Дает, должно быть, он так много,
Что в жизни он не повторим.
Почему я выбрала профессию учителя?
Без любви к профессии в школе работать нельзя. Я любила изображать учителей с детства. Все мои игры были связаны со школой. Это и проверка тетрадей, и заполнение журнала, и первые попытки объяснить новое своим ученикам (сначала игрушкам: куклам, зайчикам и мишуткам, а затем и подружкам по двору). Когда после школы я заявила родителям, что собираюсь учиться в педагогическом училище, они были шокированы и попытались всеми правдами и не правдами отговорить меня. Я не отказалась от мечты. Годы учебы пролетели для меня быстро, так как всё было интересно. Ещё в училище я окончательно убедилась, что педагогическая профессия – это мой путь, и я с него не сверну.
Когда начала работать в школе, мне пришлось столкнуться с массой трудностей: это и работа с родителями, и взаимоотношения с администрацией и коллегами, и непредвиденные ситуации с детьми…. Оказывается, многому в училище не учили…. Поэтому училась на ходу и до сих пор учусь! Мне повезло – первые годы работала в паре с опытнейшим педагогом (она же моя первая учительница). Казалось, у меня всё получается отлично! Только теперь, когда работаю в паре с молодым специалистом, понимаю, каково доставалось моей наставнице. Вот уже 17 лет, как я работаю в школе. Анализируя свою работу, понимаю, что, с одной стороны, знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.
Я – учитель начальных классов. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: уж очень большие задачи стоят передо мной. От того большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь – определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем; конечно, любовь к человеку и даёт силу выдержать многие несуразности повседневности; любовь к жизни – без оптимизма к школе сегодня не выжить; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной мои коллеги, талантливые люди, почти волшебники, каждый – Личность.
Мой первый день в школе
Вспоминаю свой первый рабочий день. Осень. В сумрачное утро выхожу из дома и направляюсь по дороге к школе. Листья хрустят под ногами, и этот хруст слышен в осеннем воздухе. Толпа ребятишек, сбившись, как стая воробьёв, торопится на занятия по дороге, которая через несколько метров сольётся с моей. Дети вышли немного раньше и оказались впереди меня. Они весело и громко о чём-то говорят. Им хорошо и радостно. Радостно и мне, оттого что я встречусь с ними…
Каждый из нас проходит свой путь на долгой дороге жизни. Пути человека соприкасаются с путями других. И на этой дороге каждый из нас обогащается в результате знакомства, общения друг с другом.
Сегодня я оказалась с детьми на одной тропинке, которая приведёт нас в школу. Естественно, я радуюсь, что могу общаться с ними и помочь им в будущем найти свой правильный путь на дороге жизни.
Куда сегодня ведёт меня эта дорога? Будет ли удачным это восхождение – зависит во многом от меня, и в этом я глубоко убеждена. Стараюсь найти подход к каждому ребёнку. В этом есть глубокий смысл жизни.
Школа – это время становления характера человека, время накопления опыта. Подросток станет взрослым только завтра, а сегодня – он ребенок, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважении.
И вот я стою у двери моего первого класса. Надо было сделать выбор – зайти в класс одной и начать урок или дождаться, когда тебя представят детям и введут в курс дела. На тот момент я была у детей четвертым учителем. Решив, что отступать уже поздно, а в душе поселился страх, как перед экзаменом, я вошла в класс одна. Шум быстро сменился тишиной. На меня смотрели 30 пар глаз с любопытством и немым вопросом «А Вы надолго к нам?» Познакомившись, мы нашли общий язык. Закончился этот день.
В школьных окнах загорается свет. На улице заметно потеплело, пошёл дождь. Капельки дождя, большие, красивые падают на землю. Они тоже совершили длинное путешествие и ложатся отдохнуть после трудного полёта. Дорога домой… В тишине размышляю о том, что я сделала… А завтра снова напряжённый день. И так всегда… И снова будут силы продолжать путешествия не только по земле, но и в мир науки, мир человеческих взаимоотношений, мир детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, моё счастье.
Мои принципы по жизни
В своей педагогической деятельности придерживаюсь норм морали и этики, предъявляемых к учителю как гражданину и наставнику подрастающего поколения. В классе, где я работаю, всегда благоприятный морально-психологический микроклимат, ученики хорошо адаптированы, уверены в себе, у учащихся развит самоконтроль и самоанализ. И я убедилась, что учитель, учитель начальных классов особенно, не должен быть только учителем, преподающим учебные предметы. Он должен быть хранителем детства, помощником ребёнка в становлении его возможностей и способностей.
Каков идеальный учитель?
Не может быть учителя без собственного взгляда на жизнь. Он осознает, каков тот мир, в котором мы живем, куда пришел маленький ребенок. Каждый имеет право на уважение к себе, на непохожесть, на свои ошибки, на возможность исправить их и начать новую жизнь. А благодарным откликом за это будут улыбка и счастливые глаза ученика и его родителей.
Чему важно научить в школе?
Вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы научить ребенка учиться, а на том, как помочь маленькому человечку превратиться в Человека. Человека, способного ставить перед собой задачи и брать на себя ответственность за их решение; человека, осознающего себя творцом, соучастником появления, рождения определенного знания, культуры.
Я счастливый человек?
Обязательно! Ведь счастье, я думаю, это не везение или дар, а каждодневное восхищение маленькими радостями. Даже если тяжело, даже если невмоготу, все равно нужно хотя бы улыбнуться. И в мире станет одной радостью больше. А через пять минут она помножится на целый класс.
Автор: Шумская Наталья Николаевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 6», п. Передовой Изобильненского района Ставропольского края. Стаж 18 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Николаевна, очень понравился стиль, который Вы выбрали для изложения мыслей. Желаю успехов!
Наталья Николаевна,добрый день! Статья очень интересная, конкретная. Особенно мне понравились Ваши принципы по жизни! Ставлю Вам - 5 звездочек! Загляните ко мне на рубрику "История успеха: лучшие педагоги" в этом же конкурсе. Буду рада! Удачи Вам!
С уважением Ирина Николаевна
Уважаемая Наталья Николаевна! Ваша педагогическая позиция, принципы, подходы к детям интересны и полезны любому педагогу. Отмечаю оригинальность изложения, искренность и простоту.
Отличная статья. Ставлю вам 5!!!
Приглашаю посмотреть и оценить мои работы:
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6688.html Видеоролик «Мы умеем веселиться»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6611.html Видеоролик «Маленькие да удаленькие»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/prose/6172.html Сказка о медведе, которого дружба спасла,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/poetry/6061.html Стих. « Детское счастье». Желаю успехов в работе и творчестве.