Конкурс «Педагогическое вдохновение»
Руфина Каймановна Петакова – зам. директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МОУ Аксурская СОШ, с. Аксурка Тюменской области. Ее педагогический стаж – 18 лет.
Руфина Каймановна любит читать, вязать крючком, участвует в художественной самодеятельности, является участником муниципальных и областных профессиональных конкурсов.
В жизни любого человека случаются мгновения, которые в памяти навсегда. Проходит много лет, и вдруг однажды понимаешь, что ничем не примечательный эпизод твоей жизни оказался для тебя своеобразной точкой отсчёта. Когда-то, учась в 3 классе, я обратила внимание на то, как наша учительница выставляет оценки в тетрадях и журнале: ровным красивым почерком (теперь редко такой встретишь), твёрдо, уверенно. Нет, не сказала я тогда себе: «Обязательно стану учителем». Но, несомненно, в выборе моей профессии сыграли роль и авторитет учителя, и любовь к нему, иначе память не возвращала бы меня в те мгновения, когда от того, что делал учитель, в прямом смысле, захватывало дух.
Восемнадцать лет я работаю в школе. Немного по сравнению с теми, кто, будучи уже на заслуженном отдыхе, продолжают трудиться, не мысля себя без любимого дела. Но и немало для того, чтобы увидеть результаты своего труда и сделать работу над ошибками. Тем более что этот учебный год – выпускной для моих одиннадцатиклассников – моих детей, таких разных, трудных, таких неповторимо дорогих…
За те годы, что я работаю в школе, многое было. Иногда бывали ситуации, когда казалось, что не я воспитываю своих учеников, а они воспитывают меня. Негласно, конечно, немым укором. И часто именно детское сердечко подсказывало мне, что в конкретном случае никакая методика, никакой педагогический прием не помогут, нужно не то чтобы что-то особенное, а просто немудреное свое.
Как часто слышу фразу: «Ваши проблемы». Для многих это чуть ли не формула спокойствия: не моё и ладно. Исчезнувшее слово «дефицит» вновь возвращается к нам, только не в смысле продуктов или других каких-то товаров, речь идет о дефиците внимания, доверия, любви, душевной теплоты к человеку.
Человеческая память очень короткая, почему-то стараемся помнить только плохое, цепляемся за это, а хорошее вспоминается лишь тогда, когда мы уже потеряли его. Оттого и живется нам трудно, в жизни скапливается столько проблем и всё из-за того, что мы не умеем прощать людей. Дети чувствуют это в стократ сильней, они, как губка, впитывают в себя всё что, мы в них сейчас заложим, а будет больше хорошего или плохого - зависит от нас. И порой единственный человек, кому есть дело до ребёнка, – это учитель.
Добрым словом вспоминаю своего учителя русского языка и литературы Мучипову Галию Гарифулловну. Справедливый, открытый, добрый и чуткий человек. Ёе педагогическим кредо было: не навреди ученику. До сих пор помню её уроки литературы, когда она, читая нам вслух (в 11 классе!) произведения классиков, плакала, сопереживая героям. А для нас её уроки были самыми любимыми.
А были мы тоже разные, трудные. И ко всем-то она умела подобрать особенный ключик, что открывал любое «неподступное» сердечко. Все мы чувствовали её заботу.
И чем дальше уходят годы, тем отчетливее вижу я, каким хорошим педагогом была Галия - апа. Соизмеряя свою работу с её деятельностью, чувствую, как высока еще для меня планка, поднятая ею.
Как еще далека…
Но хочется по жизни идти вверх, как по лестнице, по ступенькам, ошибаясь ли, натыкаясь ли на преграды, но только вверх. Хочется увлечь юные души, повести за собой, научить разбираться в сложном мире, в котором они, мои ученики, окажутся завтра. Именно мы, учителя – словесники, призваны помочь ребенку стать достойным человеком, личностью. Поэтому я считаю приоритетными уроки литературы. Сейчас, к сожалению, серьезные книги читают мало: любовные романы с одинаковыми сюжетами да детективы-однодневки – вот и весь «список литературы», а когда в классе сидят 30 человек и ни один из них к уроку не прочитал домашнего произведения. Ведь бывает и такое.
И опять никто, кроме учителя литературы, не поможет разобраться ребенку в этом круговороте.
Два года назад на уроке литературы в 9 классе в середине рассказа о музах- покровительницах искусства вдруг раздаётся юношеский голос: «И зачем нам всё это надо? В жизни не пригодится, и денег на этом не заработаешь!»
Для меня это было громом среди ясного неба. Слушали ведь с интересом, переспрашивали, записывали в тетради. Почему такая реакция? Что тут можно ответить? Немного растерявшись сначала, я все же постаралась найти неказенные слова. Я ответила так: «Милый Алеша! Может, и не пригодится тебе то, о чем я сейчас рассказываю, но ведь больше ты и не услышишь подобного нигде». Можно было порассуждать, поспорить на эту тему, но по выражению лиц ребят было ясно, что каждый понял то, что я хотела сказать.
«Понимание рождается пониманием, душа – душою» – приходят на память слова русского философа И.Ильина.
Уроки литературы в школе, по-моему, должны стать самыми настоящими «уроками доброты». Произведения Астафьева, Распутина, Солженицына – богатейший материал, на примере которого можно учить и учить детей добру, искренности, справедливости, поднимать их по ступенькам вверх.
Великий Гёте сказал: «Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными, вы поднимаете их на высоту, на которой вы хотели бы их видеть».
Я хочу видеть своих учеников достойными людьми. Радуюсь, когда они приходят ко мне за советом, за помощью или просто так. Главное, чтобы рядом со мною они были спокойны и уверенны, видели во мне надежного друга. В этом моя педагогическая философия, моё правило, не допускающее никаких исключений.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Видно, что учитель влюблён в свою работу! И эта любовь идёт с детства!
сам автор человек творческий, в постоянном поиске, а её опусы мне всегда нравились, всегда всё идёт от души, искренно!
Здравствуйте Руфина! Спасибо вам за хорошие слово об учителях!
я полностью разделяю ваши взгляды на литературу, что дети сейчас мало читают или вообще не читают, и это волнует прежде всего учителя. Дети не читают, потому что дома родители не берут в руки книгу, нет примера перед глазами. И тут дана большая миссия учителю литературы - заставить ребёнка читать, влюбить его в книгу. Спасибо вам, Руфина Каймановна! Я вижу, что вы хоть как -то этого добиваетесь на своих уроках.
Спасибо, коллега, за искреннее, душевное слово о труде филолога!
Разбудить душу ребёнка, пробудить его совесть, побудить к сопереживанию... - это наша с Вами миссия. Успехов Вам в этом благородном деле!
Отличная статья. Ставлю вам 5!!!
Приглашаю посмотреть и оценить мои работы:
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6688.html Видеоролик «Мы умеем веселиться»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6611.html Видеоролик «Маленькие да удаленькие»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/prose/6172.html Сказка о медведе, которого дружба спасла,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/poetry/6061.html Стих. « Детское счастье». Желаю успехов в работе и творчестве.