Регистрация

Верю!

  • 9 января 2011

Судимова Ирина Борисовна

Конкурс «Педагогическое вдохновение»

Об авторе

Судимова Ирина Борисовна – учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2» города Грязовца Вологодской области. Ее педагогический стаж 34 года.

Ирина Борисовна – отличник народного просвещения, победитель федерального конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, победитель регионального конкурса методических разработок «Лучший урок письма», финалист регионального конкурса «Любимый учитель».

«Верю!»

Тридцать пятый год работы в школе…. В любимой школе, выпускницей которой являюсь. Всё, как у каждого из моих коллег: радость за успешных учеников и тревога за не очень успешных; минуты «упоения» педагогическими достижениями и часы «самоедства» после педагогических неудач; убеждённость в том, что учитель – самая прекрасная профессия, и моменты разочарования в ней…. И никогда (думаю, как и большинство учителей) не делала попытки «облечь в словесную оболочку» свои педагогические принципы. Что ж, пришла пора подведения итогов…

Учитель всегда во власти вдохновения: и когда создаёт своё произведение – урок, и когда реализует его перед самыми строгими зрителями (и участниками) – детьми. Считается, что именно в нашей профессии более всего «долгожителей», имеется в виду непрерывный стаж работы, преданность педагогике. Что же позволяет учителю так долго «жить в своей профессии», постоянно испытывая вдохновение?  Думаю, что совпадение жизненных и педагогических принципов, укладывающихся в одно ёмкое, пусть даже немного старомодное слово –  кредо.

Слово КРЕДО имеет два значения. C латинского языка CREDO буквально переводится как «исповедую» («признаюсь в сокровенном»), «верю». Так во что же верю? В любовь! Не разделяю мнение о том, что любить можно только собственных детей и  учитель не обязан проявлять к ученикам это чувство, ибо оно слишком интимно и должно быть направлено только на близких тебе людей. Откуда же тогда народная мудрость: «Чужих детей не бывает»?

Каждый из нас, входя в класс, должен быть «запрограммирован» на любовь, иначе из педагога он превратится в заурядного (возможно, и незаурядного) «урокодателя», способного видеть в ребёнке только ученика, но не личность. Именно нелюбовь к детям порождает «псевдопедагогов», проявляющих жестокость и насилие к воспитанникам в детских домах и школах-интернатах (к счастью, случаи, о которых сообщают СМИ, исключительны).

Верю в  доброту! К сожалению, в устах взрослых понятие «добрый учитель» в последнее время приобретает несколько негативный смысл. Школьники же на вопрос, что они ценят в учителе, на первое место ставят знание предмета, профессионализм в его преподавании и доброе отношение к ученикам. Доброта –  прежде всего неравнодушие к ребёнку, к его мыслям, чувствам, судьбе. Зло и равнодушие на каждом шагу подстерегают его. Таков, к сожалению, современный мир! Школа – это мир особый, и в нём должно царить только добро!

Считаю, что не следует стесняться чувств к своим ученикам. Кто-то скажет: «Это уж слишком! Не спровоцирует ли обожание детей педагогическую слабость?». Нет! Только сильные люди могут быть естественны и откровенны во всех своих проявлениях, в том числе и в чувствах.

Разделяю мнение психолога Н.Г. Долининой: «Самое великое счастье человека – это те чувства, которые ты можешь дать людям и люди тебе…» Любовь и доброта…. Они помогут учителю принять ученика таким, каков он есть, понять его и быть понятым им. Разве это не ступенька к педагогическому успеху, простому «учительскому счастью»? Верю в огромную силу учительского примера. Только любящий детей и свою профессию учитель может вывести ученика на дорогу любви и добра!

Второе значение слова КРЕДО (в переводе с греческого) – «убеждения». Так в чём же убеждена?

Считается, что человек не должен менять свои убеждения. Достаточно вспомнить уважаемых литературных критиков 19 века, не сомневающихся в том, что «убеждения нам дороги потому только, что они истинны» (В.Г. Белинский) и что «человека, меняющего свои убеждения, мы признаём дрянным, подлым» (Н.А. Добролюбов).

Безусловно, нельзя не согласиться с подобными высказываниями, если речь идёт о нравственных или моральных принципах. Но нельзя забывать и о том, что время неумолимо движется вперёд и учитель («он тоже человек») не всегда успевает за ним. Людей объединяет не время, а общие взгляды.

Мы и наши ученики…. Живём в одно время, а порой не понимаем друг друга. Вечная проблема «отцов» и «детей»! Позволю себе провести параллель с героями И.С. Тургенева. Жаль учителей, павлов петровичей, «убеждённых в своих убеждениях». На мой взгляд, уж лучше быть николаем петровичем, отступить от своих «прынципов» (пусть частично) и попытаться понять новое поколение. Сколько иронии в словах  учительницы иностранного языка из кинофильма «Большая перемена»: «Не спорь с учителем, деточка! Учитель всегда прав!»!

Считаю, что мы обязаны не только учить и воспитывать, но и учиться сами: учиться у своих учеников, не бояться менять свои взгляды, убеждения (если это не принципиально), не бояться признаться, что они, наши дети, умнее, смелее, мудрее для современной жизни, одним словом, лучше нас.      

Убеждена, каким бы ни было педагогическое кредо, учитель тогда состоится, когда ученик превзойдёт его.

 Фото автора

алчущий

4.4 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 35)
  • 9 января 2011
  • 3140
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


12.01.2011 в 20:34

Согласна с Вами, Ирина Борисовна. Удачи Вам!

Татьяна 01.02.2011 в 23:02

Интересно Вы пишете, это и понятно, Вы по профессии-мастер слова. Но отвечу как мама и как учитель истории. Школа-один из основных общественных институтов,все процессы, происходящие в обществе, отражаются как в зеркале. Любить многих трудно, но понять- необходимо! Мы слушать друг друга разучились, за семейным столом собираться, радоваться чужим успехам... Конкуренция,желание быть лучшим,порой, не оставляет нам времени на любовь в каком-бы то ни было проявлении.Спасибо,что дали возможность поговорить бо этом.

Оксана Ивановна 20.07.2011 в 12:35

Ирина Борисовна, «Самое великое счастье человека – это те чувства, которые ты можешь дать людям и люди тебе…», Великолепные слова! + 5!!! Удачи Вам! приглашаю и Вас оценить мою статью «Я судеб людских чародей и властитель» «Рубрика «Профессия – педагог» Заранее благодарю! С уважением Оксана Ивановна!

Иванова Ольга 03.09.2011 в 18:05

Отличная статья! Ставлю вам 5!!!
Приглашаю посмотреть и оценить мои работы:
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6688.html Видеоролик «Мы умеем веселиться»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/albom/6611.html Видеоролик «Маленькие да удаленькие»,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/prose/6172.html Сказка о медведе, которого дружба спасла,
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/poetry/6061.html Стих. « Детское счастье». Желаю успехов в работе и творчестве.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!