Конкурс «Педагогическое вдохновение»
Светлана Анатольевна Семко – учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ «СОШ № 9» города Сокола Вологодской области, ее стаж работы – 12 лет.
Интересы Светланы Анатольевны – чтение, участие в различных профессиональных сетевых сообществах. Она член клуба «Учитель года Вологодской области».
«Вот, вышел сеятель сеять…»
Евангелие от Матфея, 13: 3-9
Каждый человек стремится заглянуть в будущее. Конечно, большинство людей волнуют насущные вопросы: от бытовых: «Вырастут ли цены на хлеб?» до глобальных: «Что ждёт моих детей в будущем?». А если этих детей не один и даже не десять? Если ты человек, посвятивший им свою жизнь? Если ты учитель? Что волнует тебя?..
А нам дано предугадать, какое влияние оказываем мы на своих учеников? Этот вопрос, на мой взгляд, является одним из самых важных для педагогов нашего времени. Большинство современных телевизионных передач, посвящённых взаимоотношениям учителя и ученика, имеет явно негативную окраску, причём журналисты стараются показать, как невелик сегодня авторитет педагога. Но что бы ни говорили некоторые представители средств массовой информации, и сейчас роль учителя в формировании сознания и поведения ребёнка огромна. И мне кажется, что первое и главное средство воздействия на него – это слово.
Когда я думаю о профессии учителя, сразу вспоминается притча о сеятеле из Евангелия от Матфея. «Вот, вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и было потоптано, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод».
Учитель – это тот же «сеятель», пытающийся помочь ростку детской души дотянуться до света с помощью слова. В этом деятельность учителя сходна с миссией писателя. Не случайно так много русских поэтов и писателей были педагогами. Наставник наследника престола, будущего Александра II, В. А. Жуковский, основатель школы для крестьянских детей в Ясной Поляне Л. Н. Толстой. Н. В. Гоголь около полутора лет преподавал историю в Санкт-Петербургском университете, А. И. Солженицын работал учителем математики в одной из деревень Рязанской области... Может быть, поэтому то, что делают писатели и педагоги можно назвать одним словом – творчество. А творцу небезразлично, на какую почву упадут его слова и дадут ли они добрые всходы.
В. В. Набоков, исследуя творчество Н. В. Гоголя, выявил замечательную особенность: при внимательном прочтении произведений великого сатирика человек начинает смотреть на вещи и явления глазами Гоголя. И в этом ещё одно сходство писателя и учителя. Конечно, мы стараемся на уроках «научить», «развивать», «способствовать формированию», но педагог получает удовлетворение от своей работы тогда, когда понимает, что его ученик начинает мыслить, как он, чувствовать, как он, воспринимать окружающий мир, как он, учитель.
А нам дано предугадать, как относятся к нашим словам те, к кому мы каждый день, год за годом, обращаемся со словами любви и обиды, горечи и радости? Писатели, которые могли донести свои мысли до миллионов людей с помощью книг, стремились к живому общению с читателем. Значит, важно не только «изречь истину», но и увидеть реакцию на эти слова.
И как же в этом повезло нам, педагогам! Каждый день приходить в класс и видеть глаза своих учеников. Иногда невербальное общение – более точный показатель реакции на твои слова. Каждый день говорить о том, что волнует именно их, твоих пяти-, восьми-, одиннадцатиклассников. Как радостно, когда на перемене слышишь вопрос одного девятиклассника товарищу: «А ты смог бы поступить так, как Гринёв?» Значит, его тоже не отпускает моя любимая «Капитанская дочка». Как приятно слышать от выпускника, что Маяковский действительно писал гениальные стихотворения, а «Послушайте!» стало одним из любимых. Теперь не только моих, но и его тоже. И знаменитые строки:
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! –
приобретают новое звучание. Значит, слово в душе ребёнка отозвалось!
А нам дано предугадать?.. Я думаю, дано. Но при одном очень важном условии. Если мы будем взвешивать каждое слово, которое произносим не только на уроке, но и в повседневной жизни, если будем избегать тех слов, которые Н. С. Гумилёв назвал «мёртвыми», то сможем увидеть, как воспринимается тот опыт, который мы очень хотим передать. Тогда меньше будет семян, упавших при дороге или заглушенных сорной травой. Тогда мы сможем увидеть плоды своего труда, созревшие, может быть, из одного слова, попавшего «на добрую почву».
Каждый человек стремится заглянуть в будущее. Учитель – одна из уникальных профессий, которая позволяет это сделать.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.