Судьба человека, его удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяется уровнем профессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность. Однако далеко не все профессии на протяжении долгих лет приносят эмоциональное удовлетворение. Каковы же особенности профессионального становления педагога – учителя начальной школы, воспитателя детского сада?
Многие педагоги отмечают, что интерес к педагогической профессии возник у них еще в детстве. Среди множества детских игр особенно привлекательными были игры в «Школу» или «Детский сад». Главная роль – педагога – приносила больше радости, чем исполнение роли ребенка. Многие также отмечают, что больше нравилось играть с куклами, чем со сверстниками. Таким образом, в сознании личности постепенно взращивалась мысль о том, что нравится учить и проявлять заботу о маленьких детях и, может быть, это и станет будущей профессией.
В период обучения в школе мечты о будущей профессии меняются по несколько раз, но пик формирования профессиональных намерений приходится на 15-17 лет. Этот возраст связан с выбором учреждения для получения профессионального образования, и здесь происходит столкновение желаемого будущего и реального настоящего. Реальность такова, что профессия педагога считается мало оплачиваемой и не престижной. Однако «прелесть» этой профессии заключается в том, что при наличии даже средних способностей и умения найти общий язык с детьми она имеет ряд неоспоримых преимуществ, способствующих профессиональному долголетию:
В большинстве случаев родители поддерживают выбор ребенка в желании получить педагогическое образование, так как среди прочих профессия педагога является чисто женской, интеллигентной, всегда востребованной профессией.
К тому же, учитывая, что сегодня успешно функционируют частные детские сады, растет спрос на гувернеров-домашних учителей и нянь с педагогическим образованием, то, имея диплом педагогического вуза, способности и желание, можно не только успешно работать, но и хорошо зарабатывать.
На стадии профессиональной подготовки многие студенты переживают двоякие чувства. С одной стороны, все замечательно: выдержал вступительные экзамены, родители довольны продолжением учебы, студенческая жизнь бьет ключом, долгожданная самостоятельность и чувство взрослости с каждым годом укрепляются.
С другой стороны, после педагогических практик идеализированные представления о работе воспитателя ДОУ или учителя средней школы начинают постепенно рассеиваться. «Оказывается, что работа с детским коллективом требует столько терпения, эмоциональной отдачи и предусмотрительности! А хватит ли у меня сил на все это? А еще у этих детей есть родители, с которыми надо найти общий язык и завоевать у них авторитет!».
Чтобы не впадать в панику по поводу ошибочного выбора профессии, необходимо понимать, что подобные мысли посещают студентов и медицинских, и юридических, и экономических, и технических и всех других специальностей, так как любая профессия предполагает определенную степень сложности и ответственности. Все, в том числе и круглые отличники, проходят этап сомнения в своей профпригодности.
Убедиться в своих способностях помогает педагогическая практика. Следовательно, практика в хорошо обустроенных детских садах и школах, общение с квалифицированными педагогами, имеющими солидный опыт работы, дает возможность будущим воспитателям и учителям оценить и полюбить те условия труда, которых не предполагают другие профессии.
Также формированию педагогической направленности на стадии профессиональной подготовки способствуют различные формы организации воспитательной и научно-исследовательской работы со студентами в рамках факультета и вуза в целом.
Так, в Уральском педагогическом университете проходят педагогические чтения на тему «О чем говорят и спорят педагоги-практики и студенты-практиканты», конкурс блиц-идей «Образование будущего начинается сегодня», мастер-классы, психологические тренинги, дискуссионный клуб «Педагогические династии», «Теория и практика: за и против», «Педагогическая культура. Культура педагога», «Педагог в образовательном пространстве XXI века», КВН на самые разнообразные темы, связанные с педагогикой: «Воспитатели и дети: два мира»; «Учитель – это звучит…»; «О практика, как много в этом слове…» и многое др.
После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации (1-2 года). Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Основная причина трудностей – психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями.
Для новичка любая профессиональная ситуация является проблемой и предполагает вызов: сможешь или не сможешь, умеешь или не умеешь, сделаешь лучше, чем остальные, или нет и т.д. Таким образом, молодой специалист постоянно находится в состоянии борьбы, адаптации к требованиям профессии, самоутверждения среди коллег. В это время на выручку приходит пословица: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Этот период очень сложный и очень важный, так как именно здесь начинает формироваться отношение к профессии педагога и к себе как профессионалу, мастеру своего дела. Если детский сад, школа воспринимается как временное место работы, то человек не будет стремиться качественно выполнять профессиональные функции.
Такой педагог равнодушен к детям и всему учебному процессу в целом. Его задача – избежать критики со стороны руководства и просто следить за детьми, чтобы в целости и сохранности передать их в конце дня родителям. Развитие детей его мало интересует.
Чтобы сократить количество таких педагогов, многое зависит от поведения наставников, методиста и завуча. Говорят, что «мы ответственны за тех, кого приручили». Следовательно, чем больше помощи и поддержки со стороны коллег, чем чаще новичок будет переживать успех в деятельности, тем быстрее у него возникнет желание самосовершенствоваться, проявлять активную заботу о детях и качественно готовится к занятиям. Все это постепенно приведет к авторитету старших коллег (так как человек не забывает тех, кто ему помогал в трудную минуту) и восприятию детского сада, щколы как постоянных, а не временных.
Что касается профессиональных знаний, то новички вполне объективно могут осознавать пробелы и сомневаться в глубине и точности своих знаний, признавать недостаточное владение методическими приемами, они недальновидны в анализе причин успехов и неудач, поэтому ориентированы на подражание авторитетным коллегам. Так как мастерство приходит с опытом, то на этом этапе важно сформировать и сохранить у молодых воспитателей потребность в профессиональных достижениях.
На стадии первичной профессионализации (около 5-6 лет) происходит некое душевное успокоение. Педагог освоил и профессионально выполняет все виды деятельности, он определил свой социально-профессиональный статус в педагогическом коллективе.
Профессия любого педагога отличается цикличностью: одни дети закончили детский сад, начальную школу, набирается группа или класс малышей, и все повторяется снова. Теперь профессиональный труд требует меньшего психологического и интеллектуального напряжения, однако и на этом этапе нельзя останавливаться.
Первые пять лет можно назвать пробой пера, а следующий цикл – работой над ошибками. Возраст, здоровье, опыт позволяют продуктивно трудиться и наращивать свое профессиональное мастерство. На этом этапе органично сочетаются институтская теория и практика работы с детьми и их родителями, а также возможности и желание добиться больших результатов.
Дальнейшее профессиональное развитие педагога приводит его к вторичной профессионализации (10-15 лет). Особенностью этой стадии является высококачественное выполнение профессиональной деятельности, вырисовывается некий индивидуальный стиль деятельности.
Педагог становится профессионалом: демонстрирует прочные, глубокие знания и уверенно использует их в работе с детьми, уверен в правильности своих целей и действий, обладает самоконтролем, осознает свою компетентность и уверенно отстаивает свой авторитет.
Но иногда бывает так, что качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Осознанно или неосознанно воспитатель, учитель начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив занять должность методиста, завуча или заведующей педагог испытывает дискомфорт, психическую напряженность. Если он не находит выхода из этой ситуации, то наступает профессиональная стагнация, застой.
Остановке в профессиональном развитии способствует не только отсутствие перспективы карьерного роста. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием, непрерывным профессиональным развитием и интересом к профессии. Неизбежны периоды стабилизации.
Приходит время, когда эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, усталости. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников примерно к 45-50 годам.
В этом возрасте снижение профессиональной активности педагогов вполне закономерно, так как некий предел профессионального мастерства уже достигнут, новизны мало, приходит ощущение рутинности бытия и исчерпанности своих возможностей, у кого-то появляются внуки и значительная часть энергии уходит на заботу о семье.
Утрата интереса к профессии и остановка в профессиональном развитии может длиться годами, вплоть до ухода на пенсию, но это не катастрофа. Несмотря на то, что нет прогресса, нет и регресса. Педагог соответствует требованиям профессии, выполняет свои профессиональные функции на должном уровне, качественно проводит занятия с детьми, многие педагоги являются авторитетом для родителей воспитанников и коллег.
Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, появляется желание усовершенствовать систему работы, передать накопленный профессиональный опыт. Педагогам, достигшим стадии профессионального мастерства, свойственна социальная и профессиональная сверхнормативная активность, творческий, инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности (новаторство, изобретательство), управленческая карьера.
Однако далеко не все педагоги способны сохранить бодрость духа и оставаться жизнелюбивыми оптимистами. Кто-то стремится к новаторству, а кто-то, наоборот, становится консерватором, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт.
Консерватизм и неудовлетворенность современной жизнью обусловлены укорочением жизненной перспективы и профессиональной деятельности. Имидж педагога-профессионала подразумевает всезнание и всеумение, поэтому, начав осваивать что-то новое, профессионал должен поменять позицию «всезнающего учителя» на позицию «чего-то не знающего ученика», что он уже давно разучился делать и считает неприемлемым для своего имиджа профессионала.
Основными факторами, обусловливающими спад активности на этой стадии профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная пассивность и все больше ощущается эмоциональное выгорание.
Неизбежно наступает время ухода из профессиональной жизни. Предпенсионный период для многих людей приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и общения с людьми, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от семейного положения и здоровья.
Для снятия кризисных явлений оправданно было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинга социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров. Для неработающего человека очень важно насытить жизнь активной деятельностью и получить подтверждение своей полезности, нужности. Поэтому мало достойно проводить педагога на пенсию, необходимо о нем помнить: приглашать на все праздничные мероприятия в детский сад, на педсоветы и родительские собрания как участника дискуссии, имеющего за плечами огромный опыт работы с детьми.
Подведем итоги. Профессиональное становление личности происходит поэтапно на протяжении всей жизни и обязательно сопровождается случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые иногда кардинально меняют траекторию профессиональной жизни человека. Пожалуй, не найдется человека, профессиональный путь которого прошел гладко, без взлетов и падений, внутриличностных конфликтов, разочарований, противоречий и переживаний.
А должно ли быть все гладко? Наверное, нет. Вкус победы куда острее ощущается после горечи поражений. Удача любит подготовленных, поэтому в начале профессионального пути надо потратить массу времени и приложить максимум энергии, стараний, терпения, воли, и тогда в зрелые годы можно пожинать плоды вложенного труда.
Автор: Емельянова М. Н.,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!