Людмила Викторовна Абакумова – преподаватель специальных дисциплин ОГОУ СПО «Астраханский техникум легкой промышленности» города Астрахани, ее педагогический стаж 23 года.
Людмила Викторовна – «Почетный работник среднего профессионального образования», Финалист областного конкурса «Преподаватель года» (4 место); Дипломант Всероссийского отраслевого конкурса «Преподаватель года – 2009» среди преподавателей специальных дисциплин средних специальных учебных заведений лёгкой и текстильной промышленности, Победитель в номинации «Преподаватель – лидер в организации исследовательской работы студентов».
«Ученики – они как птицы,
Летели в жизнь. Ну что ж – спеши.
И каждый уносил частицу
Его внимательной души».
М.Дудин
– Слушай, – раздается насмешливый голос, – ну неужели тебе не надоело с ними возиться? Каждый год одно и то же!
Вопрос задел меня, рассердил, и я хочу доказать насмешливому голосу, а, может быть, самой себе, что это не так.
– Как это одно и тоже? – горячусь я. – Каждый день работы с детьми таит столько удивительного!
– Ну, это из области эмоций! – говорит насмешливый голос. – «Удивление» – не аргумент в споре.
«Как благодатно удивление! Как оно благотворно! Способность удивляться – это дар». Это слова Е.Винокурова. Я думаю, что от того, что некоторые разучились удивляться новой звезде и солнечному утру, успеху друга и человеческой доброте, мир многое потерял. И в своем учительском труде больше всего боюсь я в суете будней потерять умение удивляться. Именно оно помогает учителю в том главном, что он может сделать: открыть каждого себе, затем ему самому, затем всем.
Я ещё способна удивляться. Я удивляюсь – значит, я жива.
Я – учитель! И моя задача научить детей не только склонять, спрягать, решать математические задачки, конструировать и моделировать, но главное, научить удивляться жизни, её красоте, людям.
Нынешней молодежи свойственны мучительные раздумья о мире, своем месте в нем, смысле жизни, добре и зле, увлечениях новыми идеями, постоянная смена чувств, настроений. У студентов, с которыми я работаю, возраст, когда активно формируется мировоззрение, начинает складываться определенная жизненная позиция. На этот же возраст приходится множество личностных проблем: борьба с комплексами, первая любовь и возможные разочарования. Они часто делятся своими проблемами в поисках ответа на самые различные вопросы: «Как уладить отношения с родителями?», «Как решить проблему с молодым человеком?», «Куда дальше пойти: учиться или работать?», «Как дальше жить?».
Зачастую им гораздо легче открыться учителю, которому они доверяют, чьи советы ценят, верят ему, чем вечно занятым родителям.
Ни одну проблему не решить без важнейшего условия: рядом с ребенком должен быть настоящий учитель, личность умная, тонкая, интеллигентная, независимая, добрая. Важно, чтобы в процессе обучения и воспитания создавались такие условия, когда и учитель, и ученик выступают в роли творцов, когда идет совместный поиск знаний, когда исключается унижение, подавление личности.
И сегодня ни на йоту не утратили актуальность слова К.Д.Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания…» Личность учителя, в которого верят, выступает и источником развивающего влияния обучения, и образцом, эталоном отношения к делу, преданности идее, инструментом убеждения и внушения, т.е. играет определяющую роль в решении всех педагогических задач.
Необходимо всё делать для того, чтобы студенту и преподавателю в классе было хорошо, чтобы они понимали друг друга, когда преподаватель не над ними, а перед ними, а вместе с ними, один из них.
У меня к счастью, сложились очень хорошие отношения с моими студентами. На занятиях у нас, как правило, царит атмосфера комфортности, взаимопонимания. Когда же возникает конфликтная ситуация, то я всегда стараюсь выйти из неё с юмором и выясню причину конфликта со студентом. Я никогда не отталкиваю своих студентов, пытаюсь им помочь добрым советом, верю, в их успехи и эту веру пытаюсь вселить в каждого из них.
Мне кажется, что можно быть более или менее счастливой в зависимости от того, скольким людям ты смогла быть нужной. Если я вижу, что подарила частичку счастья моим студентам, значит, я чуточку стала счастливее. Чтобы не упустить счастья, очень, хочется, создать, дом, в котором бы оно жило, и семью, которая бы его охраняла. И я рада, что такая семья есть. Это мои студенты. Студенты бывшие, настоящие и будущие. Когда счастливы они, счастлива и я. Счастлива, что мы в состоянии простить друг другу мелкие недостатки, потому что понимаем друг друга в главном. Я не боюсь совершать ошибки как учитель, потому что имею на это право как человек.
Мне кажется, что за громкими словами «педагогическая философия» скрывается очень простая и очень здоровая мысль: педагогическая вера, надежда и любовь.
Моя педагогическая философия учителя – научить студентов жить с рассветом, помочь им прозреть и увидеть свет настоящей жизни, потому что только он несёт в себе силу. Через учительские руки проходит практически каждый ребёнок. И от того, каковы эти руки, каковы облик и сознание учителя, зависит судьба будущих поколений. Иногда важно взглянуть на себя со стороны и ответить на вопрос: на что способен, какой балл сам заработал за урок? Но нам такие баллы никто не ставит и оценки не объявляет.
«Что может быть лучше хорошего учителя? Что может быть хуже плохого учителя, случайно оказавшегося на этом месте?»
Но бывает и так, что, разочаровавшись в учительской работе, человек остаётся в учебном заведении. И тогда плохо и ему, и всем кто рядом с ним. Разочарованный учитель – это беда. Это потерянные для общества таланты, это искорёженные человеческие судьбы.
Нет успеха важнее, чем учительский. И нет победы незаметнее, чем его. И нет ошибок хуже, чем учительские.
Мы обычно вспоминаем о том, как того или иного выдающегося человека первым открыл учитель. Но ведь есть и другие примеры. Выдающегося русского просветителя 18- века Новикова в юности выгнали «за неспособность» из Московского Университета. Он не встретил Учителя. Примеров, когда выдающиеся люди в детстве считались бездарными, не встретили Учителя, но силой таланта и воли всё-таки состоялись как личности, немало. А сколько выдающихся людей не стали ими потому, что не встретили Учителя? Этого никто не знает.
Мы сплошь и рядом не до конца понимаем великую роль учителя в жизни человека. Это происходит потому что, имея в виду одно значение слова «учитель» – передающий знания, мы порой неосознанно упускаем или недооцениваем второе его значение – главное. Оно и в первую очередь определяет гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире.
Я – учитель. И моё назначение – зажечь свечу знаний и её светом осветить путь жизни моих студентов. А они у меня – фантазёры, творцы, генераторы идей… С удовольствием разрабатывают проекты, переделывают уже установившиеся теории, участвуют в смотрах конкурсах, викторинах, КВНах. Их радуют не столько знания сколько поиск.
Между нами установились доверительные отношения, нет запретных тем. Они умеют прислушиваться к чужому мнению, но готовы отстаивать и свою позицию. Они ощущают своё и чужое достоинство, готовы к сотрудничеству и ценят общение, свободны и верят в себя.
Учитель, торжествующий по поводу успехов своих учеников, – самый счастливый человек на свете. Среди минут разочарований, усталости всё-таки преобладает время радости за всех и за каждого в отдельности.
Я – воспитатель, и моё назначение – вести воспитанников за собой. Хочется быть для них доброй феей, оградить от несчастий, от встреч с дурными людьми, дать мужество выстоять в беде, не согнуться, не сломаться, не пасть духом. Так и идём вместе, с верою в ученика, в учителя. То по ровной и прямой дороге, то по извилистой, то в гору взбираемся, то падаем вниз или вовсе в тупик заходим. А это и есть дорога жизни. Ведь без разочарований, без потерь, без заблуждений, не будет открытий, не будет новой жизни.
– Неужели тебе не надоело возиться с ними? – прерывает мои размышления насмешливый голос, – это эмоции, а не аргумент в споре, вот бы что-нибудь вещественное…
Я достаю старые тетради, фотографии, рисунки, работы моих студентов. Какие могут быть «вещественные» доказательства у учителя?
Сколько было групп! Разных…
Я склонна думать, что у каждого своя душа, свои удивления.
Я ищу «вещественные» доказательства, перечитываю старые записи, вспоминаю…
– Неужели тебе не надоело возиться с ними? – спрашивает насмешливый голос, но я его не слышу.
Я смотрю на фотографии и вижу множество лиц своих учеников, в которых верила все эти годы. И думаю о них…
«Я не умней тебя и не сильней,
И не обязан ты мне подчиняться,
Обязанностей нет, пока в душе твоей
Я не сумею напрочь поселиться».
Как этого достичь? Большой вопрос…
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.