Конкурс «Педагогическое вдохновение»
Трухина Светлана Николаевна – учитель немецкого языка высшей квалификационной категории, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия № 9» города Екатеринбурга, ее педагогический стаж 24 года.
Светлана Николаевна – победитель, финалист конкурсов: победитель ПНП «Образование» (2007 г.), финалист Первого народного проекта «Мой любимый учитель» проекта газеты «Уральский рабочий» (2009 г.), финалист городского конкурса «Профессионализм – Творчество – Успех – 2009», победитель районного и XVII городского конкурса «Учитель года – 2009», призёр регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Учитель России».
Самым важным явлением в
школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
Фридрих Дистервег
24 года… «Это что, – спросите вы. – Возраст? Педагогический стаж?» Сегодня хочется ответить – состояние души. Это то состояние души, которое сохраняется вне времени. 24 года назад, сделав свой главный жизненный выбор, я иду по выбранному пути уверенно.
Мой профессиональный путь определила встреча с моим учителем немецкого языка и классным руководителем Кобзаревой Надеждой Васильевной в городе Тавде Свердловской области. Закончив восьмилетнюю школу № 16, я перешла в 9-й класс в среднюю школу № 1. Уже тогда, зачитываясь мифами Древней Греции, историческими романами, я знала, что хочу стать учителем истории. Меня всегда интересовала культура других стран, обычаи, судьбы народов. Придя на самый первый урок к Надежде Васильевне с уверенной «четвёркой» по немецкому языку, я ощутила сразу, что мне долго не дотянуться до «четвёрочников» Надежды Васильевны. А урок был такой увлекательный, все активно говорили по-немецки, а мне не хватало слов, и, казалось, не хватало воздуха, – так я волновалась. Надежда Васильевна хвалила, подбадривала, помогала.
Первым ощущением после урока был интерес: хочу знать столько и так хорошо, как другие, чтобы активно участвовать в уроке. Начала брать дополнительные задания, читать книги на немецком языке, приходила в школу до уроков, чтобы рассказать, что подготовила. Мне казалось, что когда я делаю ошибки, интерес к моему ответу у Надежды Васильевны пропадает, хотя она никогда ни словом об этом не обмолвилась.
А мне так было самой интересно с моим учителем разговаривать по-немецки, читать, переводить, участвовать в праздниках, предметных неделях! Я действительно помню многие темы уроков, даже свои ответы и похвалу Надежды Васильевны. Мы организовывали экологические конференции, брали интервью у знаменитостей, писали письма зарубежным сверстникам в ГДР, Польшу, Венгрию, Чехословакию, участвовали в конкурсах песни на иностранном языке.
Это теперь я понимаю, что все это называется методикой и дидактикой, эффективными технологиями преподавания. А тогда я восхищалась, как красиво звучит немецкий язык моего учителя, как открываются нам ученикам и становятся понятными другой язык, другая культура, общение через письма со сверстниками… А как было интересно узнать, что Надежда Васильевна училась в Свердловском институте иностранных языков и её преподавателем была Марта Адольфовна Лёйфер – австриячка по происхождению!
С каждым уроком я постигала другой мир, который был мне понятен, интересен и обладал необыкновенной притягательной силой. Уже в конце учебного года я участвовала в городской олимпиаде по немецкому языку и заняла 1 место. А на областной олимпиаде я была только четвёртой. Как я тогда плакала! Не от того, что мне хотелось призовое место, совсем нет, а от того, что подумала – Надежда Васильевна во мне разочаруется! А она вытирала мне слёзы и говорила, что 4 место из 36 участников из всей области – это же замечательный результат… Я помню это всю жизнь…
Когда я сдавала выпускной экзамен по немецкому языку, прослушав мой ответ, Надежда Васильевна сказала: «Sweta, du hast keinen Fehler gemacht!» («Света, ты не сделала ни одной ошибки!»). Эти слова были верой в меня моего Учителя… А, может быть, планкой, которую никогда не достичь, но к которой нужно постоянно стремиться?...
Студенткой, приезжая домой к родителям, я всегда приходила к Надежде Васильевне, и мы долго говорили обо всём. Потом она переехала в Екатеринбург и работала в МОУ «СОШ № 113». И там, я это знаю, её ученики большие и маленькие, увлечённо изучали на её уроках немецкий язык. Иначе быть не могло с Надеждой Васильевной.
Много лет спустя нашей гимназией проводилось масштабное открытое мероприятие с множеством гостей из органов образования города и области, учителей различных школ города. Я, участвуя в мероприятии, давала открытый урок в 10 классе. Конечно, готовилась и волновалась, это было очень ответственно. Но когда в списке зарегистрировавшихся гостей я увидела имя своего учителя, я взволновалась, как ученица. Мой открытый урок был для меня как истинный экзамен. Лишь только увидев взгляд Надежды Васильевны, – тот взгляд, который я помнила и любила со школьной скамьи – заинтересованный, ободряющий, верящий, я почувствовала, что всё встало на свои места для меня, и урок прошёл просто замечательно, по отзывам присутствовавших гостей.
В классе Надежды Васильевны в школе № 1 я прожила два школьных года. Эти годы были наполнены яркими событиями – дальними походами с ночёвкой у костра, поездкой в Краснодарский край на уборку яблок (там мы получили свою первую в жизни зарплату, и я привезла всем родным подарки!), помощью ветеранам войны, субботниками в школьном дворе – уборкой листьев, выступлениями с концертными номерами на родительских собраниях и городских мероприятиях. Везде инициатором, сценаристом, первым помощником и всегда рядом и вместе была с нами наша Надежда Васильевна – наш самый классный классный руководитель!
Ей мы доверяли свои секреты и могли поделиться радостью и нашим подростковым горем. Для каждого она находила нужные слова, чтобы утешить, убедить, найти, отважиться, суметь, поверить и выстоять в любой трудной ситуации. Теперь смешно вспоминать, как мы, уже выпустившись из школы, ревновали Надежду Васильевну к её новому классу… А она всегда ждала нас, своих учеников, в школе и была нам всегда рада, всегда находила время с нами обо всём поговорить, расспросить, поведать о тех, кто ещё приходил и что-то рассказывал о себе. И мы снова чувствовали её заботу о нас.
В своей школьной жизни как учитель и классный руководитель я многое взяла от Надежды Васильевны – её такт и уважение к ученикам, стремление всегда прийти на помощь, желание увлечь и заинтересовать предметом. Нет, я не копирую своего Учителя – да это ведь и невозможно. Я ощущала и впитывала это каждый школьный день, я с этим взрослела и так живу сейчас… уже 24 года в школе. Учитель – это стиль моей жизни, часть меня самой.
Я помню о Надежде Васильевне всегда – она этого, наверно, и не знает. Эта память – память сердца!
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо за "Память сердца". ПОВЕЗЛО ученикам, если их учили Надежда Васильевна и Светлана Николаевна, я думаю, это многие говорят. И это - самая большая похвала. Успехов Вам и удачи!
Спасибо Вам огромное за добрые слова! У Надежды Васильевны много выпускников, которые связали свою жизнь с немецким языком. Все о ней вспоминают с уважением и благодарностью. Она, действительно, потрясающий Учитель!
Я теперь понимаю, откуда В Светлане Николаевне педагогическая целеустремленность, талант видеть в людях их положительность, их талант. А ее необыкновенная преданность и любовь к своему делу, они из детства! Спасибо, Светлана Николаевна, за то, что Вы преданы всей душой своему учителю!
Большое Вам спасибо! Ваши слова - это то, что даёт право думать, что много лет назад выбор был сделан мною правильно. И я необыкновенно рада, что я имею взможность в особый год - Год учителя открыто признаться Надежде Васильевне в своём детском восхищении, искренней любви и искреннем уважении!
Это настоящее счастье для учеников - учиться понимать другой язык, свободно изъясняться на нем, прикасаться к незнакомой культуре, и Вы, Светлана Николаевна, как никто другой, умеете дарить своим ученикам это счастье!
Искренне признательна Вам за добрые слова, Анна Дмитриевна! Действительно, осознав свободу более открытого и другого мира, изучая с Надеждой Васильевной немецкий язык, потом изучая в на факультете иностранных языков, я стремлюсь передать ощущения этого мира своим детям - моим ученикам.
Для меня те годы, что я училась в Вашем классе остались тем незаменимым фрагментом всей этой очень любимой мною истории под названием "Девятка". Никогда не забуду "солнышек", самых разных праздников, Ваших добрых слов, искренних глаз и желания помочь, подсказать во всем, что бы то ни было. И столько самых разных моментов, которые я очень-очень хорошо помню сейчас, словно это было вчера. Спасибо Вам, Светлана Николаевна, за все, в моих глазах вы всегда были моей классной мамой, доброй, ласковой, готовой помочь словом и делом..)
Машенька, солнышко, спасибо тебе за слова и чувства, которые помогают жить! Я тоже вспоминаю вас очень часто... Когда что-то слышу о ваших успехах, искренне радуюсь! Вы, мои дети, тоже важная частичка моей жизни! Всего самого доброго, Машенька!
Светлана Николаевна! Я вижу Вас каждый день, вижу Вас в работе, в общении с детьми, с коллегами и удивляюсь, как можно все это успеть?! Успехов Вам, больших достижений и огромной теплой любви и уважения ваших учеников.
Спасибо, дорогая Ольга Васильевна, за такие замечательные слова и пожелания!
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Своим примером Вы показываетет, каким может и должен быть учитель нашего времени!
(Звучит, почти как Герой нашего времени!) Быть учителем - сложно, учителем в гимназии еще сложнее, а быть идеальным учителем для всех - невозможно.
Но Вы умудряетесь! Выдержки Вам и оптимизма! Сил и здоровья! Смелости и терпения!
Добрый вечер, Анечка! Необыкновенное тепло исходит от твоих слов! СПАСИБО!