Цель семинара-тренинга: способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности.
Задачи семинара-тренинга:
1. Образовательная. Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание – его фазы и симптомы. Познакомить с основными методами снятия психо-эмоционального напряжения.
2. Развивающая. Отработка навыков регуляции психо-эмоциональным состоянием.
3. Воспитательная. Формирование ответственного поведения за собственное здоровье.
Педагоги могут повысить свою квалификацию в Институте педагогического образования. Узнайте о преимуществах дистанционного образования: это и экономия денег, и возможность заниматься в свободное время, не брать учебный отпуск и тд. По окончанию курсов ПК выдается удостоверение установленного образца, по окончанию курсов профессиональной переподготовки выдается диплом установленного образца>.
Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, что, что-то сломалось внутри. Раздражение готово перелиться через край, но вы продолжаете работать, хотя хочется всё бросить и уйти домой, но дома вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми.
Такое психическое состояние названо психологами синдром « эмоционального сгорания». Этот термин был введен американским психиатром Френденбергером в
Синдром эмоционального сгорания – это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями работы. Как показывают исследования специалистов, самой уязвимой в этом отношении является профессия педагога. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее дефомирующий личность человека видов профессиональной деятельности.
Это – неуспехи своих воспитанников, не умение построить взоимоотношения со своими подопечными, их родителями. К этому добовляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется большим количеством внеурочной работы, постоянной активной работы сознания, высоким участием волевого стимула.
Поэтому профессия воспитателя отнесена к профессиям высшего типа. Она имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, постоянное участие волевого стимула в работе.
Такой труд не имеет фиксированного объёма и общепринятых критериев оценки результативности, зато требует постоянного творчества, работы над собой, совершенствования психологических знаний, что вызывает часто неспицифические эмоции при большом количестве требований. Все это становится причиной огромной эмоциональной перегрузки и вызывает у человека симптомы «эмоционального сгорания». Отсюда можно выявить очевидную связь этого «поведенческого проявления» со стрессом.
Стадии синдрома сгорания
1 стадия – нервное напряжение – это психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности. Вроде бы все нормально, но скучно и пусто на душе.
2 стадия – сопротивление – это экономия эмоций, «редукция профессиональных обязанностей», т. е. выборочного выполнения профессиональных функций. Приходят негативные чувства к людям, с которыми приходиться работать. Люди начинают раздражать, возникает чувство неприязни, которое сдерживается с трудом и, наконец, следует выплеск озлобленности.
3 стадия – истощение – это снижение эмоционального тона, оскуднение психических ресурсов, утрата профессиональных ценностей, т. е. редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих достижений. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты – вплоть до рвоты. Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.
Психолог Е. Малер выделяет 10 признаков эмоционального выгорания:
Можно выделить три фактора эмоционального сгорания.
Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания.
Было выявлено: проявление синдрома эмоционального сгорания чаще выявляется у специалистов, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.
Но есть другая позиция – менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных людей. Эта позиция – не вызывает этого синдрома.
Показатели | Позиция Опекун | Позиция Менеджер |
Ориентирован | На использование личного влияния | На использование власти закона |
Позиция по отношению к детям | Главное любить ребенка и делать его таким, каким я его хочу видеть | Главное – уважать ребенка и ориентироваться на его потребности развития |
Стратегический подход при воздействии | Делай, как я сказал | Ты знаешь о правилах и последствиях, делай свой выбор. |
Выбор меры воздействия на детей |
Руководствуется собственным здравым смыслом |
Руководствуется уставом д/сада, выработанным на основе определенных правил и процедур. |
Выбор способа подачи областей деятельности |
Ориентирован преимущественно на определенную программу |
Ориентирован на интересы детей и приспособление к ним способа подачи материала. |
Подход к оцениванию |
Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом |
Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами |
Способ итогового оценивания |
Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения |
Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение воспитателя не влияет на результат. |
Автор: Бирюкова Анна Петровна, педагог-психолог, МБДОУ № 116, г. Ангарск, Иркутская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.