Регистрация

Семинар-тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания и его профилактика»

  • 10 марта 2022

Цель семинара-тренинга: способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи семинара-тренинга:

1. Образовательная. Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание – его фазы и симптомы. Познакомить с основными методами снятия психо-эмоционального напряжения.

2. Развивающая. Отработка навыков регуляции психо-эмоциональным состоянием.

3. Воспитательная. Формирование ответственного поведения за собственное здоровье.

Педагоги могут повысить свою квалификацию в Институте педагогического образования. Узнайте о преимуществах дистанционного образования: это и экономия денег, и возможность заниматься в свободное время, не брать учебный отпуск и тд. По окончанию курсов ПК выдается удостоверение установленного образца, по окончанию курсов профессиональной переподготовки выдается диплом установленного образца>.

Сценарий семинара-тренинга

Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, что, что-то сломалось внутри. Раздражение готово перелиться через край, но вы продолжаете работать, хотя хочется всё бросить и уйти домой, но дома вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми.

Такое психическое состояние названо психологами синдром « эмоционального сгорания». Этот термин был введен американским психиатром Френденбергером в 1960 г. Термин характеризовал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми. Термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Синдром эмоционального сгорания – это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями работы. Как показывают исследования специалистов, самой уязвимой в этом отношении является профессия педагога. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее дефомирующий личность человека видов профессиональной деятельности.

Это – неуспехи своих воспитанников, не умение построить взоимоотношения со своими подопечными, их родителями. К этому добовляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется большим количеством внеурочной работы, постоянной активной работы сознания, высоким участием волевого стимула.

Поэтому профессия воспитателя отнесена к профессиям высшего типа. Она имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, постоянное участие волевого стимула в работе.

Такой труд не имеет фиксированного объёма и общепринятых критериев оценки результативности, зато требует постоянного творчества, работы над собой, совершенствования психологических знаний, что вызывает часто неспицифические эмоции при большом количестве требований. Все это становится причиной огромной эмоциональной перегрузки и вызывает у человека симптомы «эмоционального сгорания». Отсюда можно выявить очевидную связь этого «поведенческого проявления» со стрессом.

Стадии синдрома сгорания

1 стадия – нервное напряжение – это психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности. Вроде бы все нормально, но скучно и пусто на душе.

2 стадия – сопротивление – это экономия эмоций, «редукция профессиональных обязанностей», т. е. выборочного выполнения профессиональных функций. Приходят негативные чувства к людям, с которыми приходиться работать. Люди начинают раздражать, возникает чувство неприязни, которое сдерживается с трудом и, наконец, следует выплеск озлобленности.

3 стадия – истощение – это снижение эмоционального тона, оскуднение психических ресурсов, утрата профессиональных ценностей, т. е. редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих достижений. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты – вплоть до рвоты. Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.

Психолог Е. Малер выделяет 10 признаков эмоционального выгорания:

  • истощение, усталость
  • бессонница
  • негативные установки
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей
  • увлечение приемом психостимуляторов ( кофе, табак, алкоголь, лекарства)
  • уменьшение аппетита или переедание
  • усиление агрессивности ( раздражительность, гневливость, напряженность)
  • усиление пассивности ( цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия).
  • чувство вины
  • переживание несправедливости.

Можно выделить три фактора эмоционального сгорания.

  1. Личностный. Он более выражен у женщин, те люди, которые испытывают жесткий контроль со стороны администрации – сверхконтролируемые личности.
  2. Ролевой. При нечеткой или неравномерной распределенной ответственности в профессиональной деятельности.
  3. Организационный. Интенсивное общение, интенсивное восприятие полученной информации и принятие решений:
    • дестабилизирующая организация деятельности,
    • неблагополучная психологическая атмосфера (нагрузка, моральное и материальное стимулирование, нечеткое планирование труда, недостаточность необходимых средств, многочасовая работа, наличие конфликтов как в системе « руководитель – подчиненный», так и между коллегами),
    • и еще один фактор – наличие психологически трудного контингента.

Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания.

  1. Вина – перед собой и другими за то, что не сделал, не успел.
  2. Стыд – не так получилось, не имел право на ошибку.
  3. Обида – от неполученной благодарности на тех, кто не оценил его усилия, не сказал « спасибо» за сделанное.
  4. Страх – у меня не получится, меня не поймут. 

Было выявлено: проявление синдрома эмоционального сгорания чаще выявляется у специалистов, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.

Но есть другая позиция – менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных людей. Эта позиция – не вызывает  этого синдрома.

Показатели Позиция Опекун Позиция Менеджер
Ориентирован На использование личного влияния На использование власти закона
Позиция по отношению к детям Главное любить ребенка и делать его таким, каким я его хочу видеть Главное – уважать ребенка и ориентироваться на его потребности развития
Стратегический подход при воздействии Делай, как я сказал Ты знаешь о правилах и последствиях, делай свой выбор.

Выбор меры воздействия на детей

Руководствуется собственным здравым смыслом

Руководствуется уставом д/сада, выработанным на основе определенных правил и процедур.

Выбор способа подачи областей деятельности

Ориентирован преимущественно на определенную программу

Ориентирован на интересы детей  и приспособление к ним способа подачи материала.

Подход к оцениванию

Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом

Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами

Способ итогового оценивания

Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения

Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение воспитателя не влияет на результат.

10 советов, как не сгореть на работе 

  1. Эмоциональное общение. В сложных рабочих ситуациях обменивайся мнениями с коллегами, ищи у них профессиональной поддержки, они могут найти для тебя разумное решение.
  2. Использование «тайм – аутов». Отдых от работы и других нагрузок.
  3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Положительная внутренняя речь способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.
  4. Профессиональное развитие и самосовершенствование: курсы повышения квалификации, профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы, где можно поговорить и на отвлеченные темы.
  5. Избегание ненужной конкуренции. Большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу.
  6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания.
  7. Поддержание хорошей спортивной формы.
  8. Внимание к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
  9. Перестань искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  10. Каждый день говори себе стоя перед зеркалом: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!».

Автор: Бирюкова Анна Петровна, педагог-психолог, МБДОУ № 116, г. Ангарск, Иркутская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)
  • 10 марта 2022
  • 3450
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!