Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2015»
Желтеют листочки на берёзках, побагровели клёны. Снова сентябрь. Иду по тропинке, ведущей к школе, вижу радостные лица ребятишек, нарядных, счастливых, вереницей бегущих к школе. Почему мне так тревожно и волнительно? Ведь уже который год я встречаю своих маленьких учеников, чтобы учить…Учить! Какая необыкновенная, ничем не измеримая ответственность ложится на мои плечи, на плечи каждого учителя.
Когда я мечтала об этой профессии, тогда всё было просто, ясно и понятно. Сколько было радости, когда я взяла впервые класс, и снова было больше понятного. Теперь есть опыт учительского труда, и я всё чаще задумываюсь о назначении учителя, о его месте в жизни общества. Чем больше приобретаешь опыта, тем больше возникает неясностей, трудностей, проблем.
Что же главное в учительском труде, кропотливом, каждодневном, порой незаметном? Я совершенно убеждена в том, что главное для учителя – это искренняя любовь к детям. Этому нельзя научиться, это должно быть внутри тебя, в глубине твоей души и сердца. Любить каждого, видеть в каждом ребёнке лучшее, а то, что тебе не нравится, постараться поправить, ненавязчиво, незаметно, так, чтобы не травмировать детскую душу, не обидеть, а вселить уверенность в себя.
Путеводной звездой для меня в этом направлении является педагогика Ш. А. Амонашвили:
Вот несколько заповедей, которым я следую в своей учительской деятельности. Уверена, что успех будет сопутствовать лишь в том случае, если учитель сначала любит детей, а потом учит. Если можно так сказать, учить с любовью.
Но важно любить не только детей, но и дело, которому ты служишь. Учитель, если хотите, врач, не имеющий права ошибаться в постановке диагноза; строитель, осторожно подбирающий строительный материал; садовник, бережно ухаживающий за своими растениями. Учитель – артист, только роль свою он не может заранее выучить, отрепетировать, он всегда играет на сцене, выбирая позы, мимику, подбирая нужные слова и фразы, придумывая стихи и песни экспромтом!
Люблю свою профессию, соединяющую в себе десятки других. С удовольствием готовлюсь к урокам, стараюсь придумать что-то новое, интересное, даже необычное. Если интересно учиться детям- значит, и мне интересно их учить. В сотрудничестве ученика и учителя вижу залог успеха. Достигнуть этого нелегко, приходится много искать, читать, то есть самообразовываться: уча, учись сама – вот мой девиз.
На мой взгляд, каждый урок должен быть уроком радости. Дети должны радоваться встрече со мной, видеть во мне помощника, доброго, отзывчивого, дружелюбного старшего товарища. Учитель должен создать условия, чтобы ребенок чувствовал свои силы, был в них уверен, не боялся сказать о своих трудностях, неудачах, своём непонимании…
Люблю давать детям творческие работы, они развивают ребёнка, повышают интерес к предмету, дают возможность раскрыть внутренний мир Люблю создавать ситуацию «сомнения», ибо сомневаясь , ученик стремится к большему познанию. Конечно, проще «навязать» своё мнение, но если ученик способен мыслить самостоятельно, неординарно, то необходимо дать возможность развития ученика.
Нельзя говорить об успешном труде учителя, если он не знает ученика. Изучать психологические и индивидуальные особенности личности – святая обязанность каждого, кто работает с детьми. Наука эта не простая. Существует много методик, тестов по изучению личности ученика, стараюсь познакомиться и разумно использовать. Предпочитаю наблюдать за ребёнком, подмечать всё, разгадать, почему мальчик или девочка вели себя тише обычного, глаза были грустными, писал ребёнок без желания. В этом отношении сотрудничаю с родителями, стараюсь понять, изучить характер взаимоотношений в семье. Родители – первые мои помощники, именно к ним часто обращаюсь за советом, а они, естественно, идут ко мне. Только в единстве с родителями учитель может оказать влияние на ученика. Если же возникает необходимость защитить ребёнка, оградить от всякого рода посягательств, отстоять права ребёнка, то учитель обязан бороться за своего ученика, чего бы это не стоило.
В наших школах есть уроки математики и физики, истории и географии, литературы и русского языка, но, к сожалению, нет уроков великодушия, благородства, честности, уважения к людям. А ведь именно эти важные качества учитель призван воспитывать в каждом ученике. Воспитывать ЧЕЛОВЕКА, доброго, отзывчивого чуткого. Только в этом случае учитель будет иметь право называться учителем.
Часто, перечитывая слова академика Д. С. Лихачёва, вдумываюсь в их смысл: «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она – эта любовь – может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художн6ик, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру...»
... Снова вхожу в класс, смотрю на лица своих маленьких соратников, вижу радость в их глазах, чувствую взаимопонимание, хочется жить, творить, думать, решать совместные проблемы и безгранично любить детей, верить в свершение чуда, чтобы жить и трудиться не напрасно!
Автор: Пичужкина Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №3 г.Павлово Нижегородской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Леонидовна, очень понравилась Ваша статья искренностью, добротой и глубокой душевностью. Полностью согласна с Вами: любовь к детям - первооснова нашего труда и нашего образа жизни. Уверена - дети отвечают Вам взаимностью. Успехов и всего наилучшего.
Уважаемая Наталья Леонидовна! Вы настоящий русский учитель, которого отличает душевность, разум, высокая интеллигентность. Для учеников Вы - солнце, а для коллег - источник вдохновения. Искренне уважаю.
Спасибо за душевность и за "настоящую" оценку педагогического труда, удачи и успехов в творчестве!
Уважаемая Наталья Леонидовна, понравилась Ваша работа. Замечательное начало пробуждает желание читать дальше. Конечно, замечательно, что Вы ссылаетесь на Д.С. Лихачёва, Ш.А. Амонашвили, но более ценными в эссе являются мысли и высказывания автора, которыми Вы щедро делитесь с читателями. За работу - 5. Искренне, образно, интересно.
После таких слова хочется работать, спасибо Наталья Леонидовна! С уважением...
Уважаема Наталья Леонидовна, не сомневалась в Вашей победе, болела за Вас и конечно же рада Вашему успеху. Трогательные строки о школе, в суете каждодневных забот мы многое не замечаем, спасибо за то, что напомнили о важном...
Уважаемая Наталья Леонидовна, понравилась Ваша работа. Редко случается, когда с первых строчек читаешь с удовольствием. Ваши мысли так мастерски выражены, так созвучны душе многих учителей Спасибо!
Уважаемая Наталья Леонидовна! Я всегда сравниваю учителя сегодняшнего, с моими учителями. Пусть простят меня коллеги-учителя, но сейчас нередко встречаются педагоги, работающие на стимулирующие выплаты. Прочитав Ваше эссе видно, что Вы душой болеете за свою работу. Правильную профессию Вы выбрали! Спасибо!
Дорогая Наталья Леонидовна! Добрый, милый и красивый не только внешне, но и внутренне (я в этом уверена) человек. Я искренне убеждена, что Вы очень любите детей. А они Вас просто обожают! Успехов и творческого вдохновения!
Дорогая Наталья Леонидовна! Добрый, милый и красивый не только внешне, но и внутренне (я в этом уверена) человек. Я искренне убеждена, что Вы очень любите детей. А они Вас просто обожают! Успехов и творческого вдохновения!