Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Победитель конкурса «О педагогике – с любовью»
Выбрав тему эссе, я вспомнила диалог мультипликационных героев.
– А сейчас я займусь вашим воспитанием.
– Простите, но мы сегодня уже завтракали, – сказал попугай.
– Знаете, – сказал слонёнок, – мы вообще очень хорошо питаемся.
– Особенно я! – сказал удав.
– Я говорю не о питании, а о воспитании! – объяснила бабушка.
– А воспитание, это что? – спросила мартышка.
Правда, а что такое воспитание? ...Воспитание – это социально ценный процесс, который позволяет не только ребёнку, но и взрослому, который является не только наставником, но и другом, и товарищем, реализоваться: быть воспитанным, самосовершенствоваться, помогать другим. И правильная организация воспитательного процесса является одним из важных условий развития индивидуальных способностей учащихся, формирует навык «быть успешным», а, значит, быть счастливым.
Что такое воспитание?
На это вопрос пытались и пытаются ответить люди разных профессий и разных возрастов, разных религиозных взглядов и разного социального уровня, люди разных эпох. И ведь это не случайно. Значит, воспитание – это то, что не оставляет равнодушным никого по тем или иным причинам.
Известный всем, лингвист Сергей Иванович Ожегов пишет, что воспитание – это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
По мнению учёных, воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Родители видят в воспитании серьёзную работу, целью которой является привитие детям определенных ценностей и навыков (умения слушать других, жить в обществе, умение контролировать свои эмоции, умение принимать информацию и применять ее в жизни) для того, чтобы в дальнейшем их адаптация в социуме, в частности, в средних и старших классах, проходила максимально безболезненно и быстро, окружение его любовью и заботой.
По мнению детей, воспитание – это взаимопонимание учеников и учителя, создание тёплой, почти домашней атмосферы в классе. Пробуждение желания в наших ребятах познавать новое.
Общеизвестный факт, что фундамент характера, нравственности, личности, отношения к миру в целом закладывается в ребенке до 5 лет, затем только развивается, нивелируется. Окружающая ребенка жизнь, взрослые люди предоставляют ему лишь потенциальные возможности для развития.
На ступени начального школьного образования первый школьный учитель не только обучает азам предметных знаний, учебным и предметным умениям, но и создаёт условия для всестороннего формирования и развития личности учащихся.
Младший школьник, особенно в начале своего школьного пути, – счастливый человек, – говорит Валентина Ивановна Максакова. И это так. В это время ребенок осуществляет свою мечту – стать школьником, стать взрослым. И мы, учителя, несём невероятно значимое, необходимое для этих малышей.
Моё глубокое убеждение, которое я реализовываю в своей профессиональной деятельности, заключается в том, что необходимо так организовать процесс, чтобы ребёнок оставался счастливым, чтобы происходило и личностное развитие каждого, и сплочение всех участников процесса: учителя, учеников и родителей, – и совершенствование класса как значимой социально- психологической группы. Поэтому необходима четкая и грамотная организация деятельности, которая будет являться залогом успеха не только в воспитательном процессе.
Василий Александрович Сухомлинский писал он в своей книге:
Именно эта основа позволяет мне выстраивать воспитательный процесс так, чтобы каждый ребенок нашего класса «Солнышко» получал возможность понять самого себя, вглядеться в свой внешний облик, задуматься о собственном характере, осознать свою значимость для окружающих. Раскрывая богатства своего внутреннего мира, каждый ребёнок получает бесценный опыт познания себя, открываются новые пути развития, расширяются представления об окружающем мире.
Во время нашего общения в группе у ребят приходит понимание того, что всякий человек является личностью, мы приходим к мысли, что нужно заботиться не только о своём благополучии, но и помогать другим: родным, друзьям, питомцам.
Познавая себя, мы познаём семью. Удивительно, как разнообразен мир семей в нашем классе!!! Здесь есть свои традиции, общие дела, все друг друга понимают, умеют договариваться между собой. Родители становятся участниками этого процесса, рассказывая детям о своей профессии, о своем детстве, исследуют вместе родословную своей семьи, историю своих предков.
Мы учимся принимать осознанные решения, нам важно владеть своими чувствами , находить выход из трудной ситуации, оценивать свои действия по критериям.
Я не зря говорю МЫ учимся, МЫ принимаем решения, потому что и у меня через эмоциональные доверительные отношения с детьми, через сотрудничество с ними, проходит процесс воспитания. Да, да – когда МЫ ВМЕСТЕ: учителя, дети и родители – наравне, рядом!
Такое взаимодействие и есть воспитание, в ходе которого происходит проживание явления, пересечение деятельности и общения субъектов социума (это школьники и учителя, родители и друзья ребенка, его одноклассники, социальные партнеры школы, гости праздника, и т.д.), когда все участники этого события получают не только знания о чем-то, но и опыт переживания этого события, чувства и эмоции.
Через уклад школьной жизни, взаимодействие с другими социальными мы вводим ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть, его нравственное самосознание.
Хочется вернуться к диалогу мультипликационных героев:
– Я поняла! Воспитанной быть очень интересно! Просто замечательно!
Получается, что результат нашего воспитания – это и есть счастье для каждого? Быть интересным, замечательным, красивым, разве это не есть СЧАСТЬЕ?
Свободный, но при этом осознанный выбор даёт возможность каждому ребёнку раскрыться, ощутить свою силу, свои возможности, самоутвердиться в ребячьей среде. А это основа для достижения счастья.
Родители искренне мечтают видеть своего ребёнка хорошим и счастливым человеком. Добиться этого можно только, если совпадают наши воспитательные и образовательные усилия, которые строятся на взаимном уважении и доверии, внимательности и тактичном отношении друг к другу.
Какие внутренние показатели того, что что дети счастливы?
Это когда семья вместе, когда ты ухаживаешь за близкими, окружающими, когда все здоровы, когда есть любимый учитель, друзья, когда возникает ситуация успеха…
Счастливы родители, бабушки, дедушки, родные и близкие. Мои ученики счастливы!
Как здорово ценить минуты счастья. Здорово просто любить жизнь, здорово видеть красоту окружающей природы, здорово создавать красоту своими руками, мечтать и достигать своей цели. Только сам человек может сделать себя счастливым.
Я – УЧИТЕЛЬ! И это – Счастье!
У меня есть любимое хобби, у меня есть любимое место работы – это моя родная школа, мой класс. У меня есть возможность профессионально расти. Я занимаюсь своим любимым делом – вдохновляю детей на новые открытия, вдохновляю к новым вершинам, к новому успеху. И это счастье.
Подводя итог своего рассуждения хочу сказать, что убеждена в том, что воспитание = счастью, т.к. воспитание – это социально-ценный процесс, который позволяет не только ребенку, но и взрослому, который является не только наставником, но и другом, и товарищем, реализоваться: быть воспитанным, самосовершенствоваться, помогать другим. И правильная организация воспитательного процесса является одним из важных условий развития индивидуальных способностей учащихся, формирует навык «быть успешным», а, значит, быть счастливым.
Работу представила Виноградова Роза Викторовна, учитель начальных классов, г. Сыктывкар.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отличная статья! Она будет полезна как родителям, так и педагогам. Буду использовать эту информацию в своей педагогической деятельности!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.