Международные и Всероссийские конкурсы
Победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
Класс как социальную группу можно рассматривать в нескольких аспектах. С одной стороны, это остро конкурентная образовательная среда, где дети ранжируются средствами рейтингового контроля и стремятся добиться личного успеха в обучении.
С другой стороны, класс – прототип семьи, где учитель выступает персонификацией идеального родителя, а дети являются символически братьями и сестрами.
Функции такой семьи – поддержка и эмоциональное принятие каждого члена, защита внутренних и внешних границ, совместная деятельность.
Наконец, класс можно рассматривать как психотерапевтическую группу, целью которой является личностный рост, развитие навыков общения, коррекция поведенческих и эмоциональных проблем участников.
Центральная роль учителя изменяется в зависимости от того, какой из аспектов ему ближе. Сложнее всего совмещать роли Учителя, Родителя и Психолога одновременно.
Я хочу поделиться опытом такой работы. Он представлен в виде очерков из школьной жизни двух моих учеников. Каждый из них пришел в класс со своими проблемами, которые в ходе групповой работы достаточно успешно разрешил.
Условием такого успеха было создание в классе атмосферы доброжелательности, искренности, свободы самовыражения и взаимной поддержки. Именно на этом эмоциональном фоне, который обеспечивается соблюдением групповых правил и авторитетом учителя, чье поведение служит детям камертоном, класс становится активной силой, влияющей на сознание и личность проблемных детей.
Как это работает?
Разве может отличник быть таким несносным? Я всегда считала, что уму сопутствуют здравый смысл и самоконтроль. Но не в этот раз! Стоило прозвучать звонку на перемену, как наш мистер Всезнайка превращался из знатока всех наук в трехлетнего забияку. Он вел себя с ребятами бесцеремонно, грубо и был очень шумен.
С первых дней в классе Саша заявил о себе как о яркой индивидуальности. Худой, быстрый, как ртуть, он стремился превратить любой урок в демонстрацию своих умственных способностей. Казалось, он знал наперед всю программу начальной школы. Когда на уроке перед ребятами вставала проблемная ситуация – он был тем, кто энергично высказывался, выдвигал или опровергал гипотезы и в итоге помогал мне привести учеников к правильному выводу. В общем, не ребенок, а подарок для учителя.
Однако за три года учебы он не сумел ни с кем из класса подружиться. Девочки его терпеть не могли, да и с мальчиками то и дело случались конфликты.
Корни характера всегда находятся в семье, в наших детских взаимоотношениях с родителями. «Видимо, дело в неправильном воспитании, – думала я, – мальчика просто не научили находить общий язык с другими детьми».
Но оказалось, родители Саши прикладывают невероятные усилия, следуя рекомендациям невропатолога и психолога, у которых он наблюдался в связи с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Гиперактивность выражалась, в частности, в неспособности спокойно сидеть на уроках.
«Не разговаривай! Не вертись! Не перебивай других!» – эти замечания невольно вырывались у учителей, которые работали в классе. Я старалась ограничиваться я-высказываниями: «Саша, когда ты перебиваешь меня, я чувствую досаду. Ведь есть столько интересного, что ты мешаешь мне рассказать на уроке!»
Ни я-высказывания, ни тем более замечания не были эффективны. Но ведь класс – это группа, которая сама может оказывать влияние на своих членов. В следующий раз, когда Саша шумел на уроке, я спросила его соседку по парте:
– Как ты относишься к тому, как ведет себя сейчас Саша?
– Он меня ужасно бесит. Когда он выкрикивает с места, у меня начинает болеть голова, и я хуже соображаю.
– Ксюша, ты сидишь позади Саши. Сегодня он десять раз обернулся и что-то тебе сказал. Тебе интересно с ним разговаривать?
– Я с ним не разговариваю, он только мешает мне слушать!
Саша, как всегда, насмешливо улыбался, но видно было, что высказывания детей его задевают. Он сделал открытие: его привычное поведение неприятно классу.
На переменах Саша вел себя очень шумно и не по возрасту инфантильно, как дошкольник. Кажется, он был неспособен считаться с чувствами других детей. Он мог подбежать к однокласснице, выхватить из рук печенье или бутерброд и отправить в рот. В ответ на возгласы возмущения отвечал:
– А что такого? Я голодный.
Мог взять со стола чужую вещь просто потому, что «так захотелось».
На наше поведение влияет много факторов: темперамент, общий вектор движения, заданный в детстве, наши собственные представления о цели и, конечно, силовое поле настоящего. Не обо всем возможно говорить с детьми. В частности, в школе почти невозможно прорабатывать семейно-родительские отношения. Поэтому учителю остается лишь действовать, исходя из ситуации «здесь и сейчас».
Каждый раз, когда случались такие инциденты, я поводила «разбор полетов», спрашивала участников конфликта, что они думают и что чувствуют в связи с случившимся. Саша обычно заявлял, что сделал это «просто так» и ничего не чувствует.
Но, поскольку так разбирались поступки и всех остальных ребят, у Саши появилась возможность сравнивать свои ответы с объяснениями других детей, способных осознавать и выражать словами чувства. Обида, уязвленное самолюбие, желание привлечь к себе внимание, – мы вникали во все оттенки переживаемых чувств, учились их различать у себя и других.
Саша был настроен враждебно по отношению ко всем девочкам. Он ненавидел и презирал все, что считал «девчачьим», в том числе проявление чувств, воображение, творческую фантазию. Творческие задания обычно саботировал. Например, в сочинении о дружбе написал:
«Дружба – это существительное женского рода, первого склонения, в единственном числе».
Когда в ходе дискуссии кто-то из девочек укоризненно заметил, что у него нет сердца, Саша возразил, что «сердце – это лишь насос, который качает по телу кровь».
Постепенно мне стало ясно, что у мальчика сложные отношения с мамой. Любовь и враждебные импульсы, направленные к ней, боролись в его душе. Свое отношение к маме он проецировал на девочек: выплескивал на них свою ярость, свой гнев, которые не мог выразить дома.
Именно поэтому я поручила Саше взять шефство над слабо успевающей ученицей. В его задачи входило объяснять Даше материал уроков, помогать с выполнением домашней работы и вообще помогать в школе. Опыт наставничества дал обоим детям очень многое.
Саша впервые столкнулся так близко с чужим существованием. Он увидел в Даше живого человека, а не проекцию своих негативных чувств. Убедился, что не все девочки относятся к нему так, как его мама. Даша его угощала, делилась секретами. Дети подружились. Порой, когда Даша перебивала его или не слушала объяснений, Саша чувствовал себя на моем учительском месте. Даша еще в одном отношении отзеркаливала его собственное поведение: она тоже вела себя как ребенок среди взрослых. Таким образом, у Саши появилась и возможность увидеть себя со стороны.
Его внутренней ситуацией был вечный бунт против мамы, а значит, против всех авторитетов и правил. Он бунтовал, чтобы отстоять свое «я», но при этом часто действовал против собственных интересов. Его поведение в классе было продолжением домашней ситуации. В пику домашним требованиям дисциплины и порядка его внешний вид, портфель, парта, – все пребывало в крайнем беспорядке. Он воспринимал всех девочек в классе как «мамочек», против которых бунтовал, но в чьем признании отчаянно нуждался.
С раннего детства Саша посещал множество кружков и спортивных секций. Его родители, интеллектуалы с техническим образованием, делали все для умственного развития ребенка. Дома он всегда был чем-то полезным занят: клеил модели, учился программировать или играл в шахматы. Он никогда не оставался один. Никогда не мечтал, глядя из окна на дождь. В его семье не принято было дурачиться, ласкаться и говорить о пустяках.
К сожалению, его воспитание было так построено, что отрицало и обесценивало эмоциональную сторону жизни. И эта часть души вместе с воображением и творчеством оказалась заперта, как сказочная царевна в темнице.
Саша часто утверждал, что неспособен к творчеству. А я возражала, что он очень творческий, но сам этого пока не знает. Однажды после уроков Саша рассказал, что ему не разрешают играть в компьютерные игры, но он научился обходить запрет. Он склеил из картона планшет, на листе бумаги нарисовал клавиатуру, придумал свою игру и часами играл в нее, нажимая на бумажные клавиши. То есть вся игра происходила в воображении. И это сделал мальчик «без воображения»!
Вообще, оставаясь со мной после уроков, Саша вел себя совсем иначе, чем в классе.
– С вами я спокоен, а в классе меня все бесят, – так объяснил он.
– Тебе не кажется что, когда ты в классе, ты играешь в какую-то игру, играешь роль?
– Я просто пытаюсь с ними подружиться.
– А если ты будешь спокойным, как сейчас со мной, с тобой никто не захочет дружить?
– Если я буду молчать, на меня никто не обратит внимание.
– Ты хочешь, чтобы с тобой было интересно?
– Я пытаюсь их развеселить.
– У тебя получается?
– Нет.
– Тебя устраивают отношения с одноклассниками, которые сложились сейчас?
– Нет.
– Подумай, почему так получается?
Раз в год мы проводили урок самоанализа: дети записывали в таблицу, за что себя любят, и за что их критикуют другие. У Саши оказалась очень низкая самооценка, и он плохо представлял себе, какие качества в нем не нравятся одноклассникам. Дети охотно ему подсказали: «Ты приставучий, шумный, ко всем лезешь, на столе у тебя бардак».
Я отметила, что это роль, которую играет Саша в классе. И что на самом деле он не такой, он очень спокойный, рассудительный, прекрасный собеседник. Мои слова подтвердили те немногие дети, которые знали Сашу с другой стороны. Для остального класса это было открытие.
На родительских собраниях я часто говорю о том, что ребенку необходимо давать возможность выражать свои чувства в приемлемой форме. Иначе то, что замалчивается, уходит в подсознание и становится проблемой: отклонением в поведении или даже симптомом болезни. Родители обычно возражают, что современные дети и так слишком избалованы, умеют «качать права», но не хотят считаться с чувствами других людей. Тогда я задаю вопрос: Какие чувства в вашей семье не принято выражать? Не вообще, а в отношениях между членами семьи? Подумайте об этом.
В некоторых семьях не принято проявлять нежность, в других – сильный гнев, или же высмеивается страх как недостойная эмоция. Все это формирует психику ребенка, закладывая в ней зоны подавленных эмоций.
В групповой работе класса, если отношения достаточно искренние и открытые, ребенок получает возможность приемлемым образом выразить те чувства, которых он раньше избегал. Ведь он видит, как эти чувства выражают другие без всякого вреда для себя. Он видит, что я, а со мной и остальной класс, готовы принять и разделить его чувства. В итоге он освобождается от страха, делается немного ближе к себе-настоящему.
К концу обучения в начальной школе Саша изменился. Его поведение обрело естественность, он перестал играть роль, стал спокойнее и миролюбивее. У него появились друзья. Думаю, что измениться Саше помогла не только и не столько моя работа, но и весь класс как терапевтическая группа. Его поведение оказалось неприемлемым с точки зрения внутренних законов, выработанных в классе, и дети каждый раз ему на это указывали.
Самый главный толчок для изменения Саша получил тогда, когда в классе появился новый мальчик. Новичок вел себя точь-в-точь, как сам Саша: кривлялся, ко всем приставал, болтал на уроках, был заносчив и ни с кем не считался. И так же, как у Саши, это была игра, попытка понравиться ребятам в новом классе. Неудача новенького, общее негодование класса, шумное групповое обсуждение, – все это послужило для Саши хорошим уроком. Он будто увидел себя со стороны.
– Саша, как ты думаешь, что изменилось в твоих отношениях с одноклассниками? – спросила я мальчика в конце учебного года.
– Я перестал пытаться с ними подружиться, – подумав, ответил он.
– И поэтому у тебя тут же появились друзья, – заметила я.
– Ну, не друзья, скорее приятели, – сдержанно произнес Саша.
– Они тянутся к тебе, им с тобой интересно. Вы вместе гуляете. Я очень этому рада.
– Я тоже рад. Мы с ребятами обменялись телефонами и будем гулять вместе летом.
Саша сказал это, и я подумала что, в конце концов, наша учительская работа измеряется не отметками и грамотами детей, а тем почти невесомым воздействием, которое мы оказываем на их сердца, тонко настраивая их на гармонию с другими людьми и целым миром.
Когда Даша выложила в сеть свой мультфильм под названием «Не такая, как все», я испугалась. Моей первой реакцией было немедленно бить тревогу. Нарисованная героиня одну за другой убивала своих одноклассниц. К счастью или несчастью, школьный психолог недавно уволилась, и мне пришлось решать проблему самой.
Даша была тихой и незаметной троечницей. В отличие от других детей, которые спешили поделиться новостями и успехами, Даша на переменах никогда со мной не разговаривала. Никогда не поднимала руку на уроках. Потупившись, неизменно молчала, если я ее спрашивала или вызывала к доске. Ни с кем из одноклассников не дружила. На переменах сидела одна за столом и рисовала.
Ее рисунки были своеобразными, выразительными и, безусловно, говорили о творческой натуре. Но сама Даша вела себя совершенно безлико, как будто не жила, а отбывала жизнь! Как будто она была маленьким ребенком, которого взрослые усадили за стол, и ведут при ней свои скучные разговоры, а она терпеливо ждет, пока ей разрешат, наконец, отсюда уйти.
Творчество – это то, что свойственно мне самой и что я ценю в людях. Оно не может выражаться только в рисунках. Не послужит ли оно ключиком, который поможет мне открыть дверь в тайную комнату, где томится, как царевна, настоящая Дашина душа? Да, мне много лет, но я до сих пор верю, что настоящая душа человека прекрасна, вот только между ней и миром часто стоят уродливые частоколы психологических защит.
Вот какую историю сочинила Даша во втором классе:
«Жила-была одна страшная пчела по имени Драконика. С ней не дружили, потому что она была похожа на дракона. У нее были смешные таланты: садиться на шпагат и дышать огнем, косить глаза. И был кот по имени Вася. Однажды, когда Драконика пролетала мимо, она встретила Васю и ужалила его. И так было каждый день, пока у Васи не закончились места, куда можно было ужалить. Драконике было весело».
Я зачитала перед классом рассказ и похвалила за оригинальность. Кто-то из детей спросил:
– Почему пчела в рассказе «страшная»?
– Потому что с ней никто не дружит, – чуть слышно ответила Даша.
– Почему ее таланты смешные?
– Потому что их никто не ценит.
– За что пчела жалит кота? – спросили дети.
– Просто так. Она с ним играет.
– Как вы думаете, что при этом чувствует кот Вася? – спросила я у ребят.
– Ему больно!
– Он расстроен!
– Какое настроение вызывает у вас рассказ?
– Грустное! Он не должен так заканчиваться!
– Давайте поможем Даше написать другую концовку рассказа.
– «Драконике было весело, потому что она думала, что играет с котом. А Васе было больно и обидно. Он не понимал, за что его жалит пчела».
Такое окончание выбрала сама Даша. Было видно, что обсуждение рассказа заставило ее задуматься. И меня тоже. Кто из героев – сама Даша? Злая пчела или печальный кот?
В том же году мы сочиняли истории по мотивам сказки «Курочка Ряба». Вот что написала Даша:
«Жили-были бабушка и дедушка. Купила бабушка три яйца. Разбила одно, разбила другое, а третье не могла разбить. Ей помог дед. Они били, били, били… наконец забили яйцо, а из него вылупился самолетик. Самолетик спросил:
– Вы кто? – и улетел, потому что ему было страшно.
А баба с дедом скучали. Самолетику было стыдно, что он улетел, и он каждый день присылал письма. Но дед с бабой все равно скучали и плакали.
Прошло время, самолетик стал большим и вернулся. Но в это время у деда с бабой уже была внучка, а сами они улетели в Турцию отдыхать. И самолетик снова улетел».
Эту историю мы не обсуждали в классе. Она очень личная и говорит о сложных семейных отношениях. Дед и баба воспитывают яйцо с помощью физической силы (били, били, пока не забили). Из яйца выходит что-то совершенно не похожее ни на цыпленка, ни на человека: самолетик.
Это душа девочки, рожденная для полета, для творчества. У нее нет близких отношений с родителями. «Вы кто?» – спрашивает самолетик и улетает прочь. Девочка хотела бы жить в другом месте, там, где ее будут любить. Но она понимает чувства родителей и готова к ним вернуться. Хотя в глубине души подозревает, что ее место в сердце родителей занято кем-то другим…
Герой рассказа – отвергнутый ребенок, которому недостает родительской любви и который чувствует себя никому не нужным, неполноценным. Теперь мне стало понятнее поведение девочки в классе. Дома к ней относились только с родительской позиции и никогда – как к личности. Эту модель взаимоотношений она перенесла в класс, и смотрела на сверстников снизу вверх.
– Даша, мне кажется, ты ведешь себя так, будто вокруг тебя не одноклассники, а взрослые дяди и тети, и лишь ты одна – маленькая девочка.
– Меня никто в классе не любит. Лучше мне уйти из этой школы! – Даша иногда бросала фразы, обращенные ко всему миру, и ни к кому в отдельности. Я в ее глазах была из племени злых взрослых. Да и как могла она доверять мне, если я вела себя точно так же, как ее родители: заставляла учиться, делала замечания, «наказывала» двойками?
И тогда я пошла на рискованный эксперимент: перестала спрашивать Дашу с места и вызывать к доске, перестала делать замечания на уроках. Я только хвалила ее: за отличные рисунки, необычные рассказы, за красоту и быстроту, честность и смелость. Одновременно попросила помогать девочке с учебой одного из отличников, да и сама иногда объясняла ей после уроков материал.
По моей подсказке Даша установила на планшет программу для рисования мультфильмов. Родители не могли ее водить на занятия в нашу студию, но Даша часто помогала мне в работе над мультфильмами и роликами по психологии. Я указывала ее фамилию в титрах, привлекала к работе над стенгазетами и не уставала напоминать детям, как талантлива наша Даша.
Казалось бы, все идет хорошо: самооценка Даши повысилась, оценки стали лучше, она начала общаться со мной и одноклассниками. И вдруг этот ужасный мультфильм… Как мне реагировать? Рассказать Дашиной маме? Нет, это только усложнит их отношения и ожесточит девочку. Обсудить в классе? Но я совсем не хотела, чтобы кто-нибудь еще видел этот фильм.
В это время на уроках чтения мы изучали творчество В. Драгунского. Я задала на дом читать рассказ «Синий кинжал». Предупредила, что мы будем работать над ним под полями «Цветных шляп». Эта методика (автор Эдвард де Бонэ) позволяет рассматривать по отдельности чувства и поступки персонажей. Рассказ о том, как два друга поссорились, один мальчик ударил другого, а второй решил за это его убить. Зарезать синим кинжалом, который весь вечер старательно точил. В конце концов, выяснилось, что конфликт произошел по недоразумению, и ребята помирились. Да и кинжал был сделан из пластика.
– Как вы думаете, что чувствовал герой рассказа, когда шел в школу с ножом в портфеле?
– Он чувствовал страх.
– Он ужасно нервничал!
– Представьте себе, что Левка не стал мириться. Как вы думаете, что было бы дальше?
– Вот Дениска достает нож, замахнулся, ударил… – произнес Миша, и дети испуганно притихли. – И тогда Левка вскрикнул, упал…
– Но ведь нож из пластика! – взволнованно крикнул кто-то.
– А если бы нет? – спросила я.
И в наступившей тишине сама описала подробно, ярко, как это бывает, когда убивают по-настоящему. Это была шоковая терапия. Даша молчала и не поднимала глаз.
Я понимаю, она не думала всерьез об убийстве. О том, что будет потом с ней и жертвами. Героиня ее мультфильма во всем подобна пчелке из рассказа, которая беспричинно жалит кота. Даша готова причинить боль просто потому, что ей самой плохо, и она хочет эту боль передать другому.
После уроков Даша осталась в классе, долго возилась с портфелем, потом подошла и тихо сказала:
– Это была не я, это была моя злая сторона.
Я вспомнила, что уже встречалась с «темной стороной» девочки. В сочинении «Мой близнец» Даша так описала эту встречу:
«Однажды я сидела в школе и ждала звонка. Я услышала чьи-то шаги. Подумала, что это учитель, и убежала в туалет. Тут я снова услышала шаги, только они были громче. Я сильно испугалась. Неожиданно я увидела еще одну я. Будто смотрю в зеркало. Она сказала: «Я – та самая Кейт, которую ты считаешь злой стороной». Я не поверила, и тогда она психанула, прямо как я психую. Вот я отвела ее в наш класс. Через неделю она считалась моей злой сестрой. Она меня защищала, помогала мне, играла со мной. Было так здорово иметь человека, похожего на тебя!»
«Злая сторона» – это часть души девочки, которая была отвергнута в раннем детстве. Каждый раз, когда она вела себя дерзко, шумно, неуместно, она слышала от родителей: «Только плохие девочки так делают!» Плохую девочку никто не будет любить. Чтобы выжить, Даше пришлось вытеснить, забыть эту часть себя. Она как бы заключила сделку: любовь в обмен на обещание быть хорошей. Ни в коем случае не выражать свой гнев.
Но как бы она ни старалась, «хорошую Дашу» тоже не любили. По крайней мере, так ей казалось. Откуда ребенку знать, что и взрослые не свободны в проявлении своих чувств, что и их восприятие искажено детскими обидами? Даша лишилась сильной и злой части себя, а на передний план вышла испуганная, обиженная, беспомощная ее половина. «Темная Даша» забрала вместе с собой радость жизни.
В фильме Даша мстит своим одноклассницам за то, что они ее не любят. В действительности ее гнев направлен против родителей, ради которых она пошла на такую жертву. Вместо одноклассниц Даша видит маму, которая отказывалась принимать и любить ее такой, какая она есть.
Мультфильм, который Даша сняла, был на самом деле не проигрышем, а нашей победой. Она сумела увидеть, осознать «темную» часть своего Я. Бессознательная агрессия, так долго копившаяся в душе, нашла приемлемый выход. Через творчество нам удалось соединить две части детской души, – и все вдруг увидели, какая Даша красивая, веселая, талантливая девочка!
В этой психотерапевтической работе участвовал весь класс. Когда хлопал Дашиным сочинениям и рассказам, восхищался ее рисунками, показывал пример дружелюбного, открытого и доверительного отношения друг к другу и ко мне, их учителю. Мы вытащили Дашу из трясины обиды и отчаяния за тоненькую ниточку творчества. Теперь она хорошо учится, у нее свой канал на YouTube и множество подписчиков. Оказалось, она умеет шутить и смеяться. Но в то же время может быть очень серьезной и глубокой. В сочинении «Мой кумир» Даша написала:
«Мой кумир – это мой прадедушка. Конечно, я не все знаю о нем, но знаю точно, что он воевал на войне. Мне рассказывали, что он уничтожил кучу вражеских танков и что он делал это ради всех нас и ради всей нашей страны. Поэтому я хочу стать как он. Чтобы все гордились мною, и чтобы дедушкин дух смотрел на меня, улыбаясь».
Автор: Марковская Светлана Владимировна, учитель.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.