Я работаю в школе много лет, «пережила» нескольких министров просвещения, а также разные реформы, преобразования и обновления системы образования. Несколько лет назад в начальную школу внедрили новые ГОСТы, обновились цели и задачи обучения, вместо традиционных ЗУНов появились «компетенции» и УУД. Хотя это было и нелегко, я с энтузиазмом восприняла «гостовские» новшества, воспользовалась системой повышения квалификации для педагогов начальной школы.
Однако, по прошествии определенного времени, могу сказать, что, несмотря на декларируемые в нормативных документах приоритетные цели и задачи современной школы, в педагогической практике проявляются серьезные проблемы. Особенно это касается духовного и нравственного воспитания учащихся. Хочу остановиться на этом подробнее.
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», педагогу отводится одна из ключевых ролей в воспитании личности. Задач перед учителем стоит много, они все очень сложные и, честно скажу, трудно решаемые. Думаю, что со мной согласятся многие практикующие педагоги: сегодня в обществе наблюдается размывание морально-нравственных принципов.
О верности, патриотизме и принципиальности можно много говорить, но в реальной жизни на первый план зачастую выходят неприглядные шоу-программы, восхваление внешней красивости и материального успеха теле- и интернет звезд, насилие и даже убийства, которые неприкрыто пропагандируются на экранах ТВ и в интернете.
Социализация личности – процесс сложный и неоднозначный. Ребенок учится жить в этом мире, он трепетно наблюдает за жизнью людей через экран телевизора и монитора, внимательно прислушивается к разговорам и ценностям родителей. Слова и убеждения педагога, не подкрепленные практикой повседневной жизни, могут пропасть втуне.
Как же развивать личность, чтобы морально-нравственные ценности стали важными для ребенка?
Для себя как педагога недавно открыла сайт metodorf.ru, на котором нашла много интересных статей, которые можно использовать в образовательно-воспитательном процессе и прежде всего в духовно-нравственном воспитании подрастающей личности. Многие идеи авторов сайта близки мне по духу, например такие, как:
Помимо интересных статей о развитии личности нашла на сайте занимательные онлайн тесты, которые можно использовать в урочной и внеурочной деятельности, например:
Часто использую для релаксации и успокоения музыкальные видеозаписи, которые также предавлены на сайте metodorf.ru
А еще я учу своих школьников читать умные книги; помогаю им участвовать в добрых делах; стараюсь быть для них примером в решении повседневных нравственных ситуаций, обсуждаю с ними «болевые» насущные проблемы – так, чтобы прорастить и укрепить в них зернышки добра, сочувствия и красоты.
Учитель начальных классов
Пермякова Наталья Петровна
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.