Регистрация

«История Новоипатовской школы»

  • 14 января 2015

В своей исследовательской работе мною сделана попытка проследить историю возникновения и становления сельской школы. Наша школа живет, развивается только в лучшую сторону и, надеемся, что «жить будет лучше, жить будет веселее».

Данный материал собирался в течение длительного поиска в архиве г. Сысерти, музее школы №19, был представлен на районной краеведческой конференции в г. Сысерти в 2002 году и занял 1 место. В связи с чем, материал был представлен на областную краеведческую конференцию в г. Екатеринбург в мае 2002 года, где занял 2 место. Значительная часть этой работы под названием «Новоипатовцы отличались характером» вошла в книгу «Столетия у классной доски: История народного образования Сысерсткого городского округа». – Екатеринбург, 2013.

Педагоги с выпускниками, май 2014 года

На фото: Педагоги с выпускниками, май 2014 года.

Новоипатовское народное училище было открыто первым в сельской местности нашего района – в июне 1871 года «на средства общества (крестьян села) и земства». В общей сложности было выделено 373 рубля, из которых 114 рублей было собрано жителями села.

Можно предположить, что открытие в Новоипатове сельской школы раньше, чем других деревнях, не было случайностью. Люди, которые основали этот населенный пункт, издавна отличались характером. Привезенные из центральной России в 18 веке, они отказались селиться на указанном месте, а пошли сами себе искать территорию, более удобную для жизни. И нашли в чистом сосновом бору.

Показали новоипатовцы характер и позднее. Когда в 1759 году начался бунт в Багаряке и Колчедане, бунтовщиков активно поддерживали новоипатовцы. Владельцу заводов пришлось даже высылать в Новоипатово воинскую команду во главе с унтер–шахтмейстером Никифором Заруцким, «да крестьяне их до самой Сысерти дрекольем проводили». Только к 1763 году удалось заставить крестьян вернуться на заводы.

Отличались новоипатовцы и при советской власти: по рассказам сторожилов, утопили в колодце какого–то большого начальника. И никто убийц не выдал. Преступление так и осталось нераскрытым.

К тому же, в Новоипатове энергично развивались ремесла, торговля. До сих пор в селе стоят большие кирпичные дома «кулаков». И торговцы нуждались в грамотных людях.

Первая школа, как утверждают старожилы, помещалась в амбаре кулака Ивана Луговых. Прорубили в нем окна, поставили столы с лавками. Другой мебели и наглядных пособий не было. Только через 15 лет со дня открытия школы земство выделило на учебные пособия около 18 рублей и 13 парт. Хотя к этому времени в школе обучалось уже 62 школьника.

Начиная с 1882 года, в школе работал учителем Георгий Аристархович Атманских, которому и удалось добиться постройки специального здания для школы. В 1884 году крестьяне внесли в кассу земской управы 300 рублей на строительство новой школы. А построена она была лишь в 1888 году. Это было большое деревянное здание с четырьмя классными комнатами. Стены – не штукатурены и не белены. В классах вместо парт стояли всё те же столы, вокруг которых на лавках сидели по нескольку человек. Писали на грифельных досках грифельными же карандашами. Учебные принадлежности дети носили в фанерных сумках.

В школе изучались предметы: письмо, арифметика, чтение, Закон Божий, история. На уроках истории больше всего времени отводилось изучению жизни царя, его семьи. Закон Божий преподавали в отдельной комнате. Занятия начиналась с молитвы, на которой обязаны были присутствовать все. Библиотеки в школе долго не было. Книги появились лишь в 1909 году, да и то немного. Кружков тоже не было, проводились лишь репетиции церковного хора.

За малейшую провинность учителя имели право наказывать учеников. Ставили даже на колени в угол, на рассыпанный горох. Оставляли без обеда, били линейкой по голове. Учитель мог единолично исключить ученика из школы. Достаточно было отнять учебники и выставить ученика за дверь.

Формы единой не было, одевались в одежду из домотканого полотна. Оформления в школе не было никакого. Внутри школы висела единственная картина художника В.М. Васнецова «Три богатыря». Из учебного оборудования был компас, глобус и карты.

Из обслуживающего персонала в школе был один слепой сторож. Полы в классах мыли родители учеников по очереди – они же обеспечивали школу дровами. Привозили по кубометру за каждого ученика.

В 1916 году в селе Новоипатово было 114 детей, а училось только 63. Школу заканчивали далеко не все дети, поступившие в первый класс. Иногда полный курс школы проходили всего 4–5 человек из 30. Нормально учиться могли только дети зажиточных крестьян. А в бедных семьях ребятишки вынуждены были с ранних лет работать в поле, помогать родителям по хозяйству. Считалось, также, что девочкам грамота вообще ни к чему.

Если верить документам из Сысертского районного архива, школы во время Гражданской войны не работали. По крайней мере, новая власть школьными делами не интересовалась. Только в октябре 1924 года Новоипатовский сельсовет на своем заседании рассмотрел вопрос о школе. В резолюции записано: «Кооперации предложить закупку учебников. В честь Октябрьской революции: угощение для детей школьного возраста, купить для школы флаг».

Примерно в это же время, 10 января 1925 года, принята резолюция по ликвидации неграмотности. «Предложить зав. читальней организовать общество «Долой неграмотность!», а также школу по ликвидации неграмотности, для чего заведующему надлежит произвести учет неграмотного населения от 14 до 45 летнего возраста и открыть таковую в самом непродолжительном времени».

Судя по этим протоколам, в школе в это время был полный разброд: совету понадобилось даже принимать резолюцию, чтобы «следить за аккуратной посещаемостью школы со стороны учительства, а также учеников…», чтобы добиться «в обязательном порядке преподавание метрической системы в группах», …чтобы в школе 2 раза в месяц «производить мытье полов».

В ноябре зав.школой тов. Квасов докладывает на заседании совета: «… скоро будут большие холода, и заниматься в школе будет невозможно, а также существует недостаток учебников, чернил и других принадлежностей».

Многие жители села, по–видимому, и после полной победы советской власти не считали нужным учить своих детей. 13 сентября 1926 года, например, принята такая резолюция: «Учителям проводить разъяснения о целях и задачах учения». Интересно, что в это же самое время некоторые, уже вполне взрослые мужчины ходили в школу, как ученики. В протоколе читаем: «Ввиду предельного возраста 25 лет тов. Ефтефиева … с должности ученика снять …».

Из протоколов видно, что заведующие школой менялись практически каждый год, а то и чаще: 1925 г. – Радионова Н.И., 1925–1926 г. – Квасов, 1927 г. – Макушина, Зырянова, Радионова, 1928 г. – Гольденберг…

Больших успехов школа в те времена не могла добиться по самой простой причине: и преподаватели, и руководящие работники села были людьми малограмотными. Даже бывший ученик нашей школы Старков Георгий Савельевич, назначенный в 1929 году заведующим райно, имел трехклассное образование.

Тем не менее, к 1930 году все новоипатовские дети в возрасте 8–12 лет учились в школе. И это была большая победа и учителей, и местных советских руководителей. А в 1939 году по просьбе жителей села и по ходатайству зав. школой Ю.Н. Потаскуевой новоипатовская начальная школа была преобразована в семилетнюю.

Во время Великой Отечественной войны учительский труд был настоящим подвигом. Учителя не только работали в школе в 2–3 смены, но и были примером для своих учеников в поле, на колхозной работе. Кроме того, учителя были пропагандистами, агитаторами, вели подписку на займы…

Из воспоминаний Старковой Клавдии Владимировны:

«Дети учились хорошо. В годы войны была теснейшая связь школы с жизнью. Ребята работали везде: на полях, на котлованах, заготавливали топливо, помогали семьям фронтовиков, летом пололи хлеба, овощи, собирали плоды шиповника, грибы и сдавали их на нужды фронта.

Осенью начинали учиться на два месяца позже (ученики старших классов). Старшеклассники работали на уборке урожая как взрослые. Не отставали и малыши. Собирали колоски на поле, картофель, овощи, по одной горошине горох с поля. Одно ведро отдавали ребенку, а другое сдавали в колхоз. Работать ходили каждый день, и не было никакой скидки из–за учебы. Для поддержки детворы в школе было организовано горячее питание: варили похлебку, гороховый суп, гороховый кисель. Вторая смена училась при свете керосиновых ламп. Не хватало учебников и письменных принадлежностей. Надо было видеть, с какой любовью дети изготовляли самодельные тетради из газет, из обоев, из оберточной бумаги, а как старательно в них писали! Чернила использовали необычные: кто кипятил воду с сажей, а кто выжимал сок из свеклы.

Одевались дети плохо. Почти ни у кого не было сапог, носили в дождь брезентовые башмаки».

На фото: школа в 1940-е годы.

На фото: школа в 1940-е годы.

В военные годы педагогический коллектив школы был таков: Старков Сергей Васильевич – директор школы, Старкова Клавдия Владимировна – учительница нач. классов, Карамышева Анна Николаевна – учительница нач. классов, Ковтун Нина Александровна – учительница истории, химии, нем.языка, Проскурякова Фелицата Васильевна – учительница нач. классов, Малых Мария Ивановна – учительница русского языка и литературы, Пролубщикова Анна Федоровна – учительница географии.

После войны постепенно ситуация в школе улучшалась. Появились учебники, тетради, учебные пособия. Однако только в 1962 году появилась возможность расширить школьное здание, сделали пристрой на шесть классных комнат, где разместились кабинеты химии, физики, биологии, русского языка и литературы, истории, математики. Были выделены помещения для библиотеки и буфета. Построили спортивный зал, столярную и слесарную мастерские. Стало возможным проводить занятия в одну смену.

Одно осталось неизменным: школа по–прежнему помогала колхозу в уборке урожая, прополки кукурузы. Одно время даже за каждым учителем был закреплен участок кукурузного поля, и педагог должен был обработать его тяпкой. Кроме того, пропалывали овощи, морковь, картофель, осенью заготовляли веточный корм для скота.

На фото: 1959 год, 1 класс.

На фото: 1959 год, 1 класс. Первая учительница (вверху в центре) Пролубщикова Анна Федоровна,
вверху слева – буфетчица Селенских Нина Михайловна.

В 60-е годы школа славилась на весь район своим пришкольным участком, где выращивались не только овощи, но и ягоды. Вокруг школы был разбит настоящий сад из декоративных деревьев и кустарников. Школа утопала в зелени. За большую юннатскую работу школьной пионерской дружине было присвоено имя И.В. Мичурина. А всю работу с юными натуралистами возглавлял Николай Лукич Ковтун. Вообще, в те времена в школе работал дружный коллектив учителей. Возглавлял школу Турдакин Александр Иванович, завучем была Ковтун Нина Александровна. 20 лет в школе проработала Костарева Александра Федоровна, по 14 лет – Пролубщикова Анна Федоровна и Колясникова Валентина Петровна, 12 лет – Сумина Александра Васильевна. Коллектив учителей состоял в это время из 10 человек, из них с высшим образованием – четыре учителя, пять человек имели специальное педагогическое образование.

На фото: Коллектив школы в 1960-е годы: сверху слева направо – Турдакин Александр Иванович,
Ковтун Нина Александровна, Колясникова Валентина Петровна, ?, Малых Афанасий Сергеевич.
С
низу слева направо – ? Нина Михайловна, Пролубщикова Анна Федоровна, Ковтун Николай Лукич,
Малых Мария Ивановна, Костарева Александра Федоровна.

В 1984 году в Новоипатове построена новая типовая школа на 149 ученических мест. На строительство школы ушло 367 тыс. рублей. Кроме того, на 62 тысячи рублей закуплено различное оборудование. В 1991 году школа преобразована в среднюю. В этот год, к сожалению, распался СССР, школа, как и государство в целом, оказалась у разбитого корыта. Финансирование учебных заведений возложили на местные бюджеты, денег которых долгое время не было даже на зарплату. Материальная база школы оказалась на грани полного разрушения.

На фото: Учащиеся 3 класса после принятия в пионеры, апрель 1977 года

На фото: Учащиеся 3 класса после принятия в пионеры, апрель 1977 года,
слева – Сазонова (Чуева) Эмма Константиновна, справа – Кострова Людмила Федоровна.

На фото: Вот они герои – стройотрядовцы на открытии новой школы в 1984 году.

На фото: Вот они герои – стройотрядовцы на открытии новой школы в 1984 году.

Однако в это трудное время педагогический коллектив устоял, не забывает о своей гражданской ответственности перед народом, воспитывает гражданское поколение. Сохранилась в школе даже детская организация. В ней работают 19 педагогов, из них 11 педагогов имеют высшее образование, Десять педагогов – бывшие выпускники нашей: Кострова Л.Ф., Сумина О.И., Тухватуллина Н.А., Петухова В.Ф., Орлова С.В., Азанова Л.Е., Юдин Ю.А., Ермолаева Л.И., Ергашов Р.А., Юдина А.Ш.

Администрации школы удалось сплотить ядро педагогического коллектива, сделать опытных учителей, пользующихся большим профессиональным авторитетом у своих коллег и задающих тон, своими верными союзниками в достижении общешкольных целей.

Меняются мотивы работы учителей школы. Наиболее значимые – это стремление к профессиональному росту, удовлетворенность от хорошо проделанной работы, осознание общественной значимости своего труда. Большое внимание педагоги уделяют аттестации и работе в межаттестационный период. Воспитательная работа в Новоипатовской школе кипит: проводится масса ежемесячных мероприятий, школа активно участвует в районных мероприятиях, конференциях, соревнованиях.

Благодаря профессиональной безграничной дисциплинированности и гражданской ответственности учителей школа ЖИВЕТ, РАЗВИВАЕТСЯ И НАДЕЕТСЯ НА ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ.

Причина живучести сельской школы не только в традициях. Как неустранимы особенности работы на земле, в сельском хозяйстве, так и факторы, определяющие сохранение и функционирование малой школы: в первую очередь природно–географические и демографические, а также социально–политические факторы.

Так что же такое малочисленная школа? Атавизм, который сам по себе исчезнет со временем? Или историческая школа, за которой будущее?

В маленькой сельской школе доброжелательность и комфортность небольших по контингенту классов, ориентация на самостоятельность, на овладение способами переработки информации, использование различных организационных форм обучения – парной, групповой, индивидуальной, неспешность, несуетность в поступках и мнениях. Наконец, стремление обосноваться в природе, создать условия общения с животными. Не эти ли черты характерны для современных частных школ?

Наше мнение, что будущее за маленькими сельскими школами!

На фото: Школа с пристроем, 1962 год.

На фото: Школа с пристроем, 1962 год.

На фото: Школа в наши дни (2015 год).

На фото: Школа в наши дни (2015 год).

Автор: Колобова Людмила Викторовна, учитель математики и физики МАОУ СОШ №19, с. Новоипатово Сысертского района Свердловской области, педагогический стаж 16 лет, 1 квалификационная категория.

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Кустова Наталья Павловна 24.01.2015 в 20:37

Людмила Викторовна, спасибо за богатую историю с интересными событиями и теплые воспоминания, которые вы поведали. Новоипатовская школа по праву может гордиться как своим богатейшим историческим прошлым, так и настоящим. Пусть хорошие традиции возрождают настоящее время школы.

Людмила Викторовна 07.02.2015 в 16:36

Спасибо Наталья Павловна! Спасибо за теплые слова о моей работе!

Прокошева Валентина Павловна 08.02.2015 в 17:49

Людмила Викторовна! Спасибо за бережное отношение к истории. Мне близок ваш рассказ, потому что моя мама после войны работала в маленькой сельской школе. У таких школ есть чему поучиться! Привет и поклон вам от учительницы из Санкт-Петербурга.

Марьяна Богдановна Муравлева 12.02.2015 в 15:13

Уважаемая Людмила Викторовна! Ваш рассказ наполнен такой любовью к школе и на столько охватывает историю Вашего края, да и всей страны в целом, что невольно подступают слезы...
Спасибо Вам за такой интересный, важный и нужный материал!
Желаю Вам и Вашей школе процветания!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!