Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»
«И стоило жить,
и работать стоило».
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Я училась в художественной школе и с тех пор сохранила дружбу с моей учительницей Татьяной Вячеславовной, вечную любовь к кистям и страсть к смешиванию цветов. Вроде бы так и начиналась моя работа в детском саду:
– Ребята, акварель любит воду.
– Разве елочка просто зеленая?
– Посмотрите, как красиво смешиваются цвета!
– «Белая береза под моим окном…», – писал поэт Сергей Есенин, а давайте увидим ее красоту на наших белых листах бумаги.
Детские работы, как золотой листопад, танцующим каскадом устремились ко мне в руки, совершенно меня заворожив. Тогда я говорила только про них, видела все сквозь прозрачную легкость акварели. И, конечно, не могла забыть блеск детских глаз. Их интерес, их желание творить, их жажду таких сложных чудес такими простыми и знакомыми средствами: обычные краски, кисти, карандаши, обычная бумага, даже стихи (с гениальными произведениями это случается).
В то время я активно беседовала с Татьяной Вячеславовной, радуясь, что только она может всецело понять мой восторг и увидеть ошеломляющую достоверность детского творчества. Она слушала внимательно, но чуть грустно. Ей всегда хотелось читать меня. С интересом, с удивлением, с желанием видеть текст. А то, что читалось в ту минуту, было ей совершенно понятно и близко.
– Ясно, что ты не сможешь не работать с детьми, ты вдохнула это.
Не ручаюсь за дословную точность, но такой порядок слов подчеркивает смысл. Двойное отрицание, как некая отчаянная надежда на сомнительность своего же утверждения и «это», как воплощение таинственной субстанции, от которой так зависимы все настоящие педагоги.
Но так ли все начиналось?
Могла ли я сделать этот решающий вдох раньше? Вдох или глоток? Полюбить работу еще до ярких дневных линий?
Мне нравится приходить на работу раньше всех. Идеально… подходить к зданию с совершенно темными окнами. Открывать дверь, где свет только с коридора, и входить… в эту еще тишину этого уже утра. Для меня попасть в это состояние пространства – радость. Малообъяснимая, но от этого еще более реальная и ценная. Поднимаешься по лестнице, включаешь свет. И это кажется необыкновенным. Как будто все начинается с тебя, или тебе первой поручили зажечь Олимпийский огонь. Странный восторг и удовлетворение.
Потом переодеваешься, смотришь в окна дома напротив, смотришь на людей, точнее, их силуэты в действии. Наблюдаешь без цели, а просто с тихим уравновешенным интересом. Часть личного ритуала. Потом должен быть аромат кофе. Теплый запах кофе, еще спящий дом… Уютный дом, в котором обитают его главные хозяева – дети. Иллюзии? Или действительно счастье?
Эмоциональный подъем точно. А имеет ли значение, отчего так и почему? Когда ты вместе с детьми, важно все.
Поэтому – какая разница, почему так и отчего?
Это самая короткая, но самая значительная часть дня. Ты согреваешь это пространство, наполняешь душевным комфортом и гармонией. Создаешь атмосферу доброжелательности, сотворчества, принятия, расположенности и доверия. Кажется, даже сам воздух наполняется твоей энергий. Он бодрящий и радостный. И каждый глоток его скоро, очень скоро зазвучит:
– Здравствуйте, Юлия Викторовна!
– А я уже сам прочитал про Лельку и Миньку, я запомнил, что это Зощенко. У него глаза грустные, а Маршак очень умный и всем помогал.
– А я сделала такую корзиночку, это мы с мамой, но я сама чертила и вырезала.
– А знаете, мне купили новую книжку про планеты, там и наша Земля, как вы показывали…
– Юлия Викторовна, а почему вы не носите корону? Ведь вы королева…
– Да? – удивленно поднимаю глаза.
– Ну, вы как фея, с вами все делается лучше!
Улыбаюсь. Может, и правда, воздух волшебный?
Мелочей не бывает. Даже в чашке утреннего кофе.
Автор: Щукина Юлия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ 223, г. Екатеринбург. Педагогический стаж 7 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Юлия Викторовна, прочитала ваше эссе и светлее на душе стало. И Маяковского люблю и ваши слова мне понравились. Творите атмосферу уюта и гармонии и дальше и спасибо вам за тепло нашим деткам.
Уважаемая Юлия Викторовна! Читая Ваше эссе понимаешь, что Вы очень тонко чувствующий человек. И у вас художественный вкус, который ощущается и в изложении своих мыслей. Мне кажется, что Вы открыты для детей, а для взрослых людей - загадка. Ваша некоторая недосказанность заставляет глубже вдумываться в суть дела. Впрочем, я не психолог, и мне понравилось. Вам 5 баллов!
Уважаемая Алла Николаевна! Спасибо за вашу оценку! Меня, действительно, с трудом принимают взрослые коллективы и обожают детские, так что в чем-то вы психолог...
Уважаемая Юлия Викторовна, сложно. Не для беглого чтения. Что бы понять, нужно не только вчитаться, но еще и задуматься. Впрочем, талантливых людей всегда сложно понять. Вы - человек талантливый. Мне очень хочется увидеть Ваши картины, я уверена в том, что они у вас есть. Ваше эссе - "словесное" творчество естественное продолжение творчества художественного. Эссе мне понравилось, думаю, что и картины меня не разочаруют. 5.
Уважаемая Галина Михайловна! Благодарю за оценку! Мои тексты, и правда, следовали за моими холстами. Но. Это было раньше. Сейчас я полностью погружена в детское творчество. Искренне считаю, что детские работы - это не черновики, не некий этап на пути к настоящему и полноценному, а самое реальное искусство. Вот если бы вы увидели, что делают мои дети... И это, если учесть, что количество детей в группе в плотную подошло к 30-ти... Но я всячески стараюсь избегать формальных подходов, ибо самым страшным было бы погубить искренность и чудо их удивительных фантазий. Для меня самой остаются слова, как способ поделиться восторгом причастности к становлению творческих личностей. А еще мне просто нравится сам процесс. К счастью.
Уважаемая Юлия Викторовна! Талантливый человек талантлив во всём. Это про вас. Очень впечатляет ваше эссе. Хочется посмотреть работы ваших детей, надеемся, что они будут участвовать в конкурсах. 5.
Спасибо! Мне бы очень хотелось показать работы, только я пока не вижу, куда бы их отправить в рамках этого сайта...
Уважаемая Юлия Викторовна! Ваш текст мне понравился с литературной точки зрения: хорошо сюда вошел диалог с детьми. Задумалась над вашим переходом: "но так ли все начиналось? Могла ли я сделать этот решающий вдох раньше? Вдох или глоток?" Далее вы рассказываете про ваши ощущения начала рабочего дня. А логично предположить, что будете говорить о том, как все начиналось. Но это же творчество, поэтому и, возможно, не все логикой можно объяснить.
Здравствуйте, Татьяна Вячеславовна! Спасибо за комментарий! Для меня очень важна оценка моего текста с художественной точки зрения, ибо на втором месте у меня идет любовь к слову...
Уважаемая Юлия Викторовна!
Ваше эссе мысли вслух. Хотелось даже какого-то продолжения. Продолжайте творить и радовать своими произведениями.
Уважаемая Юлия Викторовна! За строками зссе я увидела в Вас не только творческую талантливую личность . но и педагога по призванию, который вдохнул " это" и другим воздухом уже дышать не сможет, потому что это его субстанция творческой свободы. искренности , непосредственности , самовыражения и развития Это не просто работа., это образ жизни , где главное любовь к детям , к прекрасному и умение творить и верить в Чудеса
Юлия Викторовна, Юлечка, это здорово - любить свою работу, каждый день с радостью спешить на встречу с самыми лучшими людьми - детьми. Эссе замечательное!
Уважаемая Тамара Олеговна! Спасибо за комментарий! Неожиданно и приятно увидеть вас в своей рабочей обстановке.
Юлия Викторовна!
Спасибо за это эссе. Знаете, почему-то задумалась, что хочу узнать о Вас больше, кем Вы работали раньше, что привело Вас в детский сад, и кто Вы по образованию.
Наверное, Вы - филолог, настолько точно и красиво выражаете свои мысли. И в диалогах с детьми, так естественно вставленных в текст, упоминаются Зощенко и Маршак... Так приятно, что люди с высшим образованием (я почему-то не сомневаюсь, что у вас оно есть), и, главное, такие тонко чувствующие, создающие волшебную атмосферу люди работают с маленькими детьми и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любят свою работу (это становится понятно, прочитав ваше искреннее эссе). Вам нестрашно доверять своих малышей, ведь такой талантливый человек, как Вы, поможет привить детям любовь к прекрасному, любовь к слову, к творчеству, к знаниям.
Спасибо Вам!
Уважаемая Мария! Я рада, что вы столь высоко оценили мое эссе. Это мой первый опыт публикации своего творчества (на этом сайте есть еще два моих стихотворения). Возможно, я буду продолжать делиться своими эмоциями со взрослыми людьми, ведь, как выясняется, это интересно! Мне приятно, что вы отметили имена наших великих писателей, упомянутых мною... Ибо я, действительно, филолог:) Кроме художественного творчества, я большое внимание уделяю литературе. И горжусь тем, что мои дети уже знают многих писателей " в лицо". А если говорить о том, что привело меня в детский сад, то здесь все коротко и прозаично - необходимость:)
Уважаемая Юлия Викторовна!Спасибо Вам за проникновенные строки! Приятно читать и прочувствовать Ваше эмоциональное состояние! Как - будь то, это я и мои дети! Спасибо за Ваш красивый поэтический слог! Пишите ещё, высказывайте свои мысли на бумаге! У Вас это получается великолепно! Конечно только 5++++!
Юлия Викторовна, с большим интересом прочитала Ваше эссе.И вот что подумала, если Вы в течении семи лет не потеряли этих волнительных ощущений начала рабочего дня, встречи с воспитанниками -это знак. Знак того, что Вы на своем месте и делаете свое дело именно так, как нужно. Нужно и Вам, и Вашим воспитанникам. Удачи и творческих успехов! Продолжайте быть королевой.