Регистрация

«Сейте разумное, доброе, вечное...»: Династия в профессии

  • 8 февраля 2017

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Волшебное перышко»

О педагогической семейной династии Юдиных делится собранным материалом Анастасия Юдина, ученица 6 класса МАОУ СОШ №19 с. Новоипатово, 11 лет, в соавторстве с мамой, Колобовой Людмилой Викторовной (бывшая Юдина), педагогом МАОУ «СОШ №19», с. Новоипатово Сысертского района Свердловской области.

Предисловие

Человек становится Человеком благодаря любви. Сначала благодаря любви тех и к тем, кто дал жизнь, а уж от родителей ниточка любви тянется к отчему дому и краю, где родился и вырос, где посадил свое дерево и возделывал свое поле. Любовь, укрепленная трудом во благо тех, с кем рядом живешь, вырастает в огромное чувство ни с каким другим не сравнимое, неразрывной связи с Родиной.

Это чувство делает нас гордыми – мы понимаем, что нужны своей Отчизне, ибо только наши любовь и труд помогут ей стать богаче и независимее.

Это чувство делает сильными – нас всех, живущих в одной стране, сплачивает обоюдная поддержка.

Это чувство делает нас гуманными – мы готовы отдать свою любовь каждому, нуждающемуся в ней, прийти на помощь без зова, по своему сердечному отклику.

Это чувство делает нас справедливыми и объединяет в борьбе с теми, кто нарушает порядок в нашем общем доме. И это чувство вырастает вместе с нами с детства. Но, чтобы оно выросло в истинно человеческий рост, ему надо помочь расти.

Отчий край – колыбель нашего детства – выводит каждого в большой мир по своей тропе.

Учить трудиться, думать смело,
Шагать – дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души.
Наставникам – стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк –
Мудрейшей изо всех профессий,
Величью званья педагог!

Не случайно в начале моей конкурсной работы стоит это стихотворение. Разговор пойдет о династии учителей средней общеобразовательной школы № 19 села Новоипатово – Юдиных, то есть о моем прадяде, дедушке, бабушке, папе, маме, тёте.

«Всё начиналось с чистого листа…»

Человеческая судьба порой представляется механизмом, который кем-то заведен и пущен. Хочется отыскать «руку», «ключик», которым она заведена. И если рука добрая, неторопливая – гарантия бессрочная. А если злая и равнодушная – сплошные поломки, ремонты, которые всем в копеечку обходятся.

Так чьей же рукой заведен и пущен механизм династии Юдиных? Кто, когда и каким образом положил ей начало?

Я узнала, что все началось в далеком 1914 году, когда в семье простых крестьян Федора и Федосьи Трубниковых родился мальчик Саша. Отец Саши – Федор, попав на фронт во время Первой мировой войны, попал под газовую атаку противника и был после этого демобилизован.

Там, на фронте, оказавшись под влиянием большевиков, слушал их идеи и лозунги, а затем и сам принимал участие в сходках. Конечно, это повлияло на мировоззрение Федора. После демобилизации из царской армии он воюет на стороне Красной Армии и вскоре пропадает без вести. Жену же его Федосью Кузьминовну власть царская не простила за измену мужа, и несколько раз ее пытались расстрелять, но всякий раз Господь Бог приходил на помощь. Жена местного попа сберегла и саму Федосью и ее ребят – Витю, Зою, Лиду и Сашу.

Двое из ребятишек – Лида и Саша получили очень хорошее для того времени – 7 классов – образование, что позволило им поступить и закончить училища. Лиде – медицинское, а Саше – педагогическое в Осе Пермской области.

Свою педагогическую карьеру Александр Федорович начал в Иргише учителем начальных классов. Надо отметить, что всю свою недолгую жизнь он проработал в этой должности, был пионервожатым, все время возился с детьми. Следуя лозунгам коммунистической партии, участвовал в ликвидации безграмотности не только в Иргише, но и в окрестных деревнях, куда он ходил учительствовать.

Обувь была одна на все времена года – лапти, а, как известно, от сорокоградусных морозов такая обувка не спасает. Вот и обморозил себе ноги Александр Федорович. Долго болел, и тут еще одна болезнь пристала – туберкулез. Как он сумел его вылечить – остается загадкой, но сумел и продолжил учительствовать до 1939 года. А в 1939 году в 25 лет его забрали в армию.

Трудные годы наставали для Отчизны…  Фашистская Германия близко уже протянула «руки» к границам Родины, поэтому вместо положенных двух лет военной службы, служил он до 1944 года.

В 1941 году 27 летний мужчина защищал столицу под деревней Крюково. Помните песню:

«…Шел в атаку яростно 41 год…
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились,
Больше нет гранат,
И в живых осталось
Только семеро молодых солдат.
Лейтенант израненный прохрипел: «Вперед!»
У деревни Крюково погибает взвод…»

Не о нем ли сложены слова? Может это он – один из семи? Точно мы не знаем. Все смешалось: небо и земля, свои и чужие, огонь и дым. Стоял кромешный ад… А сколько жизней приняла матушка земля! А Александр выжил, но был сильно ранен. В военной неразберихе родным выслали похоронку. Слезы, горе… 

И …о, чудо! – письмо из госпиталя. Жив!!! Недолго длилось счастье. Снова фронт после выздоровления, снова бой, снова смерть лицом к лицу… Участвуя в боях под Витебском, Александр Федорович погиб…  Шел 1944 год…

И вот Победа! Как долго ее ждали. Мир, счастье и любовь на родной земле! Сестра Александра Федоровича – Зоя еще до войны вышла замуж за Андрея Николаевича Юдина. Родилась в 1941 году дочь Маргарита, а после войны – Нина, и еще спустя три года – сын, которого решили назвать в честь Александра Федоровича – Сашей.

Призвание

Дочка Ниночка, моя тётя, росла слабенькой, но в школу ходила с большой охотой. Активистка, участвовала во многих школьных делах: агитбригада, художественная самодеятельность и т.д. Но самой большой страстью были танцы, особенно русские народные.

В детстве во всех девичьих играх принимал участие ее брат Саша, мой дедушка. И с «парашютом» с крыши сарая прыгали, и в куклы играли (вплоть до 10 класса она и брат до 8 класса), но самая любимая игра – «в голубец». Играли так. Накрывали табурет покрывалом и ставили в темное место. Брали ухват и выгоняли чертей с криками и присказками из-под одеяла. Был случай, что и роль «спасателя» она выполняла. Прыгал Саша по бревнам в воде, поскользнулся и бултых в воду! Еле вытащила бедолагу!

Школу тётя Нина любила. Училась замечательно. Обладая вредным характером, могла и не приготовить уроки, если уже отвечала накануне. Учителя все же любили ее, особенно учительница математики и иностранного языка. Эти предметы давались ей особенно легко.

Однажды летом, плывя на теплоходике, Нина познакомилась с девушкой, которая училась в Осинском педучилище и очень его хвалила. Закончив 8 классов, Нина решила поступить в училище, как когда-то ее дядя Александр Федорович. Складывая книжки в коричневый чемоданчик, взяв деньги у мамы, она отправляется в путь.

Блестяще сдав экзамены по проверке слуха, нотной грамотности и русскому языку, Нина перед последним экзаменом решила прогуляться. Вернувшись, она обнаружила, что ее обокрали. Денег лишь оставалось на дорогу домой и булочку за 3 копейки, а ведь надо было еще платить за общежитие, да и вообще на что-то жить.

Нина Андреевна решает завалить экзамен – математику – по ее любимому предмету, так как иного выхода она не видела. А какой легкий билет достался «Сектор и сегмент», но на все вопросы экзаменаторов Нина упорно отвечала «Не знаю». Комиссия очень удивлялась, предыдущие экзамены на «5», а за этот ей поставили «2». Счастливая, что она поедет домой, Нина выбежала из аудитории. Никто не понимал, почему это завалив экзамен, она такая радостная и веселая. Она вернулась в родной дом.

Закончив 11 классов, тётя Нина едет в город Пермь, поступать в Пермский пединститут на физико-математический факультет. К экзаменам готовиться не стала, ходила в кино, гуляла по городу. Знания ее не подвели, сдав вступительные экзамены на «5» она поступила. Как «богатой» (хотя мама работала санитаркой в больнице, а папа – плотником) ей не дали стипендию и общежитие. После долгих мытарств тётя Нина попадает к тете Дусе и живет у нее два с лишним года. Для тети Дуси Нина стала первой учительницей, т.к. та была безграмотная, ни читать, ни писать, ни считать не умела.

О студенчестве, как и положено любому человеку, Нина Андреевна отзывается с большой теплотой. Еще бы! Туристические походы, студенческие вечера, выступления в художественной самодеятельности. Здесь же она встречает своего будущего мужа.

А дело было так. Учившись к тому времени  уже на третьем курсе, в этот же пединститут на этот же факультет поступил ее брат Саша. А с ним еще один паренек по имени Вова. Саша был транжирой, мог сразу спустить все деньги, которые присылали родители. И поэтому Нина выдавала ему деньги один раз в неделю. В студенчестве кушать хотелось всегда да и другие развлечения требовали денег, а сестра больше, чем положено не давала. Пришлось Саше подговорить Вову съездить к Нине и попросить рубль. Приехав к ней, Вова не обратил внимания на Нину. Чем больше они общались, тем больше нравились друг другу. В 1968 году они поженились.

Попав по распределению в село Русский Сарс, три года работала без своего мужа. Он заканчивал учебу. Отработав вместе еще два года, уехали в село Тауш Чернушенского района этой же Пермской области, где проработали в школе 18 лет.

А Владимир Яковлевич признался, что случайно стал учителем. Дважды он пытался поступить в Пермский университет на математический факультет, но всякий раз не хватало бала. В третий раз из-за подружки решил поступить в Пермский пединститут на физико–математический факультет, конечно, он поступил. Учась в институте, а также после него он активно занимался туризмом и ловлей рыбы.

В 1991 году тётя Нина с мужем и детьми переезжает учительствовать в наше село Новоипатово. Сейчас она уже на пенсии и этой осенью отметила 70 летний юбилей. А дядя Володя продолжает работать в школе, но теперь уже не в качестве  учителя, а инженера по информационным технологиям.

К сожалению, дети Нины Андреевны и Владимира Яковлевича – Саша и Инна – насмотревшись тягот учительской жизни, не выбрали профессию педагога, но племянница – дочь Маргариты Андреевны – Синяева Оксана Анатольевна сочла эту профессию самой лучшей на земле. Родилась она в октябре 1968 года. В школе на протяжении всех лет учебы очень любила свою первую учительницу Нину Ивановну, с которой до сих пор поддерживает дружеские отношения. В школьные годы она мечтала быть врачом, но любовь к детям перевесила: была вожатой, всегда возилась с детьми. После окончания школы, поступив и успешно окончив Челябинский педагогический институт, работает в лингво-гуманитарной гимназии г. Челябинска учителем начальных классов. Гимназия готовит учеников для поступления в медицинский и педагогические институты г. Челябинска.

«Вы – учитель с буквы большой…»

Перейдем к брату тети Нины – Александру. Он родился 11 марта 1949 года. И, как было сказано выше, назван именем Саша в честь своего дяди учителя. Кто же мог подумать, что он пойдет по его стопам.

Дедушке не повезло в том, что в ближайшем его  окружении были одни девчонки. Пеленать кукол, которых сам же и шил, их кормить, учить он научился очень рано. Играл в них где-то до 8 класса, хотя в это время уже ходил драться с парнями улица на улицу, пока кулачные бои не перешли в спортивные игры. С возрастом игры и затеи менялись. В школе у Саши открылся талант организатора. После окончания школы его сразу же пригласили на работу третьим секретарем райкома комсомола.

В детских и школьных мечтах учителем он себя не видел, а хотел быть то военным, то врачом, то геологом, то артистом. И вот после окончания школы предложил ему друг – Валера Панасенко – ехать поступать в пединститут на физико-математический факультет.

Но, как это порой бывает, поехал деда Саша за компанию. Поехал да и поступил. А Валера не прошел по конкурсу, но зато стал впоследствии артистом. Вот так и стал деда на педагогическое поприще. Закончив в 1970 году ПГПИ, по направлению отправился с молодой женой Галиной учительствовать.

Сделаем небольшое отступление и расскажем, откуда в этой истории взялась Галина, моя бабушка. Она родилась 11 сентября 1949 года в селе Коса Коссинского района Пермской области в семье колхозника. Детей было много: семеро. Галя – третий ребенок, родилась слабенькой, думали, не выживет, но желание жить было сильнее. Большая физическая нагрузка ей была не под силу, поэтому косить, грести сено ее не брали, а оставляли домовничать.

В школу ходила девочка с большим удовольствием. До пятого класса училась на «5», а после только на «4» и «5». Учась в школе, Галя со своей подругой – Любой Кузнецовой -  играли в школу, изображали своих учителей. Любимым предметом была математика. После 8 класса Галя хотела поступить в медицинское училище, потому что все ее подруги шли туда, но мама не отпустила. Пришлось ей заканчивать 10 классов. Отзвенел последний звонок, сданы экзамены. Выбрав профессию учителя, Галина поступила в Пермский педагогический институт на физико-математический факультет.

Окончив институт, она поехала на практику в Кишерть Чернушинского района Пермской области. В поезде ехала вместе с подругами и смотрела на красивого, молодого, обаятельного, разговорчивого Александра. Подумала: «Он будет моим мужем». Так и случилось. В июне 1970 года тайно от друзей они поженились. Через год родилась дочь Таня, а еще через полтора месяца Александра забрали в армию. Бабушка Галя осталась одна с маленькой дочкой на руках. Пришлось ей вести уроки за своего мужа. Иначе было нельзя: выпускной класс, выпускные экзамены. Через год вернулся дедушка, и началась жизнь в селе Трун, где они после Кишерти проработали три года.

Трудовую деятельность дедушка начал сразу бурно. Постоянный поиск новых методов работы. Творческая внеклассная работа по математике сочеталась с депутатской деятельностью и актерской (в каком-то роде сбылась детская мечта) в качестве ведущего, а также участника агитбригады.

Закончилась «Чернушинская эпопея» дедушки Саши назначением его директором школы. Вот тут-то и нашла коса на камень. В то советское время, если нужно было что-нибудь для школы, надо было двадцать раз поклониться и большому и малому начальству, чего душа деды не переносит. Кроме того, административная работа очень далека от работы с детьми. Но отказаться от должности директора, сославшись на то, что она тебе не по душе, было невозможно. Поэтому возникает вариант переезда в другую область по семейным обстоятельствам. В Сысерти в то время жила сестра дедушки – Маргарита. И он с семьей попал в Сысертский район. Без трудовой книжки, с отметкой в паспорте, что уволен с работы по собственному желанию, так как ни районное начальство, ни областное заявление ему не подписало.

И вот уже 41 года дедушка Саша  с женой бабушкой Галей работает в Сысертском районе в школе № 19 села Новоипатово.

Вот что говорит бабушка о переезде в Новоипатово: «По сравнению с теми школами, в которых пришлось работать мне, эта была похожа на какой-то сарай». Сначала бабушка Галя не соглашалась, но муж уговорил ее остаться хотя бы на год, а там – видно будет. Первое время она была учителем математики, а потом, в связи с переходом завуча в другую школу, была назначена завучем школы № 19. В 1984 году построили новую школу, а через два года последовало ее назначение на должность директора школы, которым она проработала до 2013 года.

Опыт, высокая профессиональная компетентность, непрерывное самосовершенствование, поиск новых способов влиять на людей, увлекая их делом, свежей идеей – вот слагаемые успеха в работе бабушки. Она до сих пор преподает черчение и химию в нашей школе. Бабушка Галя награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник просвещения».

А дедушка Саша предложил администрации школы свои услуги в качестве пионервожатого. Сборы, походы, смотры, работа экспедиционных отрядов, поездки по городам страны и зарубеж, во всесоюзные пионерские лагеря «Артек», «Орленок» и многое, многое другое наполнили жизнь учащихся. Одиннадцать раз пионерская дружина имени Володи Дубинина школы № 19 была признана правофланговой. За работу с пионерами он отмечался грамотами всех уровней, значком Центрального Совета пионерской организации, ему присвоено звание «Вожатый-методист».

В то же время деда занимался разработкой внеклассных мероприятий по математике. Порой, приезжают в школу на семинар учителя района и видят странную картину: вся школа – от директора до первоклассника танцует… математические танцы. Он мог приехать с дипломатиком в любую школу и провести внеклассное мероприятие по математике с совсем не знакомыми ему детьми любого возраста (в дипломатике материал был для любого возраста). Затем Александр Андреевич занялся выработкой своих методических приемов преподавания математики, делая упор на психологию развития учащегося, его интересы и способности. 

За педагогическую деятельность ему присвоено звание «Старший преподаватель», он награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. В 2004 году дедушка Саша был награжден отраслевым знаком «Почетный работник общего образования».

С 2003 года занимается по областной программе «Родники» -  и все 14 лет подряд школа занимает первое место.  За реализацию программы «Родники» он награждался Почетными грамотами и Благодарственными письмами различного уровня. Самый высокий ранг – это два Благодарственных письма Министерства природных ресурсов Свердловской области за подписью министра А.А. Ястребкова.

В настоящее время дедушка Саша руководит с 2013 года школьным краеведческим музеем.

«Молодым у нас дорога…»

По стопам дедушки и бабушки  пошел мой папа – Юрий. Вся работа родителей была на виду, они и привили любовь к этой профессии. «Я не знаю другой профессии, сразу знал, что буду учителем» - говорит мой папа.

Родился папа 26 мая 1976 года. В детстве часто болел, поэтому, оставаясь один, изучал географию. Он ее до сих пор очень любит,  знает все столицы государств на карте мира. В школе учился до 8 класса на отлично, затем стал ударником. Помимо географии любил биологию и математику. Очень хорошо пел. Одно выступление на конкурсе антифашисткой песни затронуло жюри до глубины души: оно плакало.

Когда пришло время для выбора будущей профессии, он уже знал, что будет учителем. В 1993 году он поступил в Уральский государственный педагогический университет на математический факультет. Как и его родители, считает, что студенчество – замечательный этап жизни. В университетском общежитии он познакомился со своей будущей женой и моей мамой – Людмилой.

Мама Людмила родилась 30 января 1976 года в п. Лосиный Березовского района Свердловской области. В семье до 12 лет росла одна, подружек заменяли куклы. И не потому что, их не было, просто жили на окраине поселка и подружки приходили не часто. В основном играли после школы: в снежки, прыгунки, классики, на портфеле катались с горок. Учась в школе до 9 класса, была отличницей, а 11 классов закончила с одной четверкой. До последнего момента не знала, куда поступить после школы. Дедушка Витя хотел, чтобы она училась в Лесотехнической академии, так как и он сам, и ее бабушка Маша всю свою жизнь посвятили лесу, его защите и охране.

Но подруги выбрали другой ВУЗ – Уральский государственный педагогический университет. Туда и поступила на математический факультет. Через год познакомилась мама с папой Юрой. В 1998 году они поженились. Так сложилось, что мама с папой спустя 10 лет развелись. Но это нисколько не отразилось на мне: я каждые выходные остаюсь в гостях у папы, и мама в дружеских отношениях с папой. А папа Юра теперь уже директор нашей школы, как когда-то бабушка Галя. Мама продолжает работать в школе учителем математики и физики.

Заключение

В представленной конкурсной работе была сделана попытка проследить жизненный путь представителей династии Юдиных.

Я пыталась понять, почему для каждого члена династии профессия оказалось столь привлекательной? Почему в трудное перестроечное время никто не ушел из них из преподавателей? Почему молодые хотят стать педагогами?

Однозначного ответа каждый дать не мог. Кто-то пошел за подружкой, кто-то за компанию. И лишь потом влюбился в профессию. А кто-то сразу знал, что будет учителем.

Папа сказал: «Я стал учителем по примеру родителей, другую профессию я не знал. И никогда не видел себя, занимающимся чем-то другим».

Возможно, я тоже продолжу путь папы или мамы – стану учителем. Мне нравится с младшей сестрой Дианой готовить уроки, учить брата Эмиля писать буквы (он ходит в детский сад) и рисовать палочки и кружочки. А вдруг это и моё призвание? Ответ на вопрос даст время…

Список, используемых материалов: В работе использованы воспоминания Юдина А.А., Юдиной Г.А., Пастуховой Н.А., Пастухова В.Я., Юдина Ю.А., Колобовой (Юдиной) Л.В.

Приложения к конкурсной работе

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)
  • 8 февраля 2017
  • 2717
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Иванова Евгения Владимировна 27.12.2017 в 19:08

С удовольствием прочитала большую работу об учительской династии, посмотрела все фотографии. Конечно, одиннадцатилетней девочке собрать и написать такого объема информацию невозможно. Но мы, родители, бабушки и дедушки, поможем своим маленьким авторам ))) Пройдут годы, а материал сохранится, его будут читать и перечитывать ваши потомки. Здорово!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!