Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»
Номинация «О педагогике – с любовью»
Уголок России
Глушь провинциальная…
Синие туманы…
Сторонка моя дальняя…
Н.А.Николаева
16 лет назад я приехала в село Новоипатово работать в школе учителем математики. Думала, ненадолго здесь задержусь, но осталась навсегда...
Что меня поразило в новоипатовской школе? Краеведческая работа: ей занимались практически все учителя вместе с учениками этой маленькой сельской школы. У себя на родине, в той школе, которую заканчивала я, ничего подобного не было. Может потому, что поселок был основан в 1930 году, а может еще почему, но краеведением ни учителя, ни учащиеся в моей родной школе не занимались.
А здесь ведь есть где развернуться! Село Новоипатово старое, основано еще в далеком 1732 году, как много интересного можно написать! Вот и я увлеклась этой работой – поиском, анализом, написанием рефератов по краеведческой тематике. Благо писать было о чем и о ком. Зачем мне это?
Во-первых. Я приехала в это село гостьей и осталась здесь жить и работать. Хотелось лучше знать и понимать жителей села, хотелось, чтоб они меня приняли – село кержацкое, до 1970 года в нем проживали лишь русские люди. И до сих пор те, кто жили когда-то в селе, возвращаются сюда вновь и вновь, купят дом и остаются жить уже навсегда.
Во-вторых. Это интересно – собирать материал по крупицам из архивных материалов, из давних подшивок газет, но самое главное и важное – знакомиться с прошлым своей малой родины по воспоминаниям старожилов села. Я иначе взглянула на то, что их окружает, внимательнее вгляделась в односельчан, увидела в них незаурядных людей, осознала красоту и величие их труда. И сегодня, и триста лет назад жизнь на селе нелегкая – работа от зари до зари, без выходных и праздников. Каждый односельчанин замечателен по-своему: тот валенки катает, этот одним топором деревянное «кружево» плетет, кто-то половики ткет, кто-то строчит-вышивает, кто-то фотографией занимается, а кто-то церковь восстанавливает… Руки-то какие золотые!
В-третьих. Материал, собранный мной и другими краеведами нашей школы, вселяет надежду на лучшее будущее. Сейчас мы знаем, что никакие революции и реформы не смогли сломить в людях человеческое начало, убить самобытную культуру. И значит – через прошлое в будущее продолжается жизнь. Моя задача сохранить и донести до потомков правду о прошлом и настоящем. Я «ведую край», в котором живу. Эта деятельность производит на меня большое впечатление.
В-четвертых. Вовлекаешь в эту кропотливую работу своих учеников, учишься вместе с ними человеческому опыту у односельчан. Не все учащиеся должны заниматься этой работой, потому как все они разные, и кому-то нравится часами слушать бабушек и дедушек и записывать всё, а кто-то увлечен другим. Но обязательно результат нашего труда представляется на школьных краеведческих конференциях, лучшие работы едут на районную краеведческую конференцию. Рассказывая о своей проделанной работе, ученики испытывают главное чувство – чувство Родины, выраженное в преданности своему селу и людям, которые всегда рядом – своим односельчанам.
В-пятых. Благодаря увлеченным, неравнодушным людям к прошлому, а значит и к настоящему, нашей малой Родины, наши краеведческие работы печатаются. Приятно видеть краеведческую работу, написанную вместе с учеником, напечатанной в книгах, изданных небольшим тиражом.
Книга из серии «Урал. ХХ век»: Деревня – родина нашего детства: Из летописи сысертских деревень/ сост. В.В. Иванова. - Екатеринбург: изд-во «ПАКРУС», 2002г содержит в себе материал о Суминой Александре Васильевне «Одна, но пламенная страсть…» (старейший житель нашего села, учитель, до 2004 года вела в школе фотокружок), который собрали и написали мы вместе с Екатериной Гиздуллиной (фамилия под работой Юдина, т.к. я до 2008 года носила эту фамилию, а с 2009 года стала Колобовой).
«Лики и тайны «земли туманной»»: Летопись города Сысерти. Изд.2-е, испр. и доп. – Екатеринбург, 2006 г. Руководитель проекта В.В. Иванова: включает в себя материал, собранный Гиздуллиной Екатериной и мной «Как рапортовали усатому дьяволу».
Ещё один проект «Столетия у классной доски: история народного образования Сысертского городского округа. – Екатеринбург, 2013. Руководитель проекта В.В. Иванова: содержит в себе:
Помимо перечисленных работ, в фондах школьного краеведческого музея нашей школы хранятся краеведческие работы и других учеников, собранные по крупицам вместе со мной, обработанные и рассказывающие о «Хранительнице фольклора», «Особенностях национальной культуры нерусского населения села Новоипатово», «Национальные блюда татар и башкир села Новоипатово», «Но имя это русское, Сережа…», «Устабика (о мусульманской вере)», «Здравоохранение в Новоипатово: когда? где? кто?».
Прав наш знаменитый земляк Павел Петрович Бажов: «…Мира не узнаешь, не зная края своего».
Краеведение – занятие, дающее мне и ученикам возможность удивлять, а это – основа привычки видеть окружающий мир иным, более пытливым, внимательным взором. Общение с разными людьми развивает навыки и умения задавать вопросы, требующие однозначного ответа. Знакомство с трудными судьбами разных людей удивляет меня и учеников: простой, скромный человек, а какая стойкость души, доброта, отзывчивость, неистребимое желание быть нужным людям.
Родина, родители, родня, родник, народ, род – вот что самое главное, самое дорогое, потому что связано с местом, где ты родился, где рос, бегал босиком, купался в речке, где все-все – твое, напоминает тебе о самом себе, хранит память о том, как ты стал Человеком.
Автор: Колобова Людмила Викторовна, учитель МКОУ СОШ №19 с. Новоипатово Сысертского района Свердловской области, 1 категории, стаж работы 16 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Людмила Викторовна, с каждой работой Вы раскрываетесь с новой стороны. Примите от меня глубокое признание и уважение за работу по краеведению. Это очень сложный, кропотливый труд, требующий много времени, внимания, умения вести поиск, работать с документами. Замечательно, что всему этому Вы учите детей. Очень хочется прочитать, хотя бы фрагмент, из Вашей работы по краеведению, опубликованной в книгах. Вашу публикацию лиричной назвать нельзя, но ее тема претендует на оригинальность. 5.
Спасибо Галина Михайловна! Очень признательна Вам за добрые слова! Если можно, то я приготовлю отрывки из работ "Одна, но пламенная страсть..." (с этой работой я вместе с Орловой Татьяной в 2003 году ездили в Москву для участия Х1 Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ учащихся, участников туристко-краеведческого движения "Отечество" и заняли 2 место, привезли Грамоты и Дипломы) и "Новоипатовцы отличались характером".
Уважаемая Людмила Викторовна, я не на словах, а на деле знаю, как сложно, как хлопотно, но очень интересно заниматься изучением своей малой родины. Если о великом пишут великие, то о небольшом и очень маленьком пишут самые обыкновенные люди, которые, возможно, живут на соседней улице или в одном с тобою дворе. Большое спасибо Вам, за то вовлекаете "в эту кропотливую работу своих учеников, учишься вместе с ними человеческому опыту у односельчан". Уже эта фраза заслуживает 5!!!
Уважаемая Инна Леонидовна! Спасибо за понимание!!! Работа действительно трудна и кропотлива, но интересна! Спасибо!!!
Людмила Викторовна, великим делом занимаетесь, интересно пишите. Низкий поклон и за труды - практические и теоретические - 5+!
Уважаемая Людмила Викторовна, жаль, что пропустила вашу работу во время конкурса. Мне краеведческая тема очень интересна и близка, а тем более Урала, мы с вами - землячки (по крайней мере, 16 лет). В прошлом году с ребятами 7 класса успешно, став лауреатами нескольких конкурсов, сделали исследовательскую работу по творчеству П.П.Бажова. Очень порадовало, что краеведение в вашей школе увлекло учителей разных специальностей. Детям же именно так прививается патриотизм.