Регистрация

Эссе «Воплощение мечты»

  • 13 ноября 2014

Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Пушкарева Елена Юрьевна

«Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию».
А.Франс

Небольшой, ничем не примечательный домик на окраине поселка. В нем живут девочка и бабушка. Бабушка родилась и выросла в трудное время, семья была большая, бедная, порой совсем нечего было есть, – не до учебы. Рано она узнала нищету, горе, пришлось пережить немало. Хотя сама никогда и не училась, к учителям всегда питала особое уважение.

Так уж случилось, что в молодости пришлось работать в деревенской школе, уборщицей. Не раз рассказывала она внучке о людях, выбравших такую нелегкую профессию, удивлялась их мудрости, терпению и такту. Вспоминая какую-нибудь проделку деревенского сорванца, улыбаясь, говорила: «Как же они (учителя) это терпели? Я бы не смогла».

Удобно расположившись у потрескивающей печки и очнувшись от воспоминаний, бабушку задумчиво смотрит на внучку. Девочка рассадила кукол, раздала им тетради, приготовила доску, «позвонила», уверенно вошла в «кабинет» – начался урок.

О чем только не мечтают дети! Кем только они себя не представляют!

С тех пор многое изменилось. Дом, правда, стоит на своем прежнем месте, но нет уже бабушки, выросла, стала взрослой девочкой. Эта девочка – я. Л.Н. Толстой писал: «В мечте есть сторона, которая выше действительности. В действительности есть сторона, которая выше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого. Мне в жизни сильно повезло, я счастливый человек, потому что моя мечта сбылась! Я – учитель!

Я – учитель

Вхожу в класс, начинается урок, на меня устремлены глаза моих учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. Я читаю в их глазах желание открыть мне душу. Я не могу, не имею права обмануть их ожидания. Мой авторитет дорого стоит. Одно неосторожно сказанное слово – тухнет огонек в глазах, пропадает желание слушать, отвечать. Надо снова и снова пытаться завоевывать аудиторию, ведь недаром учителя сравнивают с актером. Во что бы то ни стало я должна превратить их в соучастников своего выступления, выступления, у которого очень важная цель (важнее и быть не может) – учить и воспитывать человека, развивать его ум, эмоции, чувства, кругозор.

О чем я мечтаю? Какими я хочу видеть своих учеников? Как сделать так, чтобы, уходя с урока, дети уносили с собой его частичку, хоть на чуточку становились добрее, отзывчивее, умнее? Каждый раз, идя в класс, задаю себе одни и те же вопросы. Конечного ответа еще нет. Постоянный поиск…Удачи…Разочарования… Снова поиск…

Уж который раз подхожу кабинету, а все равно волнуюсь. Сумею ли я в этот раз вовремя уловить, ощутить настроение класса, смогу ли остаться самой собой, до конца честной, правдивой, смогу ли я донести до них то, что пережила сама, выстрадала, смогу ли я вызвать на откровенный, доверительный разговор? Для учителя нет лучшей похвалы, чем слова: «Сегодня был такой интересный урок». И нет худшего порицания: Урок был какой-то скучный».

«Педагогическая наука имеет удивительную особенность: ее нельзя просто усвоить, ее нужно пережить, ее нужно открыть в самом себе, чтобы постичь суть мастерства педагогического дела», – верно заметил Ш.А. Амонашвили. Мне кажется, чтобы усвоить и пережить, нужно очень любить свою работу, любить детей, нужно быть оптимистом, уметь улыбаться, когда хочется плакать. Что касается этого, то не могу себе представить, кем бы я еще могла быть.

Иногда устанешь, так хочется все бросить. Уйти бы, убежать бы от суеты, постоянных забот и тревог… Но это вечером. А утром выхожу из дома, встречаю улыбки своих учеников, родителей. Отовсюду слышу; «Здравствуйте!» Улыбаюсь в ответ, отвечаю на приветствия. И снова улыбки, снова пожелания здоровья. Уже счастливая и бодрая, полная сил и энергии подхожу к школьному крыльцу, переступаю порог – вчерашней усталости как не бывало, о минутной слабости и вспоминать стыдно.

Вот мой класс, мои дети: добрые, милые, чуткие и отзывчивые. Детские сердца – это неиссякаемый кладезь доброты и чуткости. Они способны все понять и простить. Как же я без них?! Нет, спокойная работа не для меня. Я должна увлечь своих ребят, научить их мыслить. Я должна создать благоприятную обстановку для их творческого развития, помочь им реализовывать свои творческие задатки.

Мой предмет более других способствует формированию идейных и нравственных качеств личности. Дает мне возможность понять, почувствовать душу ребенка, найти то, на что можно опереться, развить, ведь в каждом есть изюминка, неожиданное, глубина. «И каждый читатель как тайна», – сказано у Ахматовой, и как тайна поэтому каждый урок. В нем всегда скрыты и возможности творчества, и возможности необыкновенных озарений. В этой непредсказуемости и состоит, возможно, тайна притягательности нашей профессии.

Урок – это творчество, муки творчества всегда приятны. Урок – это целый мир. Урок – это мой мир.

Урок – это мой мир

Скучна работа учителя, если не чувствуется обратной связи, а она будет возможна лишь в том случае, если я сумею заинтересовать ребят своим предметом, вызову стремление к активному умственному труду, то есть интерес к своему предмету. Что же такое интерес? За всю историю педагогики было найдено множество различных подходов к решению этого вопроса.

Современная педагогическая наука считает, что интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновением и воздействием друг на друга. Интерес положительно влияет на восприятие, память, внимание, мышление. «Кто интересуется предметом, у кого открыты глаза и уши». В состоянии интереса у ребенка возникает подъем всех его сил, повышается его настроение. Значит, моя энергия, мое затраченное на подготовку к уроку время не прошло бесследно.

Если я вижу, что мои ученики готовы преодолевать трудности, препятствия, готовы вместе со мной достигать новые истины, идти к новым открытиям, я от своей работы получаю наслаждение, я могу и дальше просиживать ночи напролет в поисках интересных идей, занимательных упражнений, яркого, эмоционального учебного материала.

Так хочется, чтобы урок был не только познавательным, но интересным, запоминающимся. В любой работе важно начало. Начало урока задает тон, рабочее настроение. Какие вопросы задать, чтобы получить не просто механическое воспроизведение выученного. Часто начинаю урок с «зарядки». Незнайки, побывавшие в классе накануне, не могли справиться с какими – либо заданиями/ найти третье лишнее, отгадать загадку и разобрать слово–ответ, найти нужное словосочетание, вспомнить пословицу...

Мои пятиклассники с удовольствием пытаются им помочь. Если им это удается, довольные и счастливые, они готовы работать дальше. Зарядка может быть и эмоциональной. Начинаю урок с красивого предложения о русском языке, о книге. Заострив внимание на содержании, можно выполнять любые задания по теме. Ребятам очень нравится работать корректорами, находить и исправлять чужие ошибки. Эти ошибки могут быть не только орфографическими, но и логическими, стилистическими, фактическими…

Активизируют мыслительную деятельность задания поискового характера (составить словарик, подобрать слово, заменить одно понятие другим…) Помогают сделать урок интересным и элементы игры. Конечно, играть на каждом уроке, наверное, нельзя, но и забывать об этом не стоит. Для того, чтобы школьники с интересом ждали урока, чтобы им хотелось следить за происходящим в классе, стараюсь как то разнообразить учебный материал, на каждый урок найти что то новое.

Урок подходит к концу. Вроде бы все удалось. Но замечаю в глазах учеников усталость. На помощь может прийти шутка. Сами по себе правила ничего смешного не содержат, но можно подобрать примеры, вызывающие улыбку. Юмор помогает бороться с ошибками (неправильное употребление слова, неправильно построенная фраза, неправильно поставленные знаки препинания…). Юмор помогает понять, запомнить, главное, полюбить предмет.

Можно ли сделать урок интересным? Можно! Главное – это желание учителя.

Нам, учителям словесникам, важен эмоциональный отклик. Здесь большую роль играет слово учителя. «Слово – это нечто вроде мостика, по которому наука переходит в искусство, мастерство». Слово облегчает горе, рассеивает сомнения, внушает радость, успокаивает. «Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь». В слове должна трепетать, волноваться, ликовать и возмущаться живая человеческая страсть. Слово будит фантазию и чувства. Без этого уроки русского языка и литературы невозможны. Опять же, все зависит от творчества самого учителя. Значит, надо стараться творить по мере своих сил…

Творить по мере своих сил…

Много сил и энергии отдается детям. Вольно или невольно мы воспитываем их по своему подобию. Дети – наше зеркало. Хочется, посмотрев его, остаться довольным.

Десятки, сотни «почему» и «как» окружают нас каждый день. Далеко не всегда удается на них ответить. Иногда не хватает времени, иногда сил, иногда еще чего-то еще. Формируя «Я» ребенка, основу основ его личности, мы готовим и его взрослую жизнь, и его старость. Дети, даже став взрослыми, всегда для нас останутся детьми. Значит, мы всегда в ответе за них: за то, чему научили, и за то, чему не научили. Как хорошо сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вот уж поистине – это великий лозунг учительской жизни, учительской работы. Все мы, значит, и я, всю жизнь ответственны за наших людей.

Автор: Пушкарева Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 27 пгт Смоляниново Шкотовского муниципального района Приморского края.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 18)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Горбань Галина Михайловна 13.11.2014 в 13:36

Уважаемая Елена Юрьевна, работа Ваша интересная. Особенно начало: образно, живо, как фильм смотришь. Как-то незаметно (для меня незаметно) у Вас изменился стиль письма: появилось больше общих фраз, "кадры" фильма стерлись, началась проза. Понравилось деление текста подзаголовками, вовремя, по теме, логично. Но окончание текста, по моему мнению, "проигрывает" началу. Елена Юрьевна, это мое субъективное мнение, и я не филолог, я по образованию учитель начальных классов, возможно, в профессиональном плавне, я не права.

Ольга Витальевна 13.11.2014 в 15:00

Уважаемая Елена Юрьевна, интересная работа получилась. Очень много мы узнали о Вас, о воплощении мечты. Хотелось, чтобы и концовка была как-то связана с мечтой. Спасибо Вам.

Карпова Татьяна Вячеславовна 13.11.2014 в 21:37

Уважаемая Елена Юрьевна, я, пожалуй, соглашусь с коллегами. Мне кажется, концовка, и довольно сильная, состоялась на один абзац раньше. Здесь будто бы все закончено и достаточно эмоционально.
Вашу работу было интересно читать: и потому что я ваша коллега, и потому что хорошим языком изложено.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!