Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»
Номинация «О педагогике – с любовью»
«В каждом человеке – Солнце,
так дайте ж ему светить…»
(Сократ).
Фраза, написанная великим древнегреческим философом, актуальна и в наши дни, особенно для тех, кто работает с детьми.
Ежедневные заботы и проблемы взрослых, часто отодвигают на второй план проблемы детей, которые нуждаются в любви, внимании, уходе, заботе, и (пусть не осознано) в ежедневном кропотливом воспитании. Работа и воспитание уходят на второй план, семейные проблемы и воспитание – на третий план, а ведь ребенок остается ребенком со своими вопросами, порой, «безвыходными» ситуациями.
И он выходит на путь поиска: кто решит его проблемы? Кто займет место наставника, готового ответить на все вопросы? Вариантов много: школа, центры детского творчества, клубы по интересам, молодежные объединения, «улица». Хочется верить, что путаясь в сплетение «дорог», подросток встретит педагога – неравнодушного, умного, готового понять и помочь и его индивидуальному развитию, и становлению личности, и возможности самореализации, и инициативности.
Ребенок, начиная с детского возраста, учится задавать вопросы об окружающем мире, с любопытством изучает протекающие процессы, поглощает и «перерабатывает» огромное количество информации, прослеживает причинно-следственные связи, которым в последствие пытается дать логическое обоснование. Также, люди в раннем возрасте обладают великолепной памятью, что позволяет им анализировать и распоряжаться полученными знаниями.
Получается, что каждый ребенок, «попадая» в руки педагога, вместе с собой несет определенный груз знаний и умений, а также отражение морально-социально-бытовых условий своей семьи (к сожалению, и отрицательных тоже). Как правильно воспользоваться детским «багажом» знаний? Как не навредить и выбрать правильный путь?
Многие из нас не раз слышали фразу, что неталантливых детей не бывает, только в каждом из них надо рассмотреть то самое зернышко, крупиночку творческой и умственной индивидуальности. И не важно, из какой семьи этот ребенок, какой социальный статус его родителей. Главное – это ребенок, который чувственно относится и, словно губка, впитывает добро, понимание, уважение со стороны педагога, впрочем, что и подтверждает основной тезис Сократа, который гласит, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра.
Обычные дети – это «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, а значит свое Солнце, которое может согревать своим теплом окружающих, тем самым дарить радость людям и удовлетворять собственные потребности. И в этом я вижу основную цель работы педагога – формирование зрелой потребности и способности для реализации творческих возможностей каждого ребенка. Наша задача научить маленького человечка, входящего в мир противоречий, оставаться самим собой, не останавливаться на достигнутом, познавать, всякий раз открывая новые миры непознанного.
Человек, познавший в детстве лучшие человеческие качества (доброту, любовь, заботу), во взрослой жизни применит их на практике, и обязательно откроет новые маленькие «солнышки», которые продолжат лучшие традиции человечества.
Автор: Пономарева Инна Леонидовна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории МКОУ ДОД ЦДТ, с. Грачевка, Грачевского района Ставропольского края. Педагогический стаж 14 лет. Обладатель дипломов II степени краевого конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», международного конкурса «Сердца отдаем детям».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Инна Леонидовна, какие глубокие размышления и очень жизненные. Удачи вам, и от меня 5.
Спасибо за оценку и комментарий к работе. В своей работе мне хотелось рассказать о роли педагога дополнительного образования в современной системе образования.
Уважаемая Инна Леонидовна, понравилось Ваше эссе. Притягивает внимание и не отпускает искренняя забота о детях. Ваше произведение наполнено добротой. В мире так не хватает доброты, так что Вы, как никогда, очень вовремя напомнили нам об этом. Суета и быт быстро затягивают, Вы "выдернули меня из этого болота". Спасибо. 5.
Спасибо за комментарий, за добрые слова. В работе педагога, особенно педагога дополнительного образования, по другому быть и не может. В детских объединениях, руководителем которых я являюсь, занимается более пятидесяти детей в возрасте от 9 до 17 лет. Это ребята из семей разных социальных статусов, разных национальностей, разного уровня подготовки, от отличников до тех, кто едва вытягивает на тройку. Все они талантливы по-своему, только надо дать им возможность найти свое творческое Я и поверить в свои силы.
Инна Леонидовна! Очень глубокие размышления, понравилось ваше эссе! успехов вам в творчестве мои 5 баллов !!!
Ирина Леонидовна, если каждый воспитатель и учитель разделит Ваше мнение и воплотит его в жизнь, я думаю мир станет светлее вокруг. Эио я говорю как родитель. Добра вам в жизни и успехов в труде. от меня Вам 5!
Здравствуйте,Инна Леонидовна!К сожалению,не смогла уловить "красную нить" Ваших размышлений (в чём,собственно,скорее виню себя).Не знаю,считать ли моё мнение комментарием или дополнением - но меня всегда удивляет - а где родители? Перефразируя высказывание sna07 - "если каждый родитель воплотит его в жизнь-мир точно станет светлее!"
Уважаемая, Любовь Владимировна, спасибо за Ваше мнение. Для меня ценен каждый комментарий, так как это дает возможность посмотреть на свою работу с другой стороны. А на вопрос "... где родители?" трудно ответить. Свою работу я писала глядя на ребят, с которыми я общаюсь ежедневно. К большому сожалению, среди них есть те, которые никогда не смогут ответить на вопрос о родителях, поэтому настоящей отдушиной для них стало детское объединение, так как здесь у ребят есть возможность заниматься любимым делом, а главное - есть настоящие и понимающие друзья.
Уважаемая Инна Леонидовна! На Вас, как на педагоге дополнительного образования, лежит огромная ответственность в первую очередь за так называемых трудных детей. По сути Вы для них тот родитель, который и научит Доброте и раскроет все лучики Солнышка, чтобы оно светило ярко и радостно. Вы заслуживаете самого искреннего восхищения и 5!!! Творческих успехов!
Мысль о том, что ребенок учится любить, если его любят, а ненавидеть, если его ненавидят, и т.п. хорошо известна в педагогике. Важно не забывать об этом в буднях трудовой деятельности. Спасибо за важное напоминание и поздравляю со званием лауреата!