Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»
Современная казахстанская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Не обошел этот процесс и сферу дополнительного образования.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г.г. подчеркивается, что организяциям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Роль дополнительного образования в развитии личности неоспорима. В системе образования современного Казахстана ему отведено своё значимое место. Дополнительное образование сегодня стало важным и неотъемлемым компонентом общего среднего образования. Отсутствие дополнительного образования не может быть компенсировано использованием других источников образования. Оно помогает решить проблему формирования свободной, творчески-индивидуальной, практической личности, способной к индивидуальному самоопределению, самообразованию и саморазвитию. А так же в значительной мере способствует профессиональной ориентации учащихся в жизненном пространстве.
Задача современного образования – создать ребенку «социальную ситуацию развития» среду общения, поле деятельности, поддержка и развитие творчества детей. Занятия в кружках организаций дополнительного образования, деятельность ребенка ориентированы на развитие интеллекта и творчества, создание базы, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения и развития детей. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведения.
Чтобы максимально приблизить педагогический процесс к достижениям современной науки педагог дополнительного образования должен систематически расширять свои познания, приводить в систему разрозненные факты, знакомиться со специальной литературой по своей специальности, принимать активное участие в научно-исследовательской и научно-методической работе. Общеизвестно, что современный педагог, не ведущий на необходимом уровне исследовательской работы, не может готовить специалистов, способных заниматься наукой или научно-обоснованной практической деятельностью.
Современный педагог должен уметь подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований и методических разработок, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований.
Большинство методических исследований не может обходиться без использования специализированных средств обработки и представления информации. Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть компьютером, активно внедрять ИКТ в процесс обучения.
Электронная почта, научные теле- и видеоконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемыми инструментами научно-исследовательской деятельности современного педагога.
Педагог 21 века – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек – творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Хочется верить, что в скором времени каждый желающий педагог будет иметь возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей и вести диалог с ними. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставил перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический «город солнца». Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос «Педагог в современном мире». Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления педагога новой формации, а когда он появится – не забудем поддержать его.
Автор: Кузьмина Алла Владимировна, педагог дополнительного образования, КГКП «Дворец школьников», Республика Казахстан, Карагандинская область, город Балхаш. Стаж работы 19 лет, первая категория.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Алла Владимировна, Вашему произведению больше подходит жанр "доклад", если такой жанр вообще существует. Мысли хорошие, правильные, я всецело их разделяю и поддерживаю, но как-то очень уж безлико и официально. Это мое личное мнение и я ни в коем случае не желаю Вас обидеть.