Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2013»
Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует, научатся ли они жить в коллективе, общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими.
Мы хотим, чтобы они были воспитаны, благородны и обаятельны. А главное – послушны! Непослушный ребенок – настоящее бедствие. (Так мы часто думаем.)
Упрямый, избалованный, настырный – так мы говорим о «плохом» ребенке. И как тяжкий грех мы расцениваем право ребенка на свое мнение: «Какой ужас! Он высказывает свое мнение!» Он интересуется жизнью взрослых, их проблемами, увлечениями и занятиями... Разве это плохо?
А отчаянный крик или безудержный плач младенца, у которого отобрали молоток или ножницы из страха за его здоровье? Не лучше ли не вызывать страх, а преподать первый урок мастерства?
Возглас «Я большой!» звучит как мольба. Это утверждение своего места в жизни. Это утверждение своего права на жизнь, а не на существование. Вспоминаются великие люди, которые в детстве не были паиньками (что известно из их биографий):
«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». И. В. Гете.
«Человек рожден не только для того, чтобы удобрять почву». Леонардо да Винчи.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что люди, которых мы с вами называем «маленькие дети», категорически с этим не согласны; более того, они убеждены, что все могут сами. Восприятие, чувства, эмоции, интуиция – все это наиболее сильно проявляется в раннем детстве. Согласитесь: чем старше становится человек, тем больше равнодушия и безразличия в его сердце. Взрослых почти ничто не удивляет, а радость доставляют совсем иные, «взрослые», ценности.
Свет утреннего солнца, брызги водопада, шелест травы, аромат воздуха и цветов – редкость в сокровищнице взрослых драгоценностей. А у детей они на первом месте. Наблюдая, подолгу созерцая различные явления Природы, дети читают, не боюсь этих слов, книгу жизни, познают законыбытия и соизмеряют с ними атмосферу в доме среди взрослых.
Малышу не придется быть упрямым, грубым и дерзким,если мама и папа стараются его понимать, а самим становиться лучше и чище; а значит с зрения ребенка – быть более терпеливыми, добрыми, умеющими прощать и понимать, а самое главное – верить в то, что их ребенок родился, чтобы сделать этот мир добрее и радостнее.
Помните, что у каждого человека, большого или маленького (тем более маленького), свой огромный внутренний мир, свой, индивидуальный, неповторимый... И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, мы прежде всего должны ясно представлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребенка, какую «погоду» создают в нем: теплый ветерок, ласковое солнышко или мягкий снежок. Упаси нас Бог от плохого влияния на «погоду» внутреннего мира, не надо превращать ее в смерч, ураганы, землетрясения...
Здесь уместно привести один пример. Из жизни растений. В растительном мире, который, на первый взгляд, кажется мирным и кротким, исполненным духа послушания и безмолвным, на самом деле царит возмущение против судьбы. Ведь самый главный питательный орган растения – корень – приковывает его почве. Самым тяжелым для растений закон, осуждающий их на неподвижность – от рождения досмерти. Наверно, поэтому растения лучше нас знают, против чего направить свое возмущение, не разбрасываясь, подобно нам. И энергия этой idee fixe, которая возникает из мрака корней, чтобы окрепнуть и распуститься в цветке, представляет собой несравненное зрелище.
Вся она выражается в одном неизменном порыве – в стремлении победить роковую тяжесть глубины, обмануть, преступить, обойти несправедливый закон, вырваться на волю, раздобыть крылья, убежать из плена как можно дальше, победить пространство, дотянуться до другого царства, проникнуть в мир движущийсяи оживленный...
Мы говорим: «Дети – цветы жизни». И если все, что вы сейчас прочитали, соотнести с ребенком, то получится описание Его внутреннего мира. Не правда ли?
… Цветок дает человеку удивительный пример непокорности, мужества, неутомимости и находчивости: «Углубившись в землю, корень цветка наткнулся на подошву старого башмака. Чтобы проникнуть через это препятствие, которое он, без сомнения, первый в роде нашел на своем пути, корень разделился на столько отростков, сколько было отверстий от башмачных гвоздей, а пройдя через препятствие, снова соединил и срастил все разделившиеся нити, образуя единый и цельный стержень» .
Сама природа наглядно и убедительно учит нас: смысл существования всего живого на земле – это постоянное, неутомимое движение кболее совершенному от поколения к поколению, требующее находчивости, оптимизма, воли и дерзновения.
Нашим детям станет легко быть послушными, если мы, взрослые (родители, воспитатели, учителя, врачи) будем требовательны в первую очередь к себе, будем чаще смотреть на себя со стороны и будем следовать высоким идеалам не на словах, а на деле, если мы будем жить на основе вечных общечеловеческих ценностей: любви, честности, преданности, добра, совести, жертвенности и служении Общему Благу.
Но мы далеко не такие, и не так часто встретишь счастливых и довольных собой людей. А теперь представьте на минутку, что все дети мира — всегда, всегда, всегда — слушаются своих родителей и точь-в-точь выполняют их указы и приказы. Мир сошел бы с ума от однообразия и скуки. Век за веком происходило бы одно и то же. Это напоминало бы общество нераскрытых бутонов.
На плечи современных воспитателей, родителей и учителей выпала нелегкая доля — воспитывать детей не просто нового поколения, но и нового века и тысячелетия. Сегодня мы много говорим о кризисе в образовании и воспитании. Возможно, причина кроется и в том, что мы опять-таки сравниваем свое детство и их, свое воспитание и их. Но время не повернуть вспять, как и не изменить течение реки.
Может быть, стоит собраться в дорогу, запастись вековой мудростью, чистотой открытого сердца и широко раскрытыми глазами ребенка – и в Путь! Радуясь всем встречам с новыми, смелыми и таинственными незнакомцами, помня, что «дети — цветы жизни» и нужно окружить их Солнечною радостью сердца...
Автор: Вахитова Глюся Гаптельнуровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Радуга» п.г.т. Кукмор, Республика Татарстан. Победитель муниципального этапа конкурса «Воспитатель года» 2005 г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая, Глюся Гаптельнуровна! Действительно , а если бы все дети были одинаково послушными и уравновешенными, умненькими и разумненькими - тогда и ПЕДАГОГИКА была бы ни к чему! Но ведь нам как раз и запоминаются на всю жизнь дети, которые отличались от других поведением или иными необыкновенными способностями! В этой жизни нужно не бояться быть собой и МЫ должны научить этому детей. Спасибо за Ваши размышления! Приглашаю на свою страничку. От меня в Вашу копилку +5! Удачи!
Уважаемая Глюся Гаптельнуровна! Понятны и близки Ваши размышления о самодостаточном внутреннем мире ребёнка, его праве быть самим собой. Как часто мы, взрослые, об этом забываем! А педагогу, в особенности, нужно быть мудрым человеком, чтоб не сломать хрупкий росток детского самоутверждения в жизни. Спасибо за толчок к размышлению, ко взгляду "в себя". 5. Желаю удачи в конкурсе!
Уважаемая Глюся Гаптельнуровна!
Я как вы считаю, что ребенок должен стать творцом своей деятельности. Поэтому необходимо строить воспитание и обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль будет более деятельной, а результат более радостным.
От меня Вам+5! Спасибо!
Уважаемая Глюся Гаптельнуровна!
В Вашем эссе много интересных мыслей, которые зовут " собраться в дорогу, запастись вековой мудростью", подумать над своим предназначением. ребенок в Вашем мире - величина самая значительная.
Удач Вам в работе и конкурсах!
Уважаемая Глюся Гаптельнуровна! Что же получается: проблема отцов и детей была актуальна во все времена. Волнует она нас и сегодня. Родители по-прежнему осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, порой отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением.Замечательные мысли. Удачи вам в конкурсе 5+ однозначно.