Регистрация

Первые шаги ребенка в общество

  • 26 сентября 2013

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2013»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Вахитова Глюся Гаптельнуровна

Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует, научатся ли они жить в коллективе, общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими.

Мы хотим, чтобы они были воспи­таны, благородны и обаятельны. А главное – послушны! Непослушный ребенок – настоящее бедствие. (Так мы часто думаем.)

Упрямый, избалованный, настыр­ный – так мы говорим о «плохом» ребенке. И как тяжкий грех мы расцениваем право ребенка на свое мнение: «Какой ужас! Он высказывает свое мнение!» Он интересуется жиз­нью взрослых, их проблемами, увле­чениями и занятиями... Разве это плохо?

А отчаянный крик или безудержный плач младенца, у которого отобрали молоток или ножницы из страха за его здоровье? Не лучше ли не вызы­вать страх, а преподать первый урок мастерства?

Возглас «Я большой!» звучит как мольба. Это утверждение своего места в жизни. Это утверждение своего права на жизнь, а не на существова­ние. Вспоминаются великие люди, кото­рые в детстве не были паиньками (что известно из их биографий):

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». И. В. Гете.

«Человек рожден не только для того, чтобы удобрять почву». Леонардо да Винчи.

Мое глубокое убеждение состоит в том, что люди, которых мы с вами называем «маленькие дети», категори­чески с этим не согласны; более того, они убеждены, что все могут сами. Восприятие, чувства, эмоции, интуи­ция – все это наиболее сильно проявляется в раннем детстве. Согла­ситесь: чем старше становится чело­век, тем больше равнодушия и без­различия в его сердце. Взрослых почти ничто не удивляет, а радость доставляют совсем иные, «взрослые», ценности.

Свет утреннего солнца, брызги во­допада, шелест травы, аромат воздуха и цветов – редкость в сокровищнице взрослых драгоценностей. А у детей они на первом месте. Наблюдая, подолгу созерцая различные явления Природы, дети читают, не боюсь этих слов, книгу жизни, познают законыбытия и соизмеряют с ними атмосфе­ру в доме среди взрослых.

Малышу не придется быть упрямым, грубым и дерзким,если мама и папа стараются его понимать, а самим становиться лучше и чище; а значит с зрения ребенка – быть более терпеливыми, добрыми, умеющими прощать и понимать, а самое главное – верить в то, что их ребенок родился, чтобы сделать этот мир добрее и радостнее.

Помните, что у каждого человека, большого или маленького (тем более маленького), свой огром­ный внутренний мир, свой, индиви­дуальный, неповторимый... И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэ­тому, занимаясь воспитанием и раз­витием детей, а тем более обучением, мы прежде всего должны ясно пред­ставлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребенка, какую «погоду» создают в нем: теплый ветерок, ласковое сол­нышко или мягкий снежок. Упаси нас Бог от плохого влияния на «погоду» внутреннего мира, не надо превращать ее в смерч, ураганы, землетрясения...

Здесь уместно привести один пример. Из жизни растений. В расти­тельном мире, который, на первый взгляд, кажется мирным и кротким, исполненным духа послушания и без­молвным, на самом деле царит возму­щение против судьбы. Ведь самый главный питательный орган растения – корень – приковывает его почве. Самым тяжелым для растений закон, осуждающий их на неподвижность – от рождения досмерти. Наверно, поэтому растения лучше нас знают, против чего направить свое возмущение, не разбрасываясь, подобно нам. И энергия этой idee fixe, которая возникает из мрака корней, чтобы окрепнуть и распуститься в цветке, представляет собой несравненное зрелище.

Вся она выражается в одном неизменном порыве – в стремлении победить роковую тяжесть глубины, обмануть, преступить, обойти несправедливый закон, вырваться на волю, раздобыть крылья, убежать из плена как можно дальше, победить пространство, дотянуться до другого царства, проникнуть в мир движущийсяи оживленный...

Мы говорим: «Дети – цветы жизни». И если все, что вы сейчас прочитали, соотнести с ребенком, то получится описание Его внутреннего мира. Не правда ли?

… Цветок дает человеку удивительный пример непокорности, мужества, неутомимости и находчивости: «Углубившись в землю, корень цветка наткнулся на подошву старого башмака. Чтобы проникнуть через это препятствие, которое он, без сомнения, первый в роде нашел на своем пути, корень разделился на столько отростков, сколько было отверстий от башмачных гвоздей, а пройдя через препятствие, снова соединил и срастил все разделившиеся нити, образуя еди­ный и цельный стержень» .

Сама природа наглядно и убеди­тельно учит нас: смысл существова­ния всего живого на земле – это постоянное, неутомимое движение кболее совершенному от поколения к поколению, требующее находчивости, оптимизма, воли и дерзновения.

Нашим детям станет легко быть послушными, если мы, взрослые (ро­дители, воспитатели, учителя, врачи) будем требовательны в первую оче­редь к себе, будем чаще смотреть на себя со стороны и будем следовать высоким идеалам не на словах, а на деле, если мы будем жить на основе вечных общечеловеческих ценностей: любви, честности, преданности, добра, совести, жертвенности и слу­жении Общему Благу.

Но мы далеко не такие, и не так часто встретишь счастливых и доволь­ных собой людей. А теперь представь­те на минутку, что все дети мира — всегда, всегда, всегда — слушаются своих родителей и точь-в-точь выпол­няют их указы и приказы. Мир сошел бы с ума от однообразия и скуки. Век за веком происходило бы одно и то же. Это напоминало бы общество нераскрытых бутонов.

На плечи современных воспитате­лей, родителей и учителей выпала нелегкая доля — воспитывать детей не просто нового поколения, но и нового века и тысячелетия. Сегодня мы много говорим о кризисе в образовании и воспитании. Возмож­но, причина кроется и в том, что мы опять-таки сравниваем свое детство и их, свое воспитание и их. Но время не повернуть вспять, как и не изме­нить течение реки.

Может быть, стоит собраться в дорогу, запастись вековой мудростью, чистотой открытого серд­ца и широко раскрытыми глазами ребенка – и в Путь! Радуясь всем встречам с новыми, смелыми и таинственными незнакомцами, помня, что «дети — цветы жизни» и нужно окружить их Солнечною радостью сердца... 

Автор: Вахитова Глюся Гаптельнуровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Радуга» п.г.т. Кукмор, Республика Татарстан. Победитель муниципального этапа конкурса «Воспитатель года» 2005 г.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 22)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Рудакова Нина Николаевна 26.09.2013 в 20:25

Уважаемая, Глюся Гаптельнуровна! Действительно , а если бы все дети были одинаково послушными и уравновешенными, умненькими и разумненькими - тогда и ПЕДАГОГИКА была бы ни к чему! Но ведь нам как раз и запоминаются на всю жизнь дети, которые отличались от других поведением или иными необыкновенными способностями! В этой жизни нужно не бояться быть собой и МЫ должны научить этому детей. Спасибо за Ваши размышления! Приглашаю на свою страничку. От меня в Вашу копилку +5! Удачи!

Виолетта Николаевна 27.09.2013 в 02:25

Уважаемая Глюся Гаптельнуровна! Понятны и близки Ваши размышления о самодостаточном внутреннем мире ребёнка, его праве быть самим собой. Как часто мы, взрослые, об этом забываем! А педагогу, в особенности, нужно быть мудрым человеком, чтоб не сломать хрупкий росток детского самоутверждения в жизни. Спасибо за толчок к размышлению, ко взгляду "в себя". 5. Желаю удачи в конкурсе!

Глюся Гаптельнуровна 27.09.2013 в 08:33

Уважаемая Глюся Гаптельнуровна!
Я как вы считаю, что ребенок должен стать творцом своей деятельности. Поэтому необходимо строить воспитание и обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль будет более деятельной, а результат более радостным.
От меня Вам+5! Спасибо!

Наталья Николаевна 28.09.2013 в 19:32

Уважаемая Глюся Гаптельнуровна!
В Вашем эссе много интересных мыслей, которые зовут " собраться в дорогу, запастись вековой мудростью", подумать над своим предназначением. ребенок в Вашем мире - величина самая значительная.
Удач Вам в работе и конкурсах!

Екатерина Александровна 30.09.2013 в 13:06

Уважаемая Глюся Гаптельнуровна! Что же получается: проблема отцов и детей была актуальна во все времена. Волнует она нас и сегодня. Родители по-прежнему осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, порой отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением.Замечательные мысли. Удачи вам в конкурсе 5+ однозначно.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!