Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2013»
Работаю в школе 26 лет, все эти годы являюсь классным руководителем. Дети, о которых пишу, – мои сегодняшние ученики, они пришли ко мне пятиклассниками.
«История нашей любви» – так называется моё эссе. Конечно, это не вся история, об этом можно писать книгу, здесь же я рассказала не столько ЧТО происходило у нас, сколько КАК происходило.
Быть классным руководителем – замечательно! Бесценно чувство единения с детьми. Но чтобы это произошло, надо видеть, понимать, трудиться. Об этом моё эссе.
Они уже почти взрослые, мои дети. Десятиклассники… Но я хорошо помню, как всё начиналось. Класс, как меня уверяли, благополучный. Так оно и оказалось. Родители – серьёзные, внимательные, дети – дисциплинированные. За таким внешним благополучием скрывалось… недоверие к учителю. Педагог в их представлении – некая карающая сила, которой, хочешь – не хочешь, надо подчиняться. О том, что общение может быть взаимно интересным, душевным, они, похоже, и не представляли.
Помню лапту в 5 классе. Дети из параллельного класса, проигрывая, бежали к своему классному руководителю. Мои молча переживали неудачу поодаль от меня. А на уроках литературы… разговаривать не хотели категорически, только выученное из учебника. На переменах тихонько обсуждали свои дела, а я в одиночестве сидела за столом. И при всём этом они хорошо ко мне относились! Вот такой мне достался класс…
Перелом в наших отношениях начался с ревности! Причём это не было педагогическим приёмом, всё произошло само собой. «А с 5 «В» Вы совсем по-другому разговариваете», – как-то обиженно сказала Даша. Милый ребёнок! Не по-другому разговариваю, а просто РАЗГОВАРИВАЮ! Но так, конечно, не могла сказать, просто отшутилась. И я уже не сидела в одиночестве, они подходили и стояли рядом, чаще молча, но уже чувствовалось, что им хочется быть со мной, они просто ещё не верили, что мне может быть с ними интересно.
Тогда мы развернули бурную классную деятельность. Походы (шли все!), совместные выпуски газет, классные праздники. Всё это им очень нравилось, но до полного доверия было ещё далеко. Однажды мы вместе рисовали стенгазету, и Настя сказала: « Вот Ольгу Николаевну сразу видно: какая она, а Вас – нет». Не внезапно сказала, к слову. Что-то мы говорили о характерах людей в общем. Так вот что им было неясно! Они не могли уложить в своей голове, как сочетается моя требовательность к ним с моей же мягкостью. И вообще, может ли такое сочетаться?
И тогда я пошла ва-банк. Они должны были увидеть не только мою силу, но и мои слабости. Когда я первый раз сказала: «Не знаю, какое решение принять, давайте посоветуемся…», – в глазах детей заметалось изумление, а потом началось бурное обсуждение. Остановились, в конце концов, на моём варианте, но всеми он воспринялся как общий. Не стеснялась им рассказывать о своих ошибках и видела, что от этого мой авторитет только растёт.
Дети есть дети. И какими бы дисциплинированными они ни были, шалить любят все. И мои «отличились» на школьном мероприятии. Шумели, невнимательно слушали. Конечно, они ожидали наказания. А я начала по-другому. Захожу в класс, сидят, потупившись. «У всех вас, конечно, есть родители, – говорю им, – и вы стараетесь их не огорчать, я уверена в этом, но вы ещё и мои дети, а сегодня мне было очень стыдно. Я просто не знала, куда себя деть от стыда. В следующий раз, когда вам захочется порезвиться, просто подумайте об этом…».
Они подняли головы, и снова в глазах – изумление. Они не были к этому готовы! Готовы были к тому, что буду сердиться, отчитывать, накажу, а я – огорчилась. И они увидели, что это правда. Детей ведь не обманешь. Никогда я не считала лишним сказать, что хочу гордиться ими. И кстати, в тот день очень ненавязчиво прошла беседа о том, что польза не только в развлекательных мероприятиях, но и в таких, где нужно слушать и вникать… Они потом развеселились и стали называть меня многодетной мамой, ну а я не стала этого отрицать.
Ещё одна проблема у нас была: мы часто проигрывали в спорте. Не было командного духа. И с этим мы справились. И мой класс, далеко не самый спортивный, стал побеждать. Лёд был сломан, они поверили в меня безоговорочно. Может, не со всеми, но многими проблемами они шли ко мне. И школьными, и домашними. «Надо поговорить», – эта фраза стала звучать всё чаще. А ещё, что очень ценно: «А как думаете Вы?». И уж здесь надо было быть предельно искренним. Скажете, нарисовала идиллию. Нет. Это история нашей любви. Взаимной.
К девятому классу они стали чуткими и внимательными к моему самочувствию. И прощали мне, когда я горячилась, а такой недостаток у меня есть. Прощали, как прощают родителям, зная, что те их всё равно любят. И на выпускном в девятом классе я получила двадцать признаний…
Многие из класса идут в 10-й. И я знаю, что в сентябре мы встретимся как единомышленники, да и просто скучаю по ним, таким весёлым, озорным умничкам! И ещё впереди встреча с новыми детьми и родителями, как всегда в 10-м классе. Хочется, чтобы сохранилось самое главное: доверие и понимание. И я постараюсь… Очень постараюсь…
Автор: Попова Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2» Благовещенского района Алтайского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Нина Михайловна, Вы - решительный человек. Не каждый осмелиться публично высказаться о глубоко личном. Спасибо за доверие. 5.
Спасибо за отклик! Мне кажется, что-то подобное происходит у каждого. И я просто рассказала об этом...
Спасибо за искренность Всего вам самого хорошего! Читала со слезами на глазах.
Уважаемая Нина Михайловна! Как хорошо, что детские сердца тянутся и открываются чуткому, доброму, любящему сердцу учителя! Успехов Вам!
Уважаемая Нина Михайловна! Я была бы очень рада, если мои малыши после начальной школы попадали в руки таких классных руководителей. Удачи вам в конкурсе!
Уважаемая Нина Михайловна!
Рада за Вас и Ваших детей, хорошо бы, чтобы все классные руководители так чувствовали своих детей!
Удачи в работе и конкурсе!
Нина Михайловна! Не каждая мать так понимает и любит своих детей. Вы думающий, ищущий и главное ЛЮБЯЩИЙ человек и педагог! Многие бы хотели иметь такую классную КЛАССНУЮ! Вам удачи в конкурсе! Приглашаю познакомиться с моими работами! И от меня +5!
Уважаемая Нина Михайловна! Ваше эссе произвело на меня глубокое впечатление. И не только Вашим стилем изложения, но больше - содержанием. Быть классным руководителем - задача не из легких. А сделать так, чтоб дети не только потянулись к Вам , но и запомнили каждый день, прожитый в школе, - для многих и вовсе недостижимая. Для этого нужно самой быть на высоте. Удачи Вам!
Уважаемая Нина Михайловна!
Поздравляю Вас со званием лауреата!
Пусть Ваш путь всегда будет ясным и чистым!
Удачи!