Регистрация

«У педагогики моей простая логика»

  • 10 октября 2012

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2012»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Захарова Оксана Владимировна

Думала ли я когда-нибудь в детстве, что стану учителем-логопедом? Что вы… Конечно нет! Тогда, лет 30 назад, даже слово-то такое было в диковинку… Я занималась бальными танцами, запоем читала книги, вела бурную общественную деятельность и на полном серьёзе всем говорила, что стану…. ДОЯРКОЙ! Видимо, проявлялось моё вечное стремление оригинальничать, выделяться из общей массы и быть не такой как все.

После же школы в силу определённых обстоятельств «вслепую» поступила в пединститут на отделение дошкольной педагогики и психологии. Особо не осознавала, «с чем я связалась» и «зачем мне это надо». И лишь на государственной практике, за несколько месяцев до окончания института, я вдруг отчётливо осознала, что логопедия – да! Это «моё»!

После долгих, кропотливых занятий Андрюшка Елизаров наконец «зарычал», да не «по-французски», горлышком, как раньше, а как все «нормальные» русские люди – кончиком языка! Помню, я долго водила его по детскому саду и всем демонстрировала новое Андрюшкино умение, в появлении которого я приняла не последнее участие!

А потом как прорвало плотину: второй, третий ребёнок зарычал, тот засвистел, тот зашипел. Я видела восторг в глазах детей и чувствовала себя феей с волшебной палочкой (точнее, с целым набором таких палочек-инструментов).

Самое главное, в тот момент я как неопытная студентка пережила «ситуацию успеха»: я наглядно увидела результативность, благодарность своего труда. Кроме того, поднялась моя самооценка: «Я могу!». Конечно, позже, с опытом работы, я поняла, что исправление нарушенных звуков – это только «цветочки». Что нарушенное звукопроизношение – очень часто лишь надводная часть айсберга, в толще же воды (психической деятельности) могут прятаться глыбы проблем: несовершенный фонематический слух, бедная лексика, стойкие аграмматизмы, слабая память, неустоичивое внимание и т.д.

Мне приятно осознавать, что я являюсь представительницей оригинальной профессии. Мой труд «не как у всех»: я и учитель, и воспитатель, и психолог, и врач одновременно. Я не актриса, но устраиваю из каждого занятия целое театральное представление. Я не художник, но ежедневно мой карандаш в детских тетрадках прорисовывает кучу разных символов, комиксов, фигурок. Я не поэт, но у меня в голове постоянно, как у Винни Пуха, рождаются всякие прорифмованные строчки (бормоталки, сопелки, шипелки, здоровкалки и прощалки) – лишь бы только вызывать комплекс радостных эмоций у детей, страдающих всевозможными «безрадостными» комплексами. Я не программист, но живя в районной глубинке, «методом научного тыка» осваиваю различные компьютерные программы, создаю логопедические игры и презентации, чтобы «оживить» свои занятия, сделать их максимально эффективными и захватывающими.

Кроме того, будучи человеком с христианским воззрением на мир, я воодушевляюсь при мысли о том, что если и вправду «в начале было Слово (Логос) и Слово (Логос) было у Бога и Слово (Логос) было Бог», то я – «ЛОГО-ПЕД», «педагог слова» и, значит, миссия моя весьма ответственна!..

Иногда я завидую химикам или физикам. Они точно знают, что вода кипит при 212 градусах по Фаренгейту. Дети же – не шахматные фигурки и не оловянные солдатики. Ими нельзя манипулировать по простому желанию взрослого. Да, иногда мои дети поступают не так, как я от них ожидаю. Иногда в коррекционной работе результаты получаются совсем не те, какие ожидаю: не такого качества, не в запланированные сроки. И от родителей не всегда получаю желательный эмоциональный отклик. Это, конечно, огорчает, но в то же время как будто подстёгивает, бросает вызов, заставляет самоизменяться, указывает на необходимость поиска новых форм и методов работы.

Обожаю в себе это состояние, когда сердце вдруг заражается «бациллами творчества»! Когда могу вместе с детьми пошалить или воскликнуть, как ныне популярная мультяшная Маша: «Ух, какая я скорая на выдумки!» Могу измазать верхнюю губу ребёнка настоящим вареньем, чтоб он мог лучше делать артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Есть у меня в запасе целая связка железных ключей, чтобы при необходимости «закрыть на замочек» горлышко ребёнка, а ключ выкинуть в форточку, чтоб не допускать горлового произношения звука Р. Бывали случаи, когда с 2-3 родителями договаривались накупить всяких вкусняшек на звук Р (дети сами выбирали подходящие сладости), а потом вместе сидели, пили чай с разными «Рафаэллками», «Марсами», «Сникерсами», «Фрутелло», ирисками «Мэллер», «Мармелюшками», коллективно и в непринуждённой обстановке автоматизируя у своих чад трудный звук Р.…

Про некоторые мои приёмы мои коллеги могут сказать, что они непедагогичны. Например, есть девочка, которая шёпотом называет меня не «Оксана Владимировна», а «Ксюша» (шёпотом – потому что со стороны услышали и сделали замечание), и я разрешаю ей это, потому что чувствую, что она не фамильярничает, а относится ко мне как к близкому другу. Бывали случаи, когда я прямо на ладошке у ребёнка ручкой рисовала жирную 5-ку (у дошкольников ведь нет дневников!) и видела в глазах ребёнка и испуг («Мне мама запрещает рисовать на руках!»), и радость («Вау, как круто!»). Мой шутливый характер, моя «детскость» помогают мне эффективно строить мостики к душам воспитанников.

Как созвучны моему «профессиоощущению» слова Ш.Амонашвили:

Ты маленький ребёнок, я большой.

Вот моя, представьте, педагогика.

Тебе со мной, а мне с тобою хорошо.

У педагогики моей простая логика…

Пусть многие склонны судить о профессионализме учителя-логопеда по количеству детей, выпущенных с нормой речевого развития. Я же мечтаю, чтоб помимо красоты речи мои дети отличались красотой души, высокой нравственностью и своей «изюминкой», отличающей их от остальных.

Пусть кто-то говорит, что есть работа поважнее, посолиднее, а заслуги помасштабнее. Но я вижу, как меняются мои дети. Избавляясь от речевых недостатков, они становятся более открытыми, уверенными, коммуникабельными. Я вижу благодарные лица родителей. И поэтому на сто процентов уверена, что нахожусь именно там, где хочу быть, и делаю то, что хочу делать! 

Автор: Захарова Оксана Владимировна, учитель-логопед 1 квалификационной категории, МКДОУ детский сад №8 «Тополёк», пос. Чегдомын Хабаровского края. Стаж работы 15 лет, лауреат краевого конкурса «Учитель года - 2007» (3 место).

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Виолетта Николаевна

Виолетта Николаевна 10.10.2012 в 19:35

Очень хорошая статья, уважаемая Оксана Владимировна! Поздравляю Вас с тем, что нашли свою дорогу в жизни и достойно по ней шагаете! Удачи в делах и конкурсе! 5!

Ровгач Марина Евгеньевна

Ровгач Марина Евгеньевна 12.10.2012 в 20:04

Мне очень понравилась ваша работа. Всем критериям отвечает на 5+!

Захарова Оксана

Захарова Оксана 18.10.2012 в 12:07

Дорогие коллеги! Сердечно-присердечно благодарю за то, что просмотрели мою работу и оставили добрые отзывы!!! Сегодня зашла на сайт и увидела, что моя работа - в числе лауреатов! Так прия-я-ятно, прямо слов нет! Вместе со мной радовались три мои дочечки - мои главные Воспитанницы и Учительницы. ( в глубине души надеюсь, что одна из них пойдёт по моим стопам, и я смогу ей оставить своё "логопедическое наследие". У неё есть к этому большие задатки!)

Любовь Аркадьевна

Любовь Аркадьевна 03.11.2012 в 15:29

побольше бы таких педагогов!!!!!!!!!!!!!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!