Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2012»
Учитель – это одна из самых древних профессий. Отношение к учителю всегда было самым полярным:
«Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя.» (персидское изречение).
«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом!» (Сенека).
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (Анри Барбюс).
Классный руководитель в современной школе – это и учитель-предметник; и нянька, которой можно поплакаться; и «надзиратель», наблюдающий за своими учениками. Я уже выпустила 3 класса. Но каждый раз мне становится немного страшно, но в тоже время интересно, кто придёт ко мне в этот раз. Кажется, что таких любимых, родных, талантливых детей уже не будет. «Последний звонок» и «Выпускной» самые тяжёлые школьные праздники для классного руководителя. Сердце почти разрывается, чувствуешь большую потерю, хочется сказать выпускникам: «Оставайтесь! Не уходите!». Но понимаешь, что они уже рвутся в новую яркую жизнь, строят планы на будущее.
Уходит твой класс. И через два месяца, 1 сентября, ты видишь перед собой маленьких, немного испуганных пятиклассников. В их глазах множество самых разных вопросов. Они тоже попали в новый мир, где не всё им понятно и знакомо. Новые учителя, предметы, незнакомый класс…
В сельской малокомплектной школе у нас есть возможность наблюдать за взрослением наших будущих подопечных, поэтому я уже немного с ними знакома. Новая «классная мама» вызывает у них интерес и желание узнать о ней побольше. Важно сохранить этот интерес, поддержать его. Каждый ребёнок имеет свой ярко выраженный характер, индивидуальные особенности и способности, глубокий внутренний мир. Узнать «маленькие тайны» детей, помочь им разобраться в окружающей обстановке, научить жить и работать в коллективе – это начальные и основные задачи классного руководителя.
Понять современного ребёнка становится всё сложнее. Они не выпускают из рук телефоны, играют в компьютерные игры, слушают другую музыку, смотрят новые фильмы, разговаривают на сленговом языке. Порой не всегда можно понять, о чём они говорят. Причём, они сами не всегда знают значения слов, которые употребляют. Вот и приходится «не отставать». Читаешь в Интернете, узнаёшь из других источников незнакомую информацию, но, приходя в класс, они снова пытаются поставить тебя в тупик.
У современных детей наблюдается стремление к «одинаковости» при всём многообразии стилей и направлений. Поэтому я стараюсь во время общения с ними раскрывать особенности каждого ученика. Мы рассказываем о своих хобби, увлечениях, пытаемся понять и узнать друг друга поближе. Ценность каждого человека, красоту его внутреннего мира, индивидуальность и неповторимость – каждый раз показываю своим ребятам.
Можно быть панком или рокером, хиппи или готом, но это не раскрывает тебя как личность, лишь прячет твою сущность. Подросток как бы одевает маску, а вы отгадайте, кто скрывается под ней. Порой очень трудно пробиться сквозь все эти «символы», но я пытаюсь, чтобы интересы ребят не мешали им раскрывать свой потенциал, развивать творческие и умственные способности.
Встречи с родителями, учителями-предметниками помогают по крупинкам собирать информацию о своих детях. Очень часто мы не знаем, как ведёт себя ребёнок дома, вне школы. Общение со школьниками не должно ограничиваться классными часами, беседами, инструктажами. В новой обстановке они вдруг внезапно меняются, их трудно узнать, открываются незнакомые черты характера. Совместные экскурсии, походы, внеклассные мероприятия, массовые игры, помогают сплотить коллектив, улучшить отношения между учителями, детьми и родителями. Тренинги, анкеты, знакомство с биографиями знаменитых людей, важными историческими событиями позволяют раскрыть ребёнка, направить его энергию в нужном направлении.
Можно ли научит школьника «искусству быть собой», и нужно ли это современному человеку? В классе попадаются разные дети, и со всеми нужно работать. Застенчивому, зажатому в своих комплексах ребёнку необходима помощь взрослых, чтобы раскрепоститься, наполнить свою жизнь новыми красками. Энергичному, гиперактивному ребёнку нужно помочь вовремя остановиться, чтобы увидеть красоту окружающего мира, научить наблюдать за ним. Появилась целая группа «проблемных» родителей, которые совсем не интересуются жизнью своих детей, даже забывая об уходе за ними. Школьники пытаются найти «отдушину» и понимание в среде одноклассников. Самое страшное, когда в классе появляется «белая ворона», которую не понимает никто. Очень сложно перебороть такую негативную ситуацию. Постоянная защита и замечания никак не способствуют изменению положения такого ребёнка в коллективе.
Роль диктатора совсем не подходит классному руководителю. Наоборот, может вызвать новую волну агрессии в его адрес. Беседы, дискуссии, убеждения, отстаивание своей точки зрения способны хоть что-то изменить. Самым важным явлением в школе, самым живым примером для ученика является сам учитель. И учителю важно всегда оставаться самим собой. Дети должны чувствовать твои эмоции, понимать, что им доверяют и всегда готовы придти на помощь. Нельзя идти на поводу у «большинства», если чувствуешь, что они не правы. Иногда можно уступить, если видишь, что это разрядит обстановку. Но если постоянно изменять своим принципам, юлить, подстраиваться под обстоятельства – это будет воспринято детьми как должное, классный руководитель теряет уважение. А некоторые школьники принимают это за норму поведения.
Эгоистичны все без исключения. Иногда слово «хочу!» побеждает в борьбе со словом «надо!». У подростков очень часто срабатывает «ложная» гордость. Любая обида воспринимается как предательство. Но вокруг нас множество людей, имеющих своё мировоззрение, привычки. Нужно пытаться понимать тех, кто от нас отличается. Проблемы со здоровьем, отличное поведение не должны являться препятствием к общению.
Быть собой – это прежде всего быть счастливым, искренним и непосредственным, уметь радоваться жизни, находить общий язык с людьми. А.Н. Радищеву принадлежат очень хорошие слова «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом!»
Автор: Мартынова Ульяна Николаевна, учитель математики МБОУ «Лицей имени С.Н. Булгакова», г. Ливны Орловской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ульяна Николаевна! Работа замечательная, вы очень хорошо описали все стороны школьной жизни. Приход пятиклассников в среднее звено всегда очень хлопотное событие для их новых классных руководителей. Желаю удачи в конкурсе!
Уважаемая Ульяна Николаевна! Полностью согласна с мнением Елены Анатольевны относительно Вашей работы,я сама классный руководитель 6 класса, поэтому очень хорошо Вас понимаю.Вего Вам доброго и успехов в конкурсе!
Вы, Ульяна Николаевна, очень мудрый и вдумчивый педагог. И статья получилась такой же. Удачи в конкурсе.