Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2012»
«Важно не то место, которое мы занимаем,
а то направление, в котором мы движемся»
(Л. Н. Толстой).
По телевизору идет репортаж о заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте России, посвященном вопросам развития общего среднего образования в стране. «Что является действительно актуальным для достижения высокого качества и нового содержания школьного образования?» – ставит главный вопрос глава страны. И сам же отвечает: «Главная задача педагога – научить детей самим получать знания: сегодня эпоха непрерывного и самостоятельного образования. Не менее важно и создание креативного мышления…Наша задача – сделать так, чтобы учителей не воспринимали как ЛУЗЕРОВ».
Все правильно говорит Президент, вот только «новое» словечко царапнуло сознание. Узнаю у сына значение этого слова. «Филолог, а не знаешь. «Лузер» – это «неудачник». От английского «los» – «проигрывать». Ищу информацию о слове сама. Действительно – «неудачник», «отстающий»…
Значит, учитель – неудачник, лузер. Очень захотелось поразмышлять. Без эмоций. Никогда эту профессию такой не считала. Наоборот, стремилась к ней. Не в банк или в нефтяную компанию, не в журналистику (как мечтала в школе), а именно в школу, именно учителем.
А зачем? Действительно, денег мало, нервов много, да еще и думать приходиться постоянно. Совсем как у чеховского Тригорина в «Чайке»: «День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен…» У учителя примерно также. Пылесосишь – надо обдумать выступление на совещании классных руководителей и на педсовете. Моешь посуду – мучаешься, как лучше объяснить степени сравнения прилагательного. Варишь макароны – самое время подумать, как «повернуть» «Дубровского» поинтереснее. И так, наверное, каждый учитель. И так всю жизнь.
Учитель – профессия круглосуточная. И всегда она пользовалась огромным уважением именно потому, что учитель был должен учить, воспитывать, думать, и делать он это должен был бескорыстно, несмотря ни на что. А сейчас бескорыстно что-то делают только дураки или неудачники. Ну вот мы и пришли к логическому завершению мысли. Вот откуда появился этот «лузер».
Мы не изменились и не можем – работа такая, а жизнь изменилась. Господи, как же нам трудно противостоять потоку насилия с телеэкрана, дыркам в идеологии, проколам в политике и, несмотря ни на что, продолжать «сеять разумное, доброе, вечное». А количество бумаг, которое от нас требуют! Создается такое ощущение, что кто-то хочет нас оторвать от детей, от уроков, а то вдруг мы придумаем что-нибудь интересное, креативное… И все-таки придумывать нужно. Ведь дети-то ни в чем не виноваты, и учить их нужно интересно, иначе не научишь.
И все-таки в образовании сейчас очень интересно работать. Актуальным становится вопрос «чем будем удивлять?» Способов масса, особенно в рамках личностно-ориентированного подхода в образовании, где главным объектом становится личность ученика, а роль учителя – быть тьютером, консультантом. Хитрость в том, чтобы так построить процесс, чтобы ученик сам добывал знания. Вот-вот. Именно об этом и Президент говорил «развивать самостоятельность мышления». С чего же начать? Хотя бы с того, чтобы «повернуть» «Дубровского» поинтереснее.
Первый урок – русский язык. Нужно распечатать тест для повторения, подготовить технику для презентации. Еще раз просматриваю конспект, проверяю все ли готово.
Начинают собираться мои шестиклассники. Мальчишки никак не хотят участвовать в Конкурсе чтецов, говорят они плохо, им обязательно это нужно. Может оценку пообещать? Осматриваю класс, кажется, все уже пришли, а вот и звонок. «Здравствуйте, ребята!»…
Сегодня урок состоялся. Темп был приличный, все успели: и поработать, и посмеяться. Хотя с прилагательным еще надо поработать. «Запишите домашнее задание и отдыхайте».
Меняю файл в ноутбуке. Сейчас «Дубровский».
– Ваня, ну как же со стихами? Мальчишки обязательно должны участвовать!
– А почему я?
– А почему не ты?
Авторитетом не надавишь, нужно искать аргументы. Опять звонок.
«Давайте поговорим о том, почему люди ссорятся…» Каждый раз замечаю, как меняются выражения глаз, лица, настроения ребят, когда удается попасть в нужный тон и подключить их к беседе, поднять проблему…
«Посмотрите: жили два друга. Мечтали детей поженить… И вдруг поссорились. Да так, что на смерть. А ударила ссора больнее всего по детям. А бывает такое в жизни? А как остановить огонь ссоры?» Они рассуждают, спорят, даже ссорятся, а в это время крепнет их душа, они примеряют на себя судьбы и поступки героев. Дай бог, чтобы когда-нибудь это им пригодилось. И уже звонок.
Сейчас «окно», потом еще два урока, потом домой. И мысли, мысли… Учитель – неудачник? Опять вспомнилось определение. А может быть, просто само слово неудачное? Какой же антоним подобрать к слову «лузер»? «Успешный»? Не нравится. Слишком офисное слово. Наверное, лучше всего подойдет контекстуальный синоним – ОПТИМИСТ. Да, так точнее. Если «лузер» – «отстающий неудачник», то надо стремиться быть «креативным (творческим) оптимистом». Я – оптимист. Я надеюсь на лучшее. Всегда. А быть учителем – это значит верить в лучшее, надеяться и работать.
Автор: Платонова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории, Негосударственное образовательное учреждение «Церковно-приходская школа "Косинская"», г. Реутов, Московская область. Педагогический стаж 23 года. Педагогические достижения: являюсь много лет председателем методического объединения учителей русского языка и литературы и методического совета школы, работала педагогом-организатором, руководителем проекта «Школьная газета». Два года в качестве эксперта входила в оргкомитет Всероссийского конкурса школьных изданий и в состав предметной комиссии по русскому языку ГИА. Создала собственный профессиональный сайт и участвовала в прошлом году в конкурсе «Лучший сайт учителя-словесника г. Москвы».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ирина Ивановна! Ваши до боли знакомые рассуждения о профессии затронули душу.Действительно,наша профессия круглосуточная.И несмотря на все трудности, мы не лузеры, а оптимисты. Удачи в конкурсе!
Очень, очень понравилось, Ирина Ивановна! Не просто трогают душу эти строчки, задевают за живое... Удачи в конкурсе!
Ирина Ивановна! Как точно вы все описали в своей работе: "Пылесосишь – надо обдумать выступление на совещании классных руководителей и на педсовете. Моешь посуду – мучаешься, как лучше объяснить степени сравнения прилагательного. Варишь макароны – самое время подумать, как «повернуть» «Дубровского» поинтереснее. И так, наверное, каждый учитель."
Желаю удачи Вам в конкурсе!
Спасибо всем за поддержку и взгляд со стороны. С наступающим учебным новым годом!