Регистрация

Презентация по теме «Круговорот веществ в природе»

  • 29 ноября 2009

Победитель декабрьского конкурса читательских публикаций

Представленная презентация и конспект урока помогут педагогам эффективно подготовиться к открытому уроку, посвященному теме «Живые участники круговорота веществ в природе».

Конспект урока «Живые участники круговорота веществ в природе» является лауреатом городского конкурса (г.Екатеринбург) проектов уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий для педагогов общеобразовательных учреждений «Мастерская мультимедийных уроков» в 2008-2009 уч. году.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные представления о биотическом круговороте веществ в природе,  связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.

Задачи:

1. Предметно-информационные:

  • актуализация знаний, позволяющая актуализировать знания, позволяющие ребенку различать  участников круговорота  веществ;
  • ознакомление детей с понятием «круговорот веществ».

2. Деятельностно-коммуникативные:

  • установление взаимосвязи между участниками круговорота;
  • развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности;
  • развитие абстрактно-логического мышления путем решения проблемной ситуации, создаваемой на уроке.

3. Ценностно-ориентационные:

  • формирование осознания детьми важности роли человека в сохранении связи в природе.

Планируемые достижения учащихся:

  • первоначальные представления о круговороте веществ  в природе;
  • умение различать участников круговорота  веществ и их место и роль человека в экологической  цепи.

Виды контроля: наблюдение за качеством деятельности детей, самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.

Оборудование: мультимедийный проектор, аншлаги – растительноядные, плотоядные, хищные, потребители, разрушители, производители

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Актуализация знаний и мотивация на изучение круговорота веществ

Сегодня  на уроке мы продолжим изучение взаимосвязей в природе, их места и роли человека в природе

 

Вопрос классу

– Что такое природа? Назвать признаки живой природы.

 

 

Работа в парах

Расселить растения и животных в свою среду обитания (утка, соловей, жаба, карась, щука, ряска, черви, рогоз, береза, сосна)

Слайд 1 

Ответы детей.

Какой вывод можно сделать после обсуждения данного вопроса?

Гидросфера: жаба, карась, щука, ряска, рогоз.

Атмосфера: соловей, заяц, береза, сосна, утка.

Литосфера: береза, сосна, черви.

Вывод:

Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома.

Вопрос классу

 

Фронтальная работа

Почему животные не могут жить без  растений, а растения не могут жить без животных ?

Где на Земном шаре распространена жизнь?

Слайд 2,  3 щелчка.

Ответы детей. 

В атмосфере

Литосфере

Гидросфере

 

Атмосфера, литосфера, гидросфера – все эти части вместе составляют БИОСФЕРУ   

 

2. Открытие нового.

 

Фронтальная работа

 

 

 

  

 

 

 

 

Беседа

 

Фронтальная работа

С вашей точки зрения, что является причиной всех происходящих процессов в природе. 

Учитель обобщает ответы.

Растения получают от солнца богатые энергией органические вещества

Слайд 3, щелчок.

Из почвы растения поглащают воду и минеральные вещества

Слайд 3, щелчок.

Из неорганических веществ растения создают органические под действием солнца. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ.

Слайд 3, щелчок.

Растения выделяют стоительный материал для животных и растений – кислород.

Слайд  4

Получая энергию солнца, растения набирают силу, растут.   

За счет чего это происходит?

– Какова роль растений в природе? Дайте новое название растениям.

 – Назовите некоторые из них.

Слайд  5

Ответы детей

 

 

  

  

 

 

 

Происходит за счет  превращения энергии

 

Являются пищей для животных.  

 

Кормильцы, производители.

Вывод совместный

Растения – пища для животных. Научное название этих животных  - РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ЕДОКИ – ПОТРЕБИТЕЛИ  (аншлаги на доску)

Назовите растительноядных животных.

Слайд  6, 5 щелчков.

– Что является пищей для растительноядных животных?

Слайд 7, 4 щелчка.

 

Лошадь, заяц, птицы,

насекомые 

Растения, вода, воздух

 

- Чем питаются животные хищники?

Животные – хищники питаются растительноядными животными.

Слайд 8, 4 щелчка.

– Научное название этой группы животных ЕДОКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ  (аншлаги на доску)

Эту группу можно разделить на три группы:

Слайд 9, щелчок

Травоядные        щелчок

Плотоядные       щелчок

Хищные              щелчок

Назвать животных, которые относятся к группе травоядных животных.

 Слайд 10, 6 щелчков

Назвать животных, которые относятся к группе плотоядных животных

 Слайд 11,  3 щелчка

Назвать животных, которые относятся к группе хищных животных

 Слайд 12, 3 щелчка

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Птицы, заяц, лось, мыши

 Сова, лиса, змеи

 

Ястреб, волк, тигр

Проблемный       

     вопрос

- Какой объект природы не назвали?

- Какой группе потребителей мы его отнесем?

Человека

 

Групповая работа

Слайд   13

Обсуждение

 

Вывод: человек – растительноядный объект

 

Вопрос классу

- Какой можно сделать вывод, проанализиовав рассмотренный материал?

 

 

Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны.

 

Вопрос классу

- Что может произойти в природе в данной ситуации?

- Что необходимо для восстановления равновесия в природе в каждой экосистеме? 

- Необходимы разрушители (мусорщики). К ним относятся:                           

Слайд 14

микробы               щелчок,

бактерии,              щелчок

грибы.                  щелчок 

Произойдет переизбыток потребителей, загрязнение природы.

 

Необходимы объекты, которые будут убирать за всеми

Заключительная беседа

- При помощи этих участников происходит разрушение сложных веществ в простые, которые попадают в почву.

- Кто участвует в круговороте веществ  в природе?

- Может ли прекратиться этот процесс?

  

- Живые организмы.

 Нет, он бесконечен.

Вопрос классу

 

Фронтальная  

     работа

Благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу (круговорот веществ)

- Какой закон работает в данном процессе?

Итак, тема нашего урока …..

Живые участники круговорота веществ в природе

Слайд 15

  

-Закон сохранения веществ

 

-Живые участники круговорота веществ в природе

Закрепление

Перечислим основные этапы и участников круговорота веществ в природе.

Солнце  (стрелка)

Растения  (стрелка)

Растительноядные (стрелка)

Хищники (стрелка)

Ястреб  (5стрелок, показывающих взаимосвязь)

Продукты выделения

Паразиты (3 стрелки)

Микробы (2 стрелки)

Бактерии

Круг замкнулся

 

 

Домашнее задание 

1 уровень: Кто поддерживает порядок в биосфере?

2 уровень: Найти место каждому организму в круговороте веществ в природе.

3 уровень: Возможен ли круговорот веществ  в организме человека?

 

 Автор: Климентьева О.В., учитель начальных классов МОУ гимназия № 9 г.Екатеринбург

Презентация по теме «Круговорот веществ в природе»

5 из 5 звезд
(голосов: 21, сумма баллов: 105)
  • 29 ноября 2009
  • 46501
  • 6

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана

Светлана 01.12.2009 в 19:16

Прекрасный материал. Очень познавательно не только для детей.

Ольга

Ольга 08.12.2009 в 08:36

Замечательная работа! Корректно изложенный материал в интересной и познавательной форме. Презентацию обязательно нужно использовать на уроках для привлечения интереса учащихся к предмету.

Надежда

Надежда 08.12.2009 в 12:09

Потрясающе!!! И как же не использовать такое чудо в работе?!

Виталий

Виталий 12.12.2009 в 09:33

Хорошо построенная презентация, отличный материал!

 Елена

Елена 16.12.2009 в 22:25

Спасибо Ольге Васильевне за ее замечательное качество: она всегда готова помочь коллегам, поделиться своим богатым педагогическим опытом. И эта презентация - подтверждение тому!

Солдатова Ирина Николаевна

Солдатова Ирина Николаевна 01.03.2011 в 22:18

Ольга Васильевна, очень интересно, познавательно, понятно и доступно детям. Презентация методически грамотна, практически значима, изложена грамотно и логично. Молодец! С уважением Ирина Николаевна

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!