Цель учителя: поставить задачу на определение формы Земли, организовать работу в группах по выдвижению гипотез о форме Земли, организовать обсуждение гипотез и модельную их проверку, чтение текстов и окончательное решение вопроса о форме Земли, рассматривание глобуса с точки зрения его «модельности» по отношению к Земле.
Пособия у детей: глобус, плоские круги, куб, большой мяч, кораблик (можно сложить из бумаги). Все это учитель не показывает, а достает в нужный момент.
ИКТ на уроке: Презентация «Форма Земли».
Слайд 1: Какую форму имеет Земля?
Проверка домашнего задания (сообщения детей): учащимся нужно было найти материал о том, как представляли в древности форму Земли различные народы.
Учитель дополняет, если есть такая необходимость.
Слайд-гиперссылка 2: Русь, Индия, Греция, Вавилон
Слайд 3: Представление о форме Земли на Руси
У нас на Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный мальчик спрашивал:
– Дедушка,
скажи, на чем Земля стоит?
– На китах,
дитятко, – отвечал старик. – На больших-пребольших китах! И как те киты
пошевелятся – бывает Земли трясение…
– А на чем же
киты, дедушка?
– На воде,
дитятко!
– А вода на чем,
дедушка?
– На Земле,
дитятко!
– А Земля на
чем?
– Какой же ты
беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит!
Такой разговор мог продолжаться без конца.
Слайд 4: Как представляли форму Земли индусы
Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над вопросом: а на чем же стоит черепаха?
Слайд 5: Представление о форме Земли древних греков
На ранних этапах древнегреческой цивилизации бытовало мнение, что Земля – плоский диск, окруженный морем, из которого каждый вечер выходят звезды, утром же они снова погружаются в пучину. Гелиос – греческий бог Солнца – ежедневно поднимается в небо на золотой колеснице.
Слайд 6: Представление о форме Земли вавилонян
У: На с.38 учебного пособия найдите и прочитайте, как представляли себе Землю вавилоняне.
Текст учебника: «Жители Древней Вавилонии представляли Землю в виде горы, окружённой морем. На море опирается твёрдое небо. Под Землей – бездна, ад для умерших душ. Ночью Солнце проходит через ад, а днём идёт по небу».
Слайд 7: Путник любуется хрустальными небесами
Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателя с берега казалось, что вдали сначала появляются паруса и лишь затем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму. Но какую?
Слайд 8: Удивительно…
Слайд 9: Фернан Магеллан (1470-1521) португальский мореплаватель
Слайд 10: Цель экспедиции Магеллана
Проложить западный путь к Молуккским островам – истинной родине пряностей, опередив португальцев.
Слайд 11: Корабли флотилии Магеллана (с гравюры начала XVII века)
20 сентября 1519 года из испанской гавани Севилья отплыла эскадра из пяти маленьких кораблей («Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория», «Сантьяго», «Тринидад»). Отправились в путешествие 265 матросов и офицеров. Вел испанскую эскадру португалец адмирал Фернан Магеллан. Магеллан поставил себе трудную цель: открыть путь из Атлантического океана в Великий (Тихий – так он его назвал).
Итак, 20 сентября 1519 года флотилия отправилась
О дальнейшем пути никаких сведений у экспедиции Магеллана не было.
Между этими двумя самыми большими океанами мира преградой лег материк Америки. До Магеллана и другие мореплаватели старались проплыть в новый неизвестный океан, но в течение 20 лет неизменно натыкались на берега Америки. И сложилось мнение, что из Атлантического океана в Великое Южное море проплыть нельзя. Магеллан верил, что через южную оконечность Америки проходит пролив, соединяющий два океана.
Слайд 12: Магеллан во время кругосветного путешествия (рисунок XVI в.)
Слайд 13: Путь экспедиции Магеллана на карте мира
Как был обнаружен проход в Тихий океан? Два из Магеллановых кораблей были прибиты штормом к берегам Южной Америки. Как раз вовремя команда заметила узкую расщелину. Это был тот проход, который они искали. Теперь он называется Магелланов пролив.
Погиб Магеллан 27 апреля 1521 года на Филиппинских островах в нелепой стычке с туземцами, не завершив дела своей жизни.
Слайд 14: Корабль «Виктория»
Только 18 человек и 1 корабль «Виктория» вернулись в Испанию в гавань Севильи 6 сентября 1522 года. Это были первые люди, совершившие кругосветное путешествие, которое продолжалось без двенадцати дней три года.
Испанские купцы остались довольны. Привезенные 26 тонн пряностей с лихвой окупили расходы по экспедиции и стоимость всех пяти кораблей.
Правда, людей вернулось мало, но об этом купцы не горевали: ведь люди не стоили им ни копейки!
Слайд 15: Значение экспедиции Магеллана
Значение экспедиции Магеллана трудно переоценить:
До Колумба европейцы не знали о существовании громадного материка Америки; до Магеллана они не догадывались об истинных размерах Тихого океана. А убери с карты Америку и Тихий океан. Велика ли останется Земля? Такой ее и считали до замечательных путешествий Колумба и Магеллана. До путешествия Магеллан думал, что до Молуккских островов ему предстоит не очень далекое плавание, 3000 – 4000 км, считая на современные мерки. А на самом деле это был путь около 18 тысяч километров!
С тех пор прошло много лет. Сколько? (2007 – 1522 = ?)
Слайд 16: Маршруты
Слайд 17: Путь Магеллана и Дрейка
Слайд 18: Проложи маршрут
Путь учащиеся показывают на слайде фломастером.
Слайд можно использовать и для показа «своего» кругосветного путешествия (составленного в группах), а также для повторения ранее пройденного материала.
Д.З.: Подготовить сообщение о длительном (кругосветном) морском путешествии.
Если готово много сообщений, то можно посвятить этому отдельный урок.
Слайд 19: Фото Земли, сделанное с космического корабля «Аполлон - 17»
Слайд 20: Модель Земли
Современные доказательства шарообразности Земли.
С учащимися обсуждается вопрос: можно ли было воспользоваться этими доказательствами во времена плавания Магеллана. Почему?
Слайд 21: Форма Земли (тема урока)
Презентация «Форма Земли» (21 слайд, 1,45 МБ)
Автор: М.А. Ткаченко,
учитель
МОУ «Гимназия № 10»
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, к сожалению, нигде не нашла Ваших имени, отчества. Просмотрела Вашу работу. По требованиям к оформлению конкурсных работ в конце презентации в обязательном порядке указывается список использованной литературы, интернет-ресурсов и иллюстративного материала. Хотелось бы увидеть фотографии, иллюстрирующие использование данной презентации в учебном процессе. Не совсем методически грамотно оформлены цели и оборудование урока («Пособия у детей»?). Автору удачи и творческого роста.
В целом презентация хорошая, познавательная. По поводу рекомендаций Ирины Владимировны полностью согласна. Удачи!
Презентация интересная. Хотелось бы побольше слайдов. Успехов!