Такой урок приводит к повышению эффективности усвоения материала, активизации мыслительной деятельности учащихся, а освоение новой темы становится увлекательнее и интереснее.
Цель презентации: Познакомить учащихся с понятием «Словосочетание».
Задачи урока:
Оборудование:
Место использования презентации: урок русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание» (программе С.И.Львовой)
Эффективность и практическая значимость: Благодаря использованию данной презентации учащиеся успешно актуализировали знания по теме урока, обозначили проблему, осуществили поиск решения данной проблемы, применили новые знания на практическом материале презентации, провели самоконтроль своей деятельности.
Интегрированный урок русского языка и литературы по технологии критического мышления
Тема: Словосочетание
1. Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
2. Сформировать умение выделять словосочетание из предложения.
3. Познакомить с видами словосочетаний.
Коррекционная: Продолжить работу над развитием связной речи учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка – земля,
Здравствуйте, мои друзья.
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? (СЛАЙД № 1)
2. Актуализация знаний.
- Кто такие исследователи?
- Люди, занимающиеся научными исследованиями.
- Кто хочет стать исследователем?
- Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами.
3. Словарная работа
- Записать слова в два столбика, вставить пропущенные буквы.
Ш…л по д…роге (СЛАЙД № 2)
Кудрявые берё…ки (СЛАЙД № 3)
Ж…лтые листья (СЛАЙД № 4)
М…р…сящий дож..ь (СЛАЙД № 5)
Осв…щается со…нцем (СЛАЙД № 6)
Самопроверка. Оценивание. (СЛАЙД № 7)
- Чем эти слова отличаются от слов, записанных на доске?
- В первом столбике записаны слова, а во втором словосочетания.
4.Запись темы урока.
- Тема нашего урока словосочетание.
Работа в группах.
Заполните кластер (слово на доске). Впишите тему урока в кластеры.
- Что мы должны знать и уметь в конце урока? (дети отвечают, ориентируясь на план урока)
5. Постановка проблемы.
Снежные зима (СЛАЙД № 8)
Спелый ягоды (СЛАЙД № 9)
Грибы растут (СЛАЙД № 10)
Смелый розы (СЛАЙД № 11)
- Можно ли утверждать, что данные слова являются словосочетанием. Докажите.
Таким образом, сделаем вывод. Что такое словосочетание? Что вы знаете о словосочетании.
Самостоятельная работа.
(Объединившись в группы, ученики оформляют информацию в виде кластеров разного типа)
Презентация кластеров.
Учащиеся показывают, как они заполнили кластеры. Объясняют, что они знали до изучения этого урока.
Работа с инсертом.
На протяжении всего урока вы должны заполнять параллельно со всей работой инсерт, в этом вам поможет план нашего урока.
знаю |
хочу узнать |
узнал |
|
|
|
|
|
|
6. Работа с текстами (СЛАЙД № 12)
(На парте у учащихся два текста)
- Внимательно прочитайте два текста.
1. В Новгороде жил молодец по имени Садко, а по-уличному прозывался Садко – гусляр. Жил бобылём, с хлеба на квас перебивался – ни кола, ни двора. Звали Садко в терема на пирах играть, гостей потешать.
(СЛАЙД № 13)
2. В богатом Новгороде жил молодец по имени Садко, а по-уличному прозвался Садко – гусляр. Жил бобылём, с хлеба на соль перебивался – ни кола, ни двора. Имел Садко кудри шелковистые, очи чёрные да голос звонкий. Звали Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, дорогих гостей потешать.
Первый текст дети читают самостоятельно жужжащим чтением, а второй вслух).
- Откуда взяты эти отрывки?
- Былина «Садко».
7. Межпредметная связь (мотивация учащихся).
- О каком знаменитом городе говорится в этих текстах?
- Новгороде
- Нижний Новгород – старинный город, он был основан в 1221 году (в 13 веке). (СЛАЙД № 14)
- А вот Нижний Новгород в настоящее время (СЛАЙД № 15)
8.Проверка домашнего задания
- Домашним заданием было объяснить лексического значение слова «Бобыль» (Ответы детей)
- В тексте встречается слово гусляр. (СЛАЙД № 16)
-А сейчас объясните толкование слова «гусли».
(Работа со словарём) (СЛАЙД № 17)
9. Работа с текстами
- Чем второй текст отличается от первого?
- Какие части речи помогли вам узнать новое о Садко и о Новгороде?
В сказках, былинах и других произведениях УНТ есть особенные прилагательные, которые постоянно прикреплены к одним и тем же существительным. Вспомним урок литературы, как называются такие прилагательные?
- Выпишите из текста словосочетания, содержащие постоянный эпитет и запишите в тетрадь.
- Боярские терема, дорогие гости…
- Назовите структуру таких словосочетаний.
- Как называется слово, от которого мы ставим вопрос?
- Как называется слово, к которому от главного слова задаётся вопрос?
Задание: Измените словосочетания «сущ. + прил.» в словосочетания «сущ. + сущ.».
Например, крестьянский двор - двор крестьянина (СЛАЙД № 18)
Царская дочь –
Шёлковый невод –
Новгородские купцы –
Девичья коса –
Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.
- Помогают ли предлоги связывать слова в словосочетаниях?
10. Работа с учебниками
- В нашей работе мы встретились со словосочетаниями «сущ. + сущ.», «сущ. + прил.».
А сейчас откройте учебники на стр.122. Прочитайте, как называются словосочетания, в которых главное слово является существительным. (Ответы детей)
На доске запись: Именные.
Задание: (Работа в парах)
I вариант:
Существительные: поле, речи, дорога
Прилагательные: сладкие, чистое, дальняя
II вариант:
Существительные: молодец, девица, водица
Прилагательные: добрый, студёная, красная
Постановка проблемы: Можно ли составить словосочетания из слов добрый и девица?
- Нет, они не согласованы в роде.
- Слова сладкий и речи можно назвать словосочетанием?
- Нет, они не согласованы в числе
- Что нужно сделать, чтобы соединить слова сладкий и речи?
- Изменить окончание слова сладкий.
ВЫВОД: Какой можно сделать вывод, с помощью чего выражается грамматическая связь?
- С помощью окончания и предлога, связи слов в роде и числе.
Задание: (Работа по индивидуальным карточкам)
Составьте словосочетания «сущ.+прил.», согласуя прилагательное с существительным в роде, числе.
Существительные: солнышко, земля, месяц, палаты
Прилагательные: горький, царский, ясный, сырой, горький.
(Ответы детей)
- Какое слово оказалось лишним? Почему?
Запишите в тетрадь предложение.
Звали Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах хорошо играть, дорогих гостей потешать.
- Назовите именные словосочетания.
Устно. Боярские терема, терема дубовые, купеческие хоромы, хоромы белокаменные, дорогих гостей.
- В этом предложении есть ещё словосочетания, структура которых «глаг. + сущ.» и «глаг. + нареч.», назовите эти словосочетания. Какое слово является главным?
- Глагол.
- Прочитайте в учебнике на стр. 123, как называются такие словосочетания. (Ответы детей)
Карточка на доске
Задание: Выписать словосочетания в первый именные, во второй – глагольные.
(Подготовленный ученик читает отрывок наизусть)
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов…
- Откуда взяты эти строки?
11. Работа у доски
Именные: Ветер буйный, речкой тихоструйной, высокая гора, глубокая нора, во тьме печальной, хрустальный гроб
Глагольные: есть за речкой, качается на цепях, не видать следов
12. Итог. Оценивание (СЛАЙД № 19)
(дети читают заполненный инсерт)
- Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?
- Что такое словосочетание?
- Какие виды словосочетаний вы знаете?
- Назовите грамматические признаки словосочетания
- Как называются слова в словосочетании?
Автор: Бородина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей», город Калачинск Омской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отличный материал! Хорошая возможность использовать его на уроках! Автор - молодец!!!!
Уважаемая Светлана Николаевна! Я хоть и патриот своего города - Нижнего Новгорода, но.. все же, былинный герой Садко из Великого Новгорода.... увы! =))))
Светлана Николаевна, в вашей работе поставленные задачи шире цели, и, к сожалению, виды словосочетаний мне не встретились. Презентация яркая, красочная. С уважением, Эмекова СА
Уважаемая Светлана Николаевна. Интересный конспект урока, хотя не все соответствует уроку, проводимому в технологии развития критического мышления. Презентация требует доработки. Прежде всего, это касается единообразного написания заголовков и текстов заданий. Не везде продуманная анимация, нарушает восприятие выход текста справа налево. Для обучающей презентации очень много анимированных отвлекающих картинок. Превышено время использования мультимедийной техники (нормы СанПиН). Не смотря на разные виды работ, проектор включен все 40 минут урока. Спасибо за желание делиться опытом. Автору удачи и творческого роста.