Регистрация

Презентация к уроку чтения по теме: «Зима в лесу»

  • 26 апреля 2011

Конкурс «Мастер презентаций»

И.С. Соколов-Микитов вошел в советскую литературу в прошлом веке.

Книги Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход – обо всем этом он писал с такой любовью, что читая его книги нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы благословения перед ним.

Поэтому книги и рассказы писателя я рекомендую использовать на своих уроках т.к. они проникнуты любовью и вниманием к людям, к окружающему миру и с большим интересом воспринимаются детьми.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова;
  • формировать навык выразительного чтения.
  • развивать память, внимание, речь учащихся.
  • воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.

Оборудование урока: магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», проектор, компьютер, презентация, выставка книг.

Урок чтения в 4 классе «Зима в лесу» И.С. Соколова–Микитова.

(Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийYIII вида под редакцией Воронковой В.В.)

Цели урока:

  • Образовательные: Познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова.
  • Формировать навык выразительного чтения;
  • Коррекционные: Развивать память, внимание, речь учащихся.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.

Оборудование урока: магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», проектор, компьютер, презентация, выставка книг.

урок чтения в 4 классе «Зима в лесу»

Ход урока

Орг.момент. Речевка

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке все для нас,
За работу, в добрый час!

Психологический настрой

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу подумаете как хорошо, что мы с вами вместе. Мы спокойны, приветливы, добры. Мы все здоровы.

Глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю злость обиду, беспокойство. Вдохните свежесть зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Сообщение темы, цели урока

Сегодня у нас немного необычный урок. На этом уроке вас ждет много интересного и необычного.

Логопедическая зарядка.

Попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у. — У-у-у-

А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише. Упражнение проводится 3 раза.

Работа с чистоговоркой.

Ок-ок-ок-выпал снежок
Ул-ул-ул-ветер подул
Ели-ели-ели-птицы улетели
Оз-оз-оз-пришел мороз
Ма-ма-ма-наступила зима

«У маленькой Сани, санки едут сами».

Проверка домашнего задания

Вспомним, что вы читали на прошлом уроке. О чем говорится в стихотворении? Кто автор этого стихотворения? Какое настроение оно вызывает у вас? Почему? Как вы будете читать это стихотворение? (быстро, весело, громко)

Чтение стихотворения самостоятельно.

Индивидуальная работа с учащимися

Чтение сильными учащимися стихотворения.

  1. Как изменилась природа с наступлением зимы?
  2. С чем автор сравнивает снег? Почему?
  3. Что такое полотно?
  4. Какие выражения использует автор, чтобы изобразить лес как живое существо?

Чтение стихотворения наизусть учащимися. Учащийся читают стихи в парах поочередно.

Представьте, что вы артисты, и выступаете на сцене, а все остальные зрители.

Уважаемые зрители! Будьте внимательны, вы будете оценивать их. Понравилось ли вам, как читали девочки? Что им поставим?

А совпадают ли признаки зимы, которые описывает автор с нашей погодой?

Молодцы, ребята! Добросовестно вы приготовились к уроку, я довольна вами.

Физминутка «Кружаться снежинки»

-Конечно, вы все видели, как падает снег, и видели не один раз. Какими вы представили себе снежинки?

-Летят снежинки ажурные, белые, пушистые, нежные.

Это подарок, который подарила нам природа.

Давайте на миг мы с вами тоже превратимся в снежинок. И выполним упражнения:

Кружатся снежинки
В воздухе морозном
Падают на землю
Кружевные звезды

Вот одна упала
На мою ладошку
Ой, не тай снежинка
Подожди немножко.

-Ложатся снежинки очень тихо, мягко. Сначала садятся снежинки побольше -мальчики, потом снежинки поменьше-девочки. Кто тише?

Изучение нового материала

Сели поудобнее, руки на парты положили, ноги вместе представьте, что вы смотрите телевизор, вы ждете начало какого –то сериала, а вместо этого вдруг появляется картина на экране «Зима».

Звучит музыка Чайковского, под музыку учитель читает стихотворение

«Белый снег пушистый
в воздухе кружится
и на землю тихо
падает ложится….

-О чем говорится в стихотворении? Значит о чем пойдет речь сегодня на уроке? Да мы будем говорить о зиме. Поэты любили это время года. В них они описывали красоту русской природы. Сегодня на уроке мы продолжим читать рассказы о зиме. И познакомимся с рассказом И.С.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии.

Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда!

Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь — полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.

Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

Чтение учителем рассказа

О чем говорится в рассказе?

При чтении вам встретятся незнакомые и трудные слова. Словарные слова : «отдыхает земля», обглоданные осинки, натропил, наезженную дорогу, обороняются, просеки, горностай.

Самостоятельное чтение учащимися рассказа.

Но, чтобы вам легче было представить зимний лес, как живут звери зимой. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в зимний лес. И увидим, как живут зимой животные?

-Чтение цепочкой

  1. Как вы понимаете выражение «притих лес»? Почему?
  2. Почему автор называет волков-разбойниками?
  3. Как в лесу бродят лоси?
  4. Как обороняются сильные лоси от злых волков?
  5. Как вы понимаете широкие просеки?

6) Почему они подходят к селениям и шумным городам?

7) Какие приметы зимы вы можете выделить из рассказа?

Выборочное чтение

  • Найдите, как выглядит зимний лес? С чем автор сравнивает снег?
  • С чем он сравнивает след лисы? Какие слова автор использует для описания звериных и птичьих следов?

Возьмите карандаши и подчеркните в тексте наиболее яркие слова и выражения, которые использует автор для описания зимнего леса.

Поиграем в игру: «Продолжи предложения», я начну, а вы заканчивайте строчку.

  • Только голодные волки……
  • Тяжелыми белыми шапками……..
  • Красивой цепочкой……..
  • Нередко подходят….

Работа над выразительным чтением

Но прежде чем приступить к следующему этапу урока мы вспомним пословицу: «Чтение –лучшее учение». Как вы понимаете эту пословицу? На что указывает точка в предложении?

(Предложение читаем спокойно, понизив голос к концу предложения) Если ?-спрашиваем. Если !- радость, удивление.

Какая сила голоса подходит к чтению рассказа? Какой тон необходимо выбрать для чтения текста? Какой темп вы выбрали для чтения: медленный, средний, быстрый? Выберем их. Значит как будем читать этот рассказ? (немного с грустью, с любовью к природе). Почему? (все кругом успокоилось, стало спокойно, тихо).

Прочитаете последний абзац. Расскажите, как живут лоси? Прочитайте, соблюдая, все знаки препинания.

Один из художников нарисовал вот такую картину к рассказу. Какими красками художник пользовался, чтобы нарисовать картину? Что бы вы нарисовали? 

Итог урока.

Понравился ли вам урок? Что вам запомнилось больше всего на уроке? С каким новым рассказом мы познакомились? Кто написал его? О каком времени года мы говорили сегодня?

Оценки за урок. Дом. задание.

Цель презентации: Повышение качество обучения учащихся путем использования современных инновационных технологий.

Задачи презентации:

  • способствовать повышению мотивации учащихся к учению, формированию устойчивых знаний;
  • повысить  качество знаний учащихся;
  • развивать внимание, память, зрительное восприятие;
  • воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней.    

Место использования презентации: урок чтения и развития речи в 4 классе по теме «Зима в лесу» по программе В.В. Воронкова С(К)ОУ 8 вида.

Методические рекомендации к использованию: данную презентацию можно использовать учителями начальных классов при подготовке к уроку литературного чтения, посвященному творчеству И.С. Соколова-Микитова, а также на уроках окружающего мира при изучении темы «Зима в лесу».

Эффективность и практическая значимость: использование презентации на уроке повышает интерес к предмету, способствует развитию познавательных способностей, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся в учебном процессе.

Презентация помогает рационально использовать учебное время занятия, осваивать программный материал учащимися, сохранять высокую работоспособность на уроке.

Презентация по теме «Зима в лесу»

Автор: Астраханова Лариса Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГС(К)ОУ Школа-интернат YIII вида, с.Малый Толкай,Самарская область. Стаж работы по специальности 26 лет.

4.2 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Оксана Анатольевна Титаренко

Оксана Анатольевна Титаренко 27.04.2011 в 11:47

Здравствуйте, Лариса Николаевна! Не очень удачно выбрана тема оформления презентации - точки, хотелось фон ближе к теме урока. Фото И.С. Соколова-Микитова деформировано, анимация появления заголовков, шрифты и стили - необходима доработка, на мой взгляд. Спасибо автору за желание делиться опытом! С уважением....

Солдатова Ирина Николаевна

Солдатова Ирина Николаевна 27.04.2011 в 22:08

Лариса Николаевна, добрый вечер! Очень приятно увидеть землячку на этом конкурсе. Но Ваша презентация, действительно, требует доработки!
Удачи Вам! С уважением Ирина Николаевна

Светлана Александровна

Светлана Александровна 01.05.2011 в 12:40

Присоединяюсь к мнению коллег, удачи автору!

Гроздева Ирина Владимировна

Гроздева Ирина Владимировна 08.05.2011 в 20:44

Уважаемая Лариса Николаевна. Презентация требует доработки. По требованиям к оформлению конкурсных работ в конце презентации в обязательном порядке указывается список использованной литературы, интернет-ресурсов и иллюстративного материала. Спасибо за желание делиться опытом. Автору удачи и творческого роста.

Анна Николаевна

Анна Николаевна 15.05.2011 в 10:49

Спасибо автору за методический комплект, в конспект я бы добавила "раскадровку" слайдов...Успехов!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!