И.С. Соколов-Микитов вошел в советскую литературу в прошлом веке.
Книги Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход – обо всем этом он писал с такой любовью, что читая его книги нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы благословения перед ним.
Поэтому книги и рассказы писателя я рекомендую использовать на своих уроках т.к. они проникнуты любовью и вниманием к людям, к окружающему миру и с большим интересом воспринимаются детьми.
Задачи урока:
Оборудование урока: магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», проектор, компьютер, презентация, выставка книг.
(Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийYIII вида под редакцией Воронковой В.В.)
Цели урока:
Оборудование урока: магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», проектор, компьютер, презентация, выставка книг.
Ход урока
Орг.момент. Речевка
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке все для нас,
За работу, в добрый час!
Психологический настрой
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу подумаете как хорошо, что мы с вами вместе. Мы спокойны, приветливы, добры. Мы все здоровы.
Глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю злость обиду, беспокойство. Вдохните свежесть зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
Сообщение темы, цели урока
Сегодня у нас немного необычный урок. На этом уроке вас ждет много интересного и необычного.
Логопедическая зарядка.
Попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у. — У-у-у-
—А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише. Упражнение проводится 3 раза.
Работа с чистоговоркой.
Ок-ок-ок-выпал снежок
Ул-ул-ул-ветер подул
Ели-ели-ели-птицы улетели
Оз-оз-оз-пришел мороз
Ма-ма-ма-наступила зима
«У маленькой Сани, санки едут сами».
Проверка домашнего задания
Вспомним, что вы читали на прошлом уроке. О чем говорится в стихотворении? Кто автор этого стихотворения? Какое настроение оно вызывает у вас? Почему? Как вы будете читать это стихотворение? (быстро, весело, громко)
Чтение стихотворения самостоятельно.
Индивидуальная работа с учащимися
Чтение сильными учащимися стихотворения.
Чтение стихотворения наизусть учащимися. Учащийся читают стихи в парах поочередно.
Представьте, что вы артисты, и выступаете на сцене, а все остальные зрители.
Уважаемые зрители! Будьте внимательны, вы будете оценивать их. Понравилось ли вам, как читали девочки? Что им поставим?
А совпадают ли признаки зимы, которые описывает автор с нашей погодой?
Молодцы, ребята! Добросовестно вы приготовились к уроку, я довольна вами.
Физминутка «Кружаться снежинки»
-Конечно, вы все видели, как падает снег, и видели не один раз. Какими вы представили себе снежинки?
-Летят снежинки ажурные, белые, пушистые, нежные.
Это подарок, который подарила нам природа.
Давайте на миг мы с вами тоже превратимся в снежинок. И выполним упражнения:
Кружатся снежинки
В воздухе морозном
Падают на землю
Кружевные звезды
Вот одна упала
На мою ладошку
Ой, не тай снежинка
Подожди немножко.
-Ложатся снежинки очень тихо, мягко. Сначала садятся снежинки побольше -мальчики, потом снежинки поменьше-девочки. Кто тише?
Изучение нового материала
Сели поудобнее, руки на парты положили, ноги вместе представьте, что вы смотрите телевизор, вы ждете начало какого –то сериала, а вместо этого вдруг появляется картина на экране «Зима».
Звучит музыка Чайковского, под музыку учитель читает стихотворение
«Белый снег пушистый
в воздухе кружится
и на землю тихо
падает ложится….
-О чем говорится в стихотворении? Значит о чем пойдет речь сегодня на уроке? Да мы будем говорить о зиме. Поэты любили это время года. В них они описывали красоту русской природы. Сегодня на уроке мы продолжим читать рассказы о зиме. И познакомимся с рассказом И.С.Соколова-Микитова «Зима в лесу».
Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии.
Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда!
Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.
В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь — полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.
Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
Чтение учителем рассказа
О чем говорится в рассказе?
При чтении вам встретятся незнакомые и трудные слова. Словарные слова : «отдыхает земля», обглоданные осинки, натропил, наезженную дорогу, обороняются, просеки, горностай.
Самостоятельное чтение учащимися рассказа.
Но, чтобы вам легче было представить зимний лес, как живут звери зимой. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в зимний лес. И увидим, как живут зимой животные?
-Чтение цепочкой
6) Почему они подходят к селениям и шумным городам?
7) Какие приметы зимы вы можете выделить из рассказа?
Выборочное чтение
Возьмите карандаши и подчеркните в тексте наиболее яркие слова и выражения, которые использует автор для описания зимнего леса.
Поиграем в игру: «Продолжи предложения», я начну, а вы заканчивайте строчку.
Работа над выразительным чтением
Но прежде чем приступить к следующему этапу урока мы вспомним пословицу: «Чтение –лучшее учение». Как вы понимаете эту пословицу? На что указывает точка в предложении?
(Предложение читаем спокойно, понизив голос к концу предложения) Если ?-спрашиваем. Если !- радость, удивление.
Какая сила голоса подходит к чтению рассказа? Какой тон необходимо выбрать для чтения текста? Какой темп вы выбрали для чтения: медленный, средний, быстрый? Выберем их. Значит как будем читать этот рассказ? (немного с грустью, с любовью к природе). Почему? (все кругом успокоилось, стало спокойно, тихо).
Прочитаете последний абзац. Расскажите, как живут лоси? Прочитайте, соблюдая, все знаки препинания.
Один из художников нарисовал вот такую картину к рассказу. Какими красками художник пользовался, чтобы нарисовать картину? Что бы вы нарисовали?
Итог урока.
Понравился ли вам урок? Что вам запомнилось больше всего на уроке? С каким новым рассказом мы познакомились? Кто написал его? О каком времени года мы говорили сегодня?
Оценки за урок. Дом. задание.
Цель презентации: Повышение качество обучения учащихся путем использования современных инновационных технологий.
Задачи презентации:
Место использования презентации: урок чтения и развития речи в 4 классе по теме «Зима в лесу» по программе В.В. Воронкова С(К)ОУ 8 вида.
Методические рекомендации к использованию: данную презентацию можно использовать учителями начальных классов при подготовке к уроку литературного чтения, посвященному творчеству И.С. Соколова-Микитова, а также на уроках окружающего мира при изучении темы «Зима в лесу».
Эффективность и практическая значимость: использование презентации на уроке повышает интерес к предмету, способствует развитию познавательных способностей, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся в учебном процессе.
Презентация помогает рационально использовать учебное время занятия, осваивать программный материал учащимися, сохранять высокую работоспособность на уроке.
Автор: Астраханова Лариса Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГС(К)ОУ Школа-интернат YIII вида, с.Малый Толкай,Самарская область. Стаж работы по специальности 26 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, Лариса Николаевна! Не очень удачно выбрана тема оформления презентации - точки, хотелось фон ближе к теме урока. Фото И.С. Соколова-Микитова деформировано, анимация появления заголовков, шрифты и стили - необходима доработка, на мой взгляд. Спасибо автору за желание делиться опытом! С уважением....
Лариса Николаевна, добрый вечер! Очень приятно увидеть землячку на этом конкурсе. Но Ваша презентация, действительно, требует доработки!
Удачи Вам! С уважением Ирина Николаевна
Уважаемая Лариса Николаевна. Презентация требует доработки. По требованиям к оформлению конкурсных работ в конце презентации в обязательном порядке указывается список использованной литературы, интернет-ресурсов и иллюстративного материала. Спасибо за желание делиться опытом. Автору удачи и творческого роста.
Спасибо автору за методический комплект, в конспект я бы добавила "раскадровку" слайдов...Успехов!