Предмет «Окружающий мир», 1 класс, УМК «Школа России».
Цель презентации: расширить знание учащихся о космосе.
Дать понятие о Вселенной невозможно без использования информационных технологий. При изучении темы данного урока использую презентацию о космосе, составленную мною из материалов Интернета. В результате дети чётко представляют картину о Вселенной, узнают много интересного о летательных аппаратах, о полётах в космос животных и первого в мире лётчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, о космонавте-женщине, которые совершили полёт в космос.
Прослушивание песен, посвящённых к подвигам космонавтов, воспитывает в детях чувство патриотизма, любви к Родине. Красочные иллюстрации о космических пейзажах раскрывают перед учащимися красоту мира.
Использование слайдов презентаций стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает их творческую активность. Данный материал имеет практический интерес для педагогов начальной школы.
Тема: Зачем нужны самолёты? Зачем летают в космос?
Цель: Расширить знания учеников о самолётах, показать значение космических исследований в жизни человека.
Задачи урока:
1. Дать элементарные сведения по теме освоения космоса;
2. Развивать эстетическое отношение к действительности;
4. Воспитать чувство патриотизма.
Оборудование к уроку: Портреты космонавтов; Предметы декоративно-прикладного искусства: памятные значки, почтовые марки по теме «Освоение космоса»; Репродукции произведений дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР А. Леонова на тему: «Космос».
Материал:
Ход урока.
Загадка:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром. (Самолёт)
– Рассмотрите типы самолётов с.116. Для чего они нужны? Расскажите, как пассажиры пользуются этим транспортом. Эти мощные, стремительные машины подвластны человеку. Мечта о полёте в воздухе, подобно птице, была для человека одной из самых старых и сокровенных. Но человеку хотелось подняться над землёй выше полёта птиц. Хотелось увидеть нашу планету, проникнуть в пространства космоса.
– А что такое космос? Это вселенная, солнечная система. Вселенная – это необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами. (Просмотр репродукции о космосе по слайду №2,3 презентаций).
– Сначала появились специальные летательные аппараты, которые смогли подняться в космос. Управлялись они из специального космического центра. (Просмотр слайда №4)
– Потом в космос полетели собаки. 3 ноября 1957 года запустили на орбиту Земли второй космический аппарат, впервые выведший в космос живое существо — собаку Лайку. Собака Лайка размещалась в отдельном опечатанном отсеке.
– 19 августа 1960 года первый успешный орбитальный полёт с возвращением на Землю совершили собаки Белка и Стрелка. (Просмотр слайда №5,6,7)
– А кто первый совершил полёт в космос? 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Старт Ю.А.Гагарина открыл дверь во Вселенную. Всего 108 минут продолжался первый полет.
Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос, был объявлен праздником — Днём космонавтики. В 2011 году исполняется 50-летие первого в мире полета человека в космос. (Просмотр слайда №8,9,10)
(Прослушивание песни «Каким он парнем был» по слайду №11)
– Всё, что видел, чувствовал и ощущал Юрий Гагарин в полёте, он тщательно записывал. Сейчас послушайте отрывок из рассказа Л.Обуховой «Летит Гагарин».
Ракета тронулась с места. Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорело. Они сделали своё дело — вынесли корабль на орбиту. Минуты теперь понеслись быстро.
Мир необычайно расширился. Гагарин чувствовал себя его первооткрывателем. «Землю, бледно-голубой шар, окольцованный зарёй, » — эту Землю до Юрия не видел никто.
Краски родной природы по-детски обрадовали его.
— Красота -то какая! — воскликнул он, совсем забыв, что его лёгкий голос, схваченный микрофоном, уже полетел на Землю.
Как всё переменилось! Неба не стало. Привычное голубое нёбо сузилось до тоненького ободка вокруг Земли.
Итак, Юрий мчится со скоростью, близкой к двадцати восьми тысячам километров в час. Под ним поблёскивают тёмным металлом океаны. В размывах облаков видны континенты. Он чувствует себя скромным хозяином земного шара.
Подлетая к жёлтой Африке — она оказалась в самом деле жёлтой, как на школьной карте мира,— Гагарин спохватился, что он ведь уже почти опоясал Землю.
Через несколько минут включилась тормозная двигательная установка. Корабль сошёл с орбиты. Он приближался к Земле. Юрий успешно опускался. На минуту он стал самым счастливым человеком на свете.
От избытка счастья он громко запел:
Родина слышит, Родина знает...
Внизу уже хорошо различалась Волга и знакомый город за оградой голых весенних холмов. Корабль приземлился на вспаханную почву.(По Л. Обуховой.)
– Сейчас познакомимся с репродукциями произведений художников, посвятивших своё творчество космосу. Мы видим красоту необычного космического пейзажа. (Просмотр иллюстрации космического пейзажа по слайдам №12-17 лётчика-космонавта СССР, автора серии живописных работ о космосе А. Леонова и художника А.Соколова).
– Вместе с первым в мире искусственным спутником Земли родилась новая тема памятных значков – космическая. За предыдущие годы только в нашей стране выпущено более 1000 наименований значков на космическую тему. Художники, занимающиеся в миниатюрной прикладной графике, создатели значков и марок на космическую тему, помогают нам наглядно представить историю освоения космоса. (Просмотр слайда №18)
– Сейчас послушаем песню «Родина слышит» (музыка Д.Шостаковича, слова Е. Долматовского) (Слайд №19)
– Что нового узнали на уроке?
– Узнали много интересного о космосе, о том, что наши космонавты совершают подвиги во имя мира на Земле. Мы стараемся быть похожими на них.
– Скоро приближается 50-летие со дня первого полёта человека в космос – День космонавтики. Дома нарисуйте один рисунок ко Дню космонавтики.
Автор: Гарипова Гульсина Зулфаровна, учитель начальных классов Малокибякозинской ООШ Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан. Педагогический стаж 33 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Презентация хорошая, продуманная. Интересный материал. Не увидела работы с учебником. А ведь вы презентацию могли бы связать с тестом учебника. А там как раз ответ на вопрос; "Зачем люди летают в космос".Можно разобрать в учебнике, а потом показать в презентации: и космические станции, и современные спутники.Презентация должна помогать усвоить материалы учебника. Когда начала смотреть вашу презентацию, дух захватило от радости. Очень хорошее начало, а как то не закончена...
Спасибо, Гульсина Зулфаровна, презентация понравилась, но требует некоторой доработки. Лучше использовать два шрифта: один – для заголовков, второй – для основного текста и выдерживать их в едином стиле. Музыка не звучит, к сожалению... Картины космонавтов хотелось бы увидеть в лучшем качестве, на весь экран (впечатлил Ваш прием "наезда" изображения Земли в 12 слайде). Радует наличие гиперссылок на разъяснения терминов и понятий в Википедии. С уважением и пожеланиями удачи...
Спасибо за интересную презентацию, Гульсина Зулфаровна! Очень актуальная тема в презентации, но требует небольшой доработки.
С уважением Ирина Николаевна
Хорошая работа: познавательная, интересная и доступная детям, интерактивная, при некоторой доработке вполне возможно использование презентации в учебном процессе. Удачи!
Уважаемая Гульсина Зулфаровна. Актуальная тема, познавательная работа, хорошо подобранный иллюстративный материал. Особенно мне понравились картины космонавтов и марки – не избитый материал и подход. Но презентация требует доработки. В первую очередь это касается разных по дизайну, цвету и размеру заголовков, шрифтов и их размера в пояснительных текстах. Точки не ставятся только в заголовках, а у Вас не стоят в конце предложений. По требованиям к оформлению конкурсных работ на страницах презентации должен быть указан следующий текст: http://www.deti-66.ru/ и название конкурса. Спасибо за желание делиться опытом. Автору удачи и творческого роста.
Спасибо автору за методический комплект, особая благодарность за "раскадровку" слайдов в конспекте: удобно, практически значимо! Успехов!