Регистрация

Презентация к уроку русского языка «Слово – имя собственное»

  • 29 марта 2011

Конкурс «Мастер презентаций»

 «Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь»
.
Китайская мудрость.

Многие учителя-практики в своей работе сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Предмет Русский язык. 1 класс, УМК «Школа России».

Тема: Слово – имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Новое знание. Клички животных – имена собственные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих клички животных;
  • повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии;
  • развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность учащихся;
  • воспитывать любовь к животным;
  • формировать УУД: ставить и решать учебные задачи, осуществлять самоконтроль.

Оборудование:

  •  учебники русского языка 1 класс
  •  словарь С.И. Ожегова
  •  индивидуальные карточки
  •  сигнальные карточки
  •  мультимедийное оборудование
  •  презентация
  •  интерактивная доска.

 Открытый урок в 1а классе

Цель презентации: Повышение эффективности учебного процесса посредством использования инновационных технологий.

Задачи презентации:

  • Развивать способности к самообучению.
  • Способствовать повышению активности и мотивации учащихся к обучению.
  • Формировать умения работать с информационными источниками.

Место использования презентации: урок русского языка в 1 классе « Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных»

Методические рекомендации к использованию: данную презентацию использовать на уроке русского языка по программе « Школа России» для открытия детьми нового знания.

Эффективность и практическая значимость: благодаря использованию данной презентации учащиеся успешно актуализировали знания по теме урока, обозначили проблему, осуществили поиск решения данной проблемы, применили новые знания на практическом материале презентации, провели самоконтроль своей деятельности. Использование ИКТ экономит время на уроке, вносит элементы занимательности в учебный процесс.

Ход урока по русскому языку : «Слово – имя собственное» 

I. Организационный момент.

 Здравствуйте дети!
 Встаньте равнее,
Головки повыше, спинки прямее!
Тихо сядьте все за парты.
Ровно руки положите,
На меня все посмотрите.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Актулизация знаний и постановка проблемы.

Мы сегодня на уроке русского языка продолжим работу по теме: « Слово – имя собственное» (1 слайд).

На доске появляются слова: Полина, (Ш,ш) арик, Маршак, Петрович. (2 слайд). 

Прочитайте слова, написанные на доске. Найдите среди них лишнее, ориентируясь на их значение.

Дети: Здесь лишнее слово Шарик. Оно обозначает кличку животного, а остальные слова обозначают имя, отчество, фамилию человека.

Учитель: Какой возникает вопрос? (3 слайд).

Дети: Как писать это слово? Какую букву выбрать? (заглавную или строчную, большую или маленькую). 

Поиск решения.

Учитель: Как вы будете действовать, выбирая нужную букву?

Дети: Прочитаем слово, подумаем над его значением. Если это собственное имя - выберем большую букву. (4 слайд)

Учитель: Молодцы. Подумайте и скажите, что объединило эти слова?

Дети: Всё это имена собственные.

Учитель: Написание, каких имён собственных мы уже знаем?

Дети: Мы знаем, как пишутся имена, отчества, фамилии.

Учитель: Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Дети: Мы должны научиться правильно писать слова, обозначающие клички животных.

Учитель: Какова же тема нашего урока? (5 слайд)

Дети: Как пишутся слова, обозначающие клички животных.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока: «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных». (6 слайд)

III. «Открытие» нового знания.

Учитель: Шарик - это кличка животного. Как вы понимаете слово кличка?

Дети: Кличка- это имя животного.

Учитель: Заглянем в толковый словарь С.И Ожегова. А помогут мне в этом Дима Ф. и Настя В. (7 слайд с толкованием данных слов, высвечивается по очереди)

1 ученик: Слово кличка имеет два значения.1) Кличка- это имя домашнего животного. Например. Собака по кличке Шарик.

2 ученик: 2) Кличка- это шутливое, насмешливое прозвище. Например. Ему дали прозвище Весельчак.

Учитель: Если кличка- это имя домашнего животного, то, как его надо писать?

Д. Кличку надо писать с большой (заглавной) буквы.

Учитель: Большая буква в кличках животных – это орфограмма. Вернемся к нашим словам: Полина, (Ш,ш) арик , Маршак, Петрович. ( 2 слайд). Спишите слова, раскройте скобку, подчеркните новую орфограмму. 

Проверка.

Учитель: Какую новую орфограмму подчеркнули?

Д. Мы подчеркнули заглавную букву «Ш». Клички животных пишутся с заглавной буквы.

Самопроверка (читаем слово на доске, читаем это же слова в тетради, сравниваем …) (8 слайд)

Учитель: Покажите сигнальные карточки, кто написал правильно (учесть). Покажите сигнальные карточки, кто исправил ошибку во время проверки (учесть). Молодцы. Сделайте вывод о написании имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных. 

Дети: Имена, отчества, фамилии людей, клички животных – всё это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Физкультминутка для глаз:

Встали.
Зажмурили сильно глазки, открыли (5 раз)
Сделали круговые вращения глаз (вправо, влево)
Посмотрите на пальчик, вдаль(3 раза)
Сели.

IV. Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебник на странице 56. Прочитайте правило самостоятельно. Вслух прочитают Полина М. и Ваня Д. (эти дети хорошо читают).

1 ученик: Имена, отчества, фамилии людей и клички животных – это имена собственные.

2 ученик: Имена собственные пишутся с большой буквы.

Учитель: Сравните свой вывод с правилом в учебнике. (Всё верно.). Поднимите руки те, у кого есть домашнее животное. Назовите их клички.

Д. У меня собачка. Ее кличка …..

Учитель: Что должны помнить о написании кличек животных?

Д. Клички животных пишутся с большой буквы. Это имена собственные.

Учитель: А почему надо беречь животных и заботиться о них?

Д. Животные – наши меньшие братья. Мы в ответе за тех, кого приручили…

Учитель: Откройте учебник на странице 53, найдите упражнение 43. Послушайте удивительное стихотворение Ю. Черных. Прочитает нам его Вова Малышев (подготовленный ученик).

Жили – были дед да баба

С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой
 
А Хохлаткою они звали жеребенка.
А еще была у них курица Буренка.
А еще у них была собачонка Мурка.
А еще - два козла: Сивка да Бурка!
 

Учитель: Скажите, что вас рассмешило?

Д. В этом стихотворении перепутаны клички животных.

Учитель: Помогите автору исправить ошибки.

Работа с интерактивной доской. (9 слайд)

  •  кошка Жучка
  •  собачонка Мурка
  •  жеребенок Хохлатка
  •  курица Буренка
  •  корова Сивка.

Задание: исправьте путаницу. (Уч-ся выбегают к доске и меняют местами клички животных.) Проверка. (10 слайд).

Учитель: Что записано в первом столбике (во втором)?

Д. В первом столбике названия животных, а во втором их клички.

Учитель: Сравните название животного и кличку по изученной сегодня орфограмме. Сделайте вывод.

Д. Название животного пишется с маленькой (строчной) буквы, а кличка с большой (заглавной).

Физкультминутка. (Комплекс ритмический движений под музыку, рассчитанных на работу разных групп мышц)

V. Применение нового знания.

Дети посетили цирк на Фонтанке и посмотрели выступление дрессированных животных, и многие запомнили клички.

Игра «Кто больше?» (11 слайд)

Учитель: Придумайте и запишите как можно больше кличек животных за четыре минуты.

Появляется знак внимание (!). Если ты не знаешь, как правильно пишется слово, то спроси у учителя (?)

Проверка.

Учитель: Встаньте, кто успел записать более 8 слов. Прочитайте их. Как вы написали клички животных? (с заглавной буквы) Подчеркните эту орфограмму у себя в тетради.

VI. Работа по учебнику.

Учитель: Вот мы и готовы выполнить следующее задание. (Да). Найдите упражнение 44 на странице 54. Прочитайте загадки. (12,13 слайды).

  • Всё ли вам понятно?
  • Прочитайте задание.
  • Есть ли у вас вопросы?
  • Выполните задание самостоятельно по выбору.

Задания:

1) Запишите отгадки и клички животных

2) Запишите отгадки и клички животных, составьте и запишите из этих слов предложения

Появляется знак внимание(!). Если ты не знаешь, как правильно пишется слово, то спроси у учителя (?)

Проверка (фронтально, по « цепочке»)

  • Приготовьте сигнальные карточки. Читает …..
  • Подчеркните новую орфограмму.

Самопроверка:

  • Покажите сигнальные карточки, кто написал правильно (учесть).
  • Покажите сигнальные карточки, кто исправил ошибку во время проверки (учесть).

VII Итог урока.

Учитель: Какой вопрос у нас возник в начале урока? (11 слайд высвечивается по очереди)

Д. Как правильно написать кличку животных?

Учитель: Удалось ли нам ответить на этот вопрос?

Д. Да.

Учитель: Так как же будете писать клички животных?

 Д Клички животных - это имена собственные.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы. (14 слайд).

Учитель:  Как вы заботитесь о своих питомцах? Что вы можете сказать в защиту животных? (15 слайд).

Лучшими знатоками русского языка стали: Настя В., Дима, Настя С., Полина, Ваня и Лера. На память им вручаются медальки. Спасибо Вове К. за то, что не только сам хорошо выполнил работу, но и помог товарищу. Вова, Олег, Витя и Наташа работали лучше, чем вчера. Молодцы! Аккуратнее всех с книгой работал Георгий. Спасибо! Старательнее всех в тетрадях писали: Настя С.,Марина, Алина, Вероника, Вова М. Их работы вы можете посмотреть во время перемены. Посмотрите, как правильно сидит за партой Толя.

Презентация «Слово – имя собственное»

Автор: Хрупина Раиса Михайловна, учитель высшей квалификационной категории МОБУ «Агалатовская СОШ» Всеволожский район, Ленинградская область.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 51, сумма баллов: 239)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (45)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Юрий 29.03.2011 в 14:22

Привет из Томска! Конспект урока и презентация очень понравились,рекомендую всем учителям познакомиться и проголосовать за эту презентацию.Бывший ученик.

Юлия Михайловна 30.03.2011 в 12:16

Спасибо за поддержку!Приятно, когда бывшие ученики помнят своих учителей.

Екатерина Сергеевна 29.03.2011 в 20:59

Всем привет! Презентация очень красивая и яркая, практически значима, методически грамотна и эстетически оформлена! Ставлю вам 5! Вы молодец!!!

Владимир Анатольевич 29.03.2011 в 22:15

Очень интересный матариал, работа понравилась, построена грамотно, отбор илюстраций и текста очень точен. Спасибо вам за Ваш труд всё на 5

Юлия Михайловна 30.03.2011 в 10:58

Замечательный проблемный урок и презентация к нему!Спасибо Вам большое!Буду использовать в своей работе и порекомендую другим коллегам!

Валентина Ивановна 30.03.2011 в 11:20

Просмотрела Вашу работу, очень понравилось, советую всем просмотреть и использовать в работе. Спасибо!

Нина Васильевна 30.03.2011 в 11:29

В настоящее время огромное внимание уделяется качеству преподавания. Это возможно только на хорошо подготовленном современном уроке. Познакомьтесь, представленный опыт вам пригодится в работе.

Лариса Петровна 30.03.2011 в 12:02

Спасибо за презентацию! Мне очень понравилась! Буду сама использовать ее на уроке и советую другим:)

Гроздева Ирина Владимировна 08.04.2011 в 21:06

Уважаемая Раиса Михайловна. Презентация хорошая, отвечающая большинству требованиям, предъявляемым к конкурсным работам. Доступно и просто! Учтены возрастные и психологические особенностей первоклассников, продуманная анимация, качественные картинки, конспект урока детально проработан. На будущее - в заголовках точки не ставятся. Автору дальнейших творческих успехов.

Марина Петровна Филатова 09.04.2011 в 13:19

Коллега, спасибо за презентацию. Мне очень понравилась.Желаю дальнейших успехов!

Андрей Галкин 12.04.2011 в 20:11

Доступно и просто! Мне очень понравилась.

элина валерьевна 13.04.2011 в 22:31

Супер! Грамотно и профессионально.Успехов!

Луиза 14.04.2011 в 00:46

Работа очень понравилась,грамотно построена,интересные иллюстрации,все доступно!
Ваш материал очень пригодится коллегам,спасибо!

Анастасия Михайловна 14.04.2011 в 13:55

Красивая Призентация Очень класно!!!

Жазира 14.04.2011 в 23:36

Очень интересный матариал, работа понравилась, построена грамотно, отбор илюстраций и текста очень точен.

Солдатова Ирина Николаевна 17.04.2011 в 14:13

Раиса Михайловна, хорошая у Вас презентация, мне понравилась. Учтены критерии оформления работы, методически грамотно составлена презентация, эстетически картинки подобраны. Молодец! Удачи!
С уважением Ирина Николаевна

Елена Анатольевна 18.04.2011 в 00:11

Томск помнит своего первого учителя! Самого лучшего и родного! Замечательная презентация! Вы не только мастер презентаций, но и профессионал своего дела! Спасибо Вам! Удачи!

наталья вениаминовна 18.04.2011 в 19:52

замечательная презентация!

Лариса Ивановна 18.04.2011 в 20:07

Презентация понравилась. Хороший материал, красочно. Порекомендую коллегам. Спасибо.

Светлана Александровна 19.04.2011 в 09:54

Действительно стоящая работа, радует единство фона, продуманность анимации. Презентации не хватает единства в шрифте и в масштабе используемых изображений (например на 3 слайде вполне возможно обе картинки "сделать" одинаковыми, это придаст слайду эстетичности и поспособствует адекватному восприятию). При некоторой доработке вполне возможно использование работы в учебном процессе. Удачи!

Анна Николаевна 20.04.2011 в 17:33

"Тяжёлый" для скачивания конспект урока, а всего-то нужно было сжать фотографии... На 7 слайде можно было бы поместить одинаковые по дизайну изображения (или фото, или "картинки"). хорошая работа, но нет предела совершенству! Удачи...

оля куликова 20.04.2011 в 21:49

вы просто молодец! очень понравилась, интересный материал! =)

vadim 21.04.2011 в 10:58

Интереснои познавательно.Спасибо.

артем 21.04.2011 в 17:42

Презентация понравилась. Все просто и понятно. Успехов и удачи.

николай николаевич 28.04.2011 в 11:31

Посмотрел много работ, но выделил именно Вашу, уважаемая Раиса Михайловна. Сложно приготовить презентацию к проблемному уроку, а особенно по русскомц языку для 1 класса. Вы, молодец! Сразу видно творчески работающего учителя. Желаю Вам победы, т.к. считаю, что за проблемным обучением будущее "новой" школы. Спасибо! С Уважением, Николай Николаевич.

Анатолий 06.05.2011 в 20:12

Отличная презентация,очень понравилась!

Елена 06.05.2011 в 20:16

Восхищаюсь мастерством наших учителей! Супер презентация!

Сергей Петрович 06.05.2011 в 20:58

Ознакомился с несколькими работами, выделил именно вашу. Желаю удачи! Так держать!!

Наталья Александровна 07.05.2011 в 06:07

Очень классная презентация! профессионально!

Татьяна 07.05.2011 в 12:04

Здравствуйте,Раиса Михайловна! Меня заинтересовала Ваша работа, действительно очень профессионально выполнена. С точки зрения психологии зелёный цвет - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Зелёный цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, он не утомляет глаза и привлекает к себе внимание, и в тоже время спокойный цвет, что очень важно для наших детей! Спасибо! Желаю Вам только победы! С Уважением, Татьяна Сергеевна!

Денис Андреевич 09.05.2011 в 11:24

Очень важный урок для детей, все сделано с чувством, с толком, с расстановкой!

Альберт 12.05.2011 в 21:51

​Очень интересный материал, отбор иллюстраций и текста очень точен, грамотная работа, спасибо большое.

Никита Андреевич 12.05.2011 в 21:58

Одна из лучших работ подобного типа.

Яна Алексеевна 12.05.2011 в 22:15

Здравствуйте,Раиса Михайловна! Мне очень порнравилась Ваша работа! Она действительно стоящая! Всё сделано с чувством, с толком! Вы - профессионал свого дела!
Спасибо Вам огромное!
Успехов Вам во всех начинаниях!

Андрей 12.05.2011 в 22:22

Здравствуйте, очень понравилась презентация! Отлично подобраны картинки и примеры, что особенно удачно подходит для обучения детей младших классов. К тому же творческие работы всегда вызывают особый интерес! Продолжайте в том же духе и удачи!

Алексей Николаевич 12.05.2011 в 22:24

Очень понравилась презентация, все просто и понятно

Вакуленко 12.05.2011 в 22:32

Здравствуйте,Раиса Михайловна!Очень хорошая работа!презентация очень понравилась.

Григорий 12.05.2011 в 23:27

Презентация на высоте. Яркая красочная, а главное содержательная и понятная. Граммотный подбор картинок материалов. Отличная работа!

Софья Усова 13.05.2011 в 23:14

Прекрасно подобран материал.Презентация замечательная!

Оксана Анатольевна Титаренко 16.05.2011 в 22:00

Раиса Михайловна, здравствуйте! Немало удивлена, что мой коммент до сих пор не в вашем списке под работой, пропустила... :))) мне понравилось все, кроме вертлявых перьев с малым количеством пикселей. Поздравляю Вас с выходом в финал конкурса "МП"! Ваша работа действительно достойна быть в ряду лауреатов. С уважением и наилучшими пожеланиями...

Солдатова Ирина Николаевна 17.05.2011 в 00:07

Уважаемая Раиса Михайловна! Разрешите поздравить Вас со званием лауреата в конкурсе "МП"! Желаю удачи!!!
С уважением Ирина Николаевна

Раиса Михайловна 17.05.2011 в 18:39

Большое спасибо за тёплые и добрые слова в мой адрес. Ценность этого конкурса для меня особенно велика. Тут собрано очень много грамотных разработок для начальной школы.
Организаторам конкурса большая благодарность. Вы очень умело, корректно помогали решать различные ситуации. Осталось совсем немного подождать, чтобы узнать победителей. Победит лучший! Здоровья и удачи всем читателям этого портала, а коллегам творческих успехов.

Погребняк Сергей Федорович 19.05.2011 в 10:26

Уважаемая Раиса Михайловна!
На ряду с поздравлениями примите и критические замечания по вашей работе.
Надеюсь на то, что они помогут Вам в дальнейшем делать замечательные работы.
Удачный, спокойный фон, но шрифты разные и разного размера. Курсив вообще дизайнеры используют крайне редко. В заголовках точки не ставятся. Излишняя анимация не в дело.
Рисунки используем высокого качества, без логотипов на них, выбираем одинаковый размер и оформление, располагаем на слайде эстетично, то есть центруем.
Желаю в дальнейшем отличных успехов и повышения своей квалификации.
С уважением, Погребняк С.Ф.

Гроздева Ирина Владимировна 19.05.2011 в 23:57

Уважаемая Раиса Михайловна. Поздравляю Вас со званием Лауреата Всероссийского конкурса. Удачи и творческих успехов! С уважением.

Анастасия 14.05.2012 в 01:05

Очень здорово! Вам +5! Заходите ознакомиться с моими работами.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!