Урок развития речи по репродукции картины «Летом» А. А. Пластова для среднего звена, элементы которого могут быть использованы в начальной школе, так как данный урок входит в систему уроков развития речи «Уроки развития речи с использованием элементов методики М. Монтессори: вижу, слышу, чувствую».
Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся ярким запоминающимся образом, способствуют развитию мышления и речи, обогащению словарного запаса. Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если будет понятно.
При работе над сочинением по картине ученик сталкивается со многими трудностями:
Ответ на все эти вопросы может дать цвет, если попытаться понять его характер. На уроке «Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом» сделан акцент именно на раскрытие данного понятия.
Современный ритм жизни заставляет использовать новые информационные технологии, которые обеспечивают наглядность, повышают интерес к предмету. Поэтому на уроке используется презентация о творчестве А. А. Пластова, включающая в себя анимацию, которая помогает осуществить работу над цветом и его характером. Также входе урока используется интерактивная доска.
Начало урока представляет собой лекцию-экскурсию, в ходе которой учащиеся знакомятся с известным художником и некоторыми его полотнами. Выразительное чтение учащимися искусствоведческих текстов позволяет оценить творчество А. А. Пластова, глубже понять содержание картин, заимствовать лексику и стиль текста-образца. Слайды презентации (1-5) позволяют наглядно представить художественный мир автора и его полотен.
Рассматривание картины является сложным индивидуальным мыслительным процессом учащихся, который впоследствии перетекает в ее анализ. Слайд № 6 знакомит учащихся с иллюстрацией картины «Летом», где помимо иллюстрации предствлены составляющие фрагменты. Они помогут сконцентрировать внимание и активизировать познавательную деятельность в ходе беседы, которая включает в себя выполнение коммуникативных вопросно-ответных упражнений.
Самым эффектным является задание по определению характера цвета, выполнить которое помогут следующие слайды презентации: 8 – 17. Солнышко, небо, трава, обладающие нужным цветом для описания картины: желтым, синим, зеленым, – помогают учащимся сделать вывод о том, что в картине «Летом» А. А. Пластова использованы теплые и холодные цвета, но больше – теплых; что художник прибегает к контрастным, ярким насыщенным краскам, которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, вызывает бодрое настроение.
На слайдах 7,18 – 19 представлена словарно-стилистическая и орфографическая работа. Внося элемент занимательности, предложенные задания выполняются на ИД в «Режиме Office» и технологией «Drag and drop» (тащить и отпустить), позволяющие восстановить синонимические ряды цветовой гаммы картины, составить предложения и словосочетания описательного характера и внести коррективы в порядок пунктов плана сочинения.
Завершая работу по подготовке написания сочинения по картине, еще раз погружаемся в рассматривание, сопровождающееся музыкальной композицией.
Использование технологии презентации с элементами работы на ИД позволяет:
Приложение 1: Презентация к уроку (20 слайдов, 2,40 mb)
Приложение 2: Музыкальное сопровождение презентации.
Приложение 3: Урок развития речи по репродукции картины «Летом» Пластова А. А.
Фото автора
Автор: Чалдаева Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края», г. Бийск Алтайский край, стаж работы 15 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ольга Алексеевна! Спасибо за отличную работу, радует подробный конспект-сценарий урока, с "раскадровкой" слайдов презентации, такая же подробная вступительная статья. Хочется отметить качество презентации: эстетичная, лаконичная, со вкусом и в едином стиле оформленная, с продуманной анимацией, качественными (оптимизированными) изображениями, способствующая достижению цели занятия. В презентации, на мой взгляд, не хватает "титульного" слайда. Успехов!
Уважаемая Анна Николаевна, спасибо за Ваши доброжелательные комментарии к моей работе. После таких оценок хочется еще больше работать и воплощать творческие идеи.
С уважением, Ольга Алексеевна
Ольга Алексеевна! Спасибо, получила огромное удовольствие от презентации и разработки урока в целом. Действительно, материал можно использовать в начальной школе. При подготовке к сочинению по картине очень удачными являются задания с заполнением таблицы частями речи, описывающими фрагменты картины, и подбором синонимов; прекрасные искусствоведческие тексты. Элементы арттерапии сочетаются с анимацией презентации. Сама презентация яркая, неперегруженная, продуманная. Вот только по требованиям к оформлению конкурсных работ в конце презентации указывается список использованной литературы, интернет-ресурсов и иллюстративного материала, а на страницах презентации должен быть указан следующий текст: http://www.deti-66.ru/ и название конкурса. А вы их вынесли в конспект. Дальнейших Вам творческих успехов.
Ирина Владимировна! Спасибо за подробные комментарии к моей презентации. Но несмотря на то, что презентация была подготовлена для среднего звена, я рада, что ей могут воспользоваться и учителя начального звена.Впервые участвую в подобного рода конкурсе, поэтому в дальнейшем учту Ваши замечания по оформлению работы.
С уважением, Ольга Алексеевна
Ольга Алексеевна! Хочется посмотреть Вашу презентацию, а не получается... что за расширение 7z? В Висте не читает(((
Оксана Анатольевна, сейчас еще раз проверила, с нашим стареньким XP :) все открывается. Эта презентация сохранена в формате .pptx, хотя в требованиях - формат .ppt, чтобы всем доступен был. Возможно, Виста глючит, говорят, она такая... :)
Спасибо, Елена Вячеславовна! Попробую на стареньком рабочем компьютере посмотреть.
Ольга Алексеевна, мне понравилось! Хотя картина "Фашист пролетел" вносит некоторый диссонанс общему настроению. Ирина Владимировна уже отметила, что Вы используете элементы арт-терапии, я вижу еще и музыкотерапию, и цветотерапию. Гамма моих чувств была очень широкой при просмотре презентации - от жалости и сострадания к мальчику, до релаксации и умиротворения от музыки и видов природы. И еще, может быть не стоило дублировать искусствоведческий текст, читаемый учащимся, в саму презентацию? Пусть бы дети рассматривали картину, всплывающий текст ее закрыл.
Оксана Анатольевна, Спасибо за комментарий, учту Ваши пожелания!
С уважением, Ольга Алексеевна
Достойная работа, спасибо автору за лаконичность и продуманность анимации. Успехов!
Светлана Александровна!Большое спасибо, рада, что Вам понравилось!
С уважением, Ольга Алексеевна
Ольга Алексеевна! Прекрасная работа и отличная презентация! Коллега, удачи Вам в конкурсе и на работе. Побольше бы таких высоко профессиональных и духовно насыщенных работ в каждом классе!
Уважаемая Ольга Алексеевна, поздравляю Вас со званием лауреата конкурса!Урок по - настоящему творческий, инновационный. Презентация составлена грамотно, помогает наглядно продемонстрировать и передать красоту картины «Летом» А. А. Пластова. Формулирование вопросов и заданий не только в устной форме, но и визуально на экране позволяет учащимся быстро и правильно понять суть поставленной перед ними задачи. Материал с интерактивными вставками и заданиями помог разнообразить урок и вызвать интерес учащихся к изучаемой теме.
С уважением, Эмекова СА
Светлана Алексеевна, спасибо за идею участия в данном конкурсе, за Вашу методическую помощь.
С уважением, Ольга Алексеевна
Ольга Алексеевна! Поздравляю Вас с выходом в финал конкурса "МП"! Желаю Вам дальнейших побед и педагогического вдохновения. С уважением...
Уважаемая Ольга Алексеевна! Разрешите поздравить Вас со званием лауреата в конкурсе "МП"! Желаю удачи!!!
С уважением Ирина Николаевна
Уважаемые коллеги!!!! Огромное спасибо вам за комментарии к моей работе! С уважением, Чалдаева О. А.
Уважаемая Ольга Алексеевна. Поздравляю Вас со званием Лауреата Всероссийского конкурса. Удачи и творческих успехов! С уважением.