Конкурс «Мастер мультимедийных технологий – 2015»
Номинация «Мультимедийные технологии в начальной школе»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
Формируемые УУД:
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Предметные:
Ресурсы: доска, мультимедиа система, ноутбуки, колонки, PROclass.
Организация пространства: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности.
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.П. Сумарокова:
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь. (Слайд 1)
– В чём смысл стихотворения? Какой наказ в нём?
– Предположите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).
2. Мотивация учебной деятельности
– Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда. Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при определении чередующихся гласных Е-И. Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.
3. Изучение нового материала
– Представьте, что наш класс – исследовательский центр. Вы ученые-лингвисты. Вам предстоит решить небольшую исследовательскую задачу: почему в одних словах в корне пишется Е, а в других – И.
– На слайде даны две колонки слов с чередованием Е//И в корне. Буквы Е и И выделены красным цветом. (Слайд 2)
разбирать – разберу
отпирать – отпереть
задирать – задеру
вытирать – вытереть
замирать – замереть
блистать – блестеть
расстилать – расстелить
выжигать – выжег
Учащиеся выделяют в слове корень, ставят ударение, определяют, какая гласная стоит за корнем. Вместе выводим правило написания Е-И в корнях с чередованием: если за корнем стоит суффикс А, то в корне будем писать И, а если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.
4. Целеполагание
– Нам сегодня предстоит запомнить правила употребления Е-И в корнях слов и уметь определять нужную гласную на письме. (Слайд 3)
5. Динамическая пауза.
– А теперь физминутка! Игра «Хлопок». (Слайд 4).
– Я буду диктовать вам слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок, а если Е – два хлопка.
Блестеть протирать отмирающий
Блистать умирать вытирать
Запереть расстелить выбирать
Выберу вычитание расстилать
Забирать протереть добираться
– Молодцы! Я вижу заряд положительных эмоций.
6. Закрепление
«Помогите Незнайке» (Слайд 5). Слышен стук в дверь, входит Незнайка.
– Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понял!
– Что случилось, Незнайка?
– Я опаздываю в школу… Этот умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог его выполнить.
– Ну, успокойся. Показывай нам свое задание.
– Вот оно. Нужно найти слова с чередованием Е – И в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я ничего не знаю! Ничего не понял! (Разворачивает большой лист бумаги, на котором написано его домашнее задание):
Б..рись дружно – не будет грузно.
Всякий изб..рает друга по своему нраву.
Когда у человека есть друг, он всегда может оп..реться на его плечо. (Слайд 6)
– Незнайка, тебе очень повезло. Ребята только что познакомились с правилом, которое ты не понял. И они тебе сейчас помогут.
Учащиеся находят слова с изученной орфограммой, обозначают ее, объясняют выбор нужной гласной.
– Спасибо, ребята, – говорит Незнайка. – Теперь я все понял. Я на всю жизнь запомню, что в корне пишется тогда, когда за ним стоит суффикс – А– , а если суффикса – А – нет, то нужно писать букву Е.
– Ты молодец, Незнайка! И ребята молодцы. Так грамотно тебе все объяснили.
– Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Пусть попробует этот Знайка – зазнайка не поставить мне «5»!
– До свидания, Незнайка! Ну а мы с вами продолжаем.
Звуковой диктант (звучат отрывки из аудио текстов сказок А.С. Пушкина).
– Ребята, сейчас вы услышите строчки из известных вам произведений. Ваша задача – выписать слова, в которых гласные корня чередуются, объясняя написание, и выяснить, кто автор этих строчек и откуда взяты отрывки?
1) На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилась с ним.
2) Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит
Глядь, а Балда братца гладит.
3) Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо.
4) В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
5) В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
– Ребята! Данные отрывки подобраны из сказок А.С.Пушкина. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837) - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Даже из этих коротких строк вы должны были почувствовать всё тепло его русской души. (Слайд 7 – показ видеоролика).
7. Завершающий контроль
– Ну а теперь, подобно Александру Сергеевичу, я предлагаю вам проявить своё творчество при выполнении теста.
Ребятам предлагается выполнить тестовые задания, используя PROclass.
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли
4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании
4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание
4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников
2) подж...гать дома
3) ст...реть линию
4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга
4) забл...стеть на свету
8. Рефлексия
– А теперь я предлагаю вам начертить кластер по изученной орфограмме «Чередование Е – И в корне слова». (Задание по группам – каждая группа чертит свой кластер на приготовленных листах, а затем представляет его всем).
Прием «Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:
9. Домашнее задание (дифференцированное)
Для слабых учеников – записать 10 слов на изученную орфограмму, обозначая её.
Для сильных – написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова. (Слайд 9).
Автор: Булыгина Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Масленниково муниципального района Хворостянский Самарской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
"Чередование гласных в корне" - важная тема, и не только для пятиклассников, она актуальна даже при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Правда, в конспекте речь идет не о всех чередованиях, но многое может пригодиться. Спасибо.