Регистрация

Презентация к уроку по русскому языку «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

  • 21 января 2016

Конкурс «Мастер мультимедийных технологий – 2015»

Номинация «Мультимедийные технологии в начальной школе» 

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

  • сформулировать представление о чередующихся гласных е-и;
  • сформировать способность употребления е-и в корнях слов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • принятие социальной роли обучающегося;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
  • следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Регулятивные:

  • фиксировать результаты наблюдения и делать выводы;
  • умение планировать и регулировать свою деятельность;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий;
  • владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
  • расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов»;
  • умение строить речевое высказывание.

Предметные:

  • усвоение обучающимися перечня корней с чередованием;
  • навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е – и в корнях с чередованием» и графически обозначать её;
  • умение отличать данную орфограмму от других.

Ресурсы: доска, мультимедиа система, ноутбуки, колонки, PROclass.

Организация пространства: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Ход урока с презентацией

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности.

– Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.П. Сумарокова:

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь. (Слайд 1)

– В чём смысл стихотворения? Какой наказ в нём?

– Предположите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).

2. Мотивация учебной деятельности

– Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда. Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при определении чередующихся гласных Е-И. Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.

3. Изучение нового материала

– Представьте, что наш класс – исследовательский центр. Вы ученые-лингвисты. Вам предстоит решить небольшую исследовательскую задачу: почему в одних словах в корне пишется Е, а в других – И.

– На слайде даны две колонки слов с чередованием Е//И в корне. Буквы Е и И выделены красным цветом. (Слайд 2)

разбирать – разберу

отпирать – отпереть

задирать – задеру

вытирать – вытереть

замирать – замереть

блистать – блестеть

расстилать – расстелить

выжигать – выжег

Учащиеся выделяют в слове корень, ставят ударение, определяют, какая гласная стоит за корнем. Вместе выводим правило написания Е-И в корнях с чередованием: если за корнем стоит суффикс А, то в корне будем писать И, а если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

4. Целеполагание

– Нам сегодня предстоит запомнить правила употребления Е-И в корнях слов и уметь определять нужную гласную на письме. (Слайд 3)

5. Динамическая пауза.

– А теперь физминутка! Игра «Хлопок». (Слайд 4).

– Я буду диктовать вам слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок, а если Е – два хлопка.

Блестеть протирать отмирающий

Блистать умирать вытирать

Запереть расстелить выбирать

Выберу вычитание расстилать

Забирать протереть добираться

– Молодцы! Я вижу заряд положительных эмоций.

6. Закрепление

«Помогите Незнайке» (Слайд 5). Слышен стук в дверь, входит Незнайка.

– Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понял!

– Что случилось, Незнайка?

– Я опаздываю в школу… Этот умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог его выполнить.

– Ну, успокойся. Показывай нам свое задание.

– Вот оно. Нужно найти слова с чередованием Е – И в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я ничего не знаю! Ничего не понял! (Разворачивает большой лист бумаги, на котором написано его домашнее задание):

Б..рись дружно – не будет грузно.

Всякий изб..рает друга по своему нраву.

Когда у человека есть друг, он всегда может оп..реться на его плечо. (Слайд 6)

– Незнайка, тебе очень повезло. Ребята только что познакомились с правилом, которое ты не понял. И они тебе сейчас помогут.

Учащиеся находят слова с изученной орфограммой, обозначают ее, объясняют выбор нужной гласной.

– Спасибо, ребята, – говорит Незнайка. – Теперь я все понял. Я на всю жизнь запомню, что в корне пишется тогда, когда за ним стоит суффикс – А– , а если суффикса – А – нет, то нужно писать букву Е.

– Ты молодец, Незнайка! И ребята молодцы. Так грамотно тебе все объяснили.

– Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Пусть попробует этот Знайка – зазнайка не поставить мне «5»!

– До свидания, Незнайка! Ну а мы с вами продолжаем.

Звуковой диктант (звучат отрывки из аудио текстов сказок А.С. Пушкина).

– Ребята, сейчас вы услышите строчки из известных вам произведений. Ваша задача – выписать слова, в которых гласные корня чередуются, объясняя написание, и выяснить, кто автор этих строчек и откуда взяты отрывки?

1) На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилась с ним.

2) Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит
Глядь, а Балда братца гладит.

3) Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо.

4) В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.

5) В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.

– Ребята! Данные отрывки подобраны из сказок А.С.Пушкина. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837) - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Даже из этих коротких строк вы должны были почувствовать всё тепло его русской души. (Слайд 7 – показ видеоролика).

7. Завершающий контроль

– Ну а теперь, подобно Александру Сергеевичу, я предлагаю вам проявить своё творчество при выполнении теста.

Ребятам предлагается выполнить тестовые задания, используя PROclass.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли
4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании
4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание
4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников
2) подж...гать дома
3) ст...реть линию
4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга
4) забл...стеть на свету

8. Рефлексия

– А теперь я предлагаю вам начертить кластер по изученной орфограмме «Чередование Е – И в корне слова». (Задание по группам – каждая группа чертит свой кластер на приготовленных листах, а затем представляет его всем).

Прием «Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

  • Урок мне _________ понравился.
  • Я _____ доволен своей работой на уроке.
  • Я сегодня на уроке узнал, что… (Слайд 8)

9. Домашнее задание (дифференцированное)

Для слабых учеников – записать 10 слов на изученную орфограмму, обозначая её.

Для сильных – написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова. (Слайд 9).

Презентация к урока «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Автор: Булыгина Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Масленниково муниципального района Хворостянский Самарской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Иванова Евгения Владимировна

Иванова Евгения Владимировна 23.12.2017 в 09:44

"Чередование гласных в корне" - важная тема, и не только для пятиклассников, она актуальна даже при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Правда, в конспекте речь идет не о всех чередованиях, но многое может пригодиться. Спасибо.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!