Конкурс «Мастер мультимедийных технологий - 2013»
Номинация «Мультимедийные технологии в учебном процессе в начальной школе»
Презентация сопровождает урок окружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы.» (Образовательная система «Школа 2100»).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Формировать УУД:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
Регулятивные:
Технические средства: компьютер, колонки, интерактивная доска, проектор, 4 ноутбука.
Оборудование: шприц, ароматическая палочка, ткань протирочная, воздушный шар, большой пластиковый стакан, маленький пластиковый стакан, уголь, колба с водой, блокноты, карандаши, раздаточный материал для учащихся (4 колбы с водой, 4 больших пластиковых стакана, 4 маленьких пластиковых стакана, 4 шприца, 4 кусочка угля, 4 воздушных шара, блокноты, простые карандаши).
Еще на первых уроках окружающего мира произвольно осуществлялось деление на группы «Учёные», сформированные группы работают в таком составе в течение года.
Методические рекомендации по использованию презентации: презентацию можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности, для более глубоко изучения свойств твердых тел, жидкостей и газов (необходимо помнить, что презентация рассчитана на учащихся 1 класса, второе полугодие). Смена слайдов происходит при помощи щелчка, что позволяет подстроиться под работу групп учащихся, также присутствует автоматическая смена слайдов. Перед применением презентации её необходимо заранее просмотреть.
Эффективность и практическая значимость: с помощью презентации учащиеся лучше запоминают опыты, проводимые во время урока, самостоятельно формулируют выводы, которые затем появляются на слайдах, визуально рассматривают путешествие капельки воды, изучают новый материал.
Предварительная подготовка: один ученик заучивает стихотворение о воде наизусть, заранее изготавливаются академические шапочки, устанавливаются тренажеры на ноутбуках.
I. Организационный момент
- С первых минут жизни человек начинает изучать окружающий его мир. С каждым годом у него прибавляются опыт и знания. Но с каждым годом у человека добавляются и вопросы, на которые он хотел бы получить точные и ясные ответы. Получить их удаётся далеко не всегда - природа умеет хранить секреты и неохотно раскрывает свои тайны. А тайны можно обнаружить везде: в пучине океана, в вечной тьме древних пещер, в снежной пустыне и на вершине гор, в окружающих нас предметах... (2 слайд)
- Сегодня на уроке продолжим раскрывать тайны природы, исследовать окружающий мир. Я предлагаю вам побывать в роли учёных. Наш класс становится научной лабораторией. Каждая группа – это мини-лаборатория, где необходимо соблюдать правила общения.
- Какие правила общения в группах вы знаете?
- Молодцы, вы правильно назвали правила общения! (3 слайд)
II. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы
- Вспомните, о каких природных богатствах мы говорили на прошлом уроке.
- На какие группы мы их разделили? (Живые природные богатства, неживые природные богатства, силы природы) (4 слайд)
- Я покажу вам несколько предметов. Демонстрирую уголь, колбу с водой, воздушный шар.
- Что это? (Камень - уголёк, вода в колбе, воздушный шар)
- Что находится внутри воздушного шарика?
(Воздух, газ)
- Что находится внутри колбы? (Вода, жидкость)
- Что объединяет эти предметы? (Это неживые природные богатства)
– Как вы думаете, у них одинаковые свойства? (Нет)
– Чем они отличаются? (Кусочек угля – твёрдый, вода – жидкая, воздух – газ.) (5 слайд)
Размещаю на доске карточки со словами:
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (Твёрдые тела, жидкости газы),
- Правильно, тема нашего урока “Твёрдые тела, жидкости газы”.
- На какие вопросы, опираясь на тему урока, вы хотите получить ответы?
Записываю на доске вопросы, составляя тем самым вопросный план.
III Совместное открытие знаний
- Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Конечно, могут иметь одинаковые свойства. Не могут иметь одинаковые свойства.)
- Наши мнения разошлись. Как определить кто прав? (Надо изучить твёрдые тела, жидкости и газ)
- Правильно. Проведем исследования в наших мини - лабораториях.
Опыт № 1
- Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Могут иметь постоянную форму.Не могут.)
- Проведём опыт
1. Твёрдое тело
- Возьмите кусочек угля, положите в большой пластиковый стакан, переложите в маленький пластиковый стакан. Кусочек угля изменил свою форму?
Вывод: твёрдые тела не изменяют форму.
2. Жидкость
- Перелейте воду из колбы в большой пластиковый стакан, а затем перелейте воду в маленький пластиковый стакан. Что заметили?
Вывод: жидкость сохраняет форму сосуда, жидкости изменяют форму.
3. Газ.
- Возьмите воздушный шарик. Надуйте его чуть - чуть. Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? (Газ заполняет весь шарик)
- Какую форму приобрёл газ? (Форму шарика)
Вывод: газ изменяет форму
- Мы ответили на второй вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.
- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов?. (7 слайд)
Опыт №2
Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газы? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Могут .Не могут.)
- Проведём опыт №2:
1. Твёрдое тело
- Попробуйте сжать кусочек угля. Удалось это выполнить? (Нет)
- Как вы думаете почему?
Вывод: твёрдые тела не сжимаются.
2. Жидкость
- Наберите в шприц без иглы воду и попробуйте сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. Удалось сжать воду? (Нет)
Вывод: жидкости не сжимаются.
3. Газ.
- Наберите в шприц без иглы газ (воздух) и попробуйте сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. Что происходит с поршнем, когда вы пробуете сдавить его? ( Он двигается)
Вывод: газ сжимается
- Мы ответили на третий вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.
- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов?
ВЫВОД: твёрдые тела и жидкости нельзя сжать, а воздух сжать можно. (8 слайд)
Опыт №3
Перед уроком, зажигается ароматическая палочка, и прячется в углу класса, за цветами. Учащиеся об этом не знают.
- Скажите, а вы почувствовали необычный запах во время урока? (В классе постепенно появился сладкий запах цветов)
- Я согласна с вами. Демонстрирую ароматическую палочку.
- А почему аромат вы почувствовали на расстоянии? (Воздух донёс до нас аромат)
- А где находится воздух? (Воздух/ газ находится везде.)
Вывод: Если газ находится, например, в комнате, то он не скапливается около пола или над потолком, а заполняет собой всю комнату. (9 слайд)
Физминутка для глаз (10, 11 слайд)
Опыт №4
- Вы любите смотреть цирковые представления? (Да)
- А фокусы вам нравятся? (Да)
- Фокусник может превращать одни предметы в другие. А в жизни такое возможно? (Нет)
- У нас есть ученики, которые превратили одно тело в другое. Интересно узнать как это получилось? (Да) (12, 13 слайд)
1 ученик рассказывает о превращении воды в лёд (Я взяла формочку, наполнила её водой и поставил в морозильную камеру. Через некоторое время, я увидела, что вода замёрзла.
Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело – лёд).
- Мы ответили на чётвертый вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ
Опыт №5 (14,15 слайд )
2 ученик рассказывает о превращении воды в пар. (Я взяла чайник. Наполнила чайник наполовину водой. Включила чайник . Через некоторое время вода в чайнике стала булькать – закипела. Сестра открыла крышку чайника, и я увидела, как вверх стал подниматься пар – газ. Вывод: вода при нагревании становится газом - паром).
ВЫВОД: Вода - жидкость, но при нагревании она становится газом - паром. При охлаждении пар снова превращается в воду. Если мы продолжим охлаждать воду, она превратится в твёрдое тело – лёд
- Мы ответили на чётвертый вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.
- Я предлагаю всем отдохнуть.
Интерактивная физминутка. (16слайд)
- Представьте, что вы находитесь по морском побережье.
- Вы плаваете в море, покажите как.
- А сейчас вы в роли птиц.
- А теперь вы “кораблики”. ( Дети показывают движения)
Подул сильный ветер, покажите. (Дуют)
Сказка “Путешествие Капельки”
Я предлагаю вам послушать сказку о Капельке Воды.
Святослав Сторожев
"ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
(Выразительное чтение учителем, демонстрация анимации). (17 слайд )
Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей:
"Куда хочу пойду!"
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело - подумаешь, дела!
Её усатый дядя Сом устал предупреждать:
"Там солнце греет всё кругом и может в гости взять".
"Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,
Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать".
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
"Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!"
И что же с Капелькой стряслось?
Лишь только пар взлетел.
Предупреждение сбылось - вдаль дядя Сом смотрел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел - водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит:
"Я тоже, мол, могуч!"
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
"Ну что? - спросил усатый Сом, - ведь я не зря кричу!"
"Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!"
- Такое путешествие воды в природе называется “Круговорот воды в природе”.
ВЫВОД: Капельки воды превращаются в пар и попадают на небо. Капельки скапливаются в тучки, потом в виде дождя (или снега, если наступила зима) спускаются на землю, затем под действием солнца превращаются снова в пар, поднимаются в небо и от туда снова, в виде осадков, спускаются на землю. Круговорот воды в природе происходит постоянно/
IV. Применение нового знания
Расскажите с помощью схемы, что происходит с водой. (18 слайд )
(Вода при сильном охлаждении превращается в лёд. При нагревании лёд превращается в воду. Если продолжать нагревать воду до кипения, то вода превращается в пар-газ. Вода может быть твёрдым телом- льдом, жидкостью, газом)
- Послушайте стихотворение о воде.
(Выразительное чтение учеником)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода. (19 слайд)
V. Первичное закрепление изученного материала
- Мы ответили на первый вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.
- Я предлагаю вам поработать с тренажером. Проверить, как вы запомнили новый материал.
Работа с тренажером. Работа с ноутбуками, интерактивной доской. (20 слайд)
VI. Подведение итогов
- Сегодня вы, побывали в роли ученых, я хочу вам вручить академические шапочки, которые будут напоминать вам об исследованиях, прошедших сегодня. (Вручение академических шапочек)
- Я прошу группы подумать и завершить предложения (21слайд)
СЕГОДНЯ Я БЫЛ УЧЁНЫМ.
- Спасибо за сотрудничество!
- На все вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили? (Нет) (22 слайд)
- Ответы на оставшиеся вопросы вы узнаете на следующих уроках окружающего мира.
Автор: Манаенко Зинаида Юрьевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 6, село Гофицкое, Петровский район Ставропольского края. Стаж работы 18 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Зинаида Юрьевна! Просмотрела вашу работу. Прекрасный урок с чётко обозначенными целями и задачами. Намечена проблема, определены пути её решения. Умело использованы приёмы, направленные на активизацию детской аудитории. Урок наделён игровым мотивом, а всем известно, что в первом классе у детей ещё заметно преобладание игровой деятельности над учебной. Вхождение в образ научных сотрудников обязательно оживит детей. Через весь урок проходит поисковая, опытническая деятельность, которая повысит продуктивность работы. Хочется сказать словами великого Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму». Эти слова очень характеризуют сценарий вашего урока. Очень ценный момент урока, где ребята устанавливают правила общения и поведения- это хороший настрой на предстоящую работу. Но применительно к презентации есть вопросы. Мне не хватило автономности вашей работы. Пока детально не изучила ход урока, не поняла смысла презентации. В работе нет единства стиля, отсутствует некая целостность при восприятии. На некоторых слайдах неравномерно использовано пространство. Хочется наделить материал динамизмом. Хороший результат даст интеграция в презентацию , звукового сопровождения, видеовставок (например ,в месте где говорится о тайнах природы или где ученик рассказывает о превращении воды в пар). Можно озвучить сказку «Путешествие капельки» в самой работе, что увеличит остроту восприятия. Неплохо добавить обобщающий слайд, где в краткой форме, после ответа ученика, появляются выводы, ключевые понятия и.т.д. С помощью гиперссылок можно возвращаться к слайду, на котором намечен вопросный план, и отмечать его выполнение с использованием красочных значков или картинок. Тогда учителю не надо делать отметки на доске. Из ваших материалов получается, что вы дублируете на доске то, что проецируете на экран(н-р, запись вопросов). Не совсем понятно использование слайда №20, его практическая значимость. Тема конкурса «Мастер мультимедийных технологий», поэтому приходится оценивать не сценарий урока, а мультимедийное пособие к уроку. А самим содержанием урока вы можете гордиться. Спасибо за опыт. Извлекла много полезного для себя. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Зинаида Юрьевна! Вы участвуете уже во втором конкурсе нашего портала! Желаю Вам успехов в освоениии программы и удачи!