Фестиваль «Золотое рукоделие – 2013»
Раздел «Педагогическая мастерская»
Номинация «Чудеса прикладного искусства»
Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство, оно возникло ещё в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Это искусство организует общение людей, строит их отношения. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.
Когда дети в системе дополнительного образования знакомятся с особенностями искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы.
Цель работы: познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства – Борецкой росписью, с историей, технологией выполнения росписи.
Задачи: научить поэтапно выполнять элементы росписи, правильно держать кисть при росписи, грамотно намешивать цвета, составлять композицию из отдельных элементов росписи.
Материалы: заготовки: доска разделочная, поставок, гуашь,кисти беличьи № 2-5, наглядные пособия, книги, карандаши, ластик.
Борецкая роспись – одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими, например, как пермогорская или мезенская. Её название происходит от села Борок, находящегося на берегу Северной Двины. Село Борок возникло на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами.
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
Символ борецкой росписи – Древо. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.
Русский народный художественный промысел борецкая роспись существует с восемнадцатого столетия в небольшом селе Борок. История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на двинской земле.
Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода. Но группа новгородских бояр, которую возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского посадника), – не могла смириться с подобным закрепощением. Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами в Северную Двину, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом.
В истории борецкой росписи можно встретить предположения, что среди тех, кто бежал, были художники-иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Мастерство свое они передавали потомкам из поколения в поколение, благодаря чему смогли сохранить лучшие традиции народного древненовгородского искусства.
Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные заготовки и как максимум готовые деревянные изделия.
Роспись в наше время выполняется гуашью, можно плакатной, но лучше художественной. Кисти желательно брать беличьи или колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.
Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) – это все пригодится для творческой работы.
Этап 1. Шлифовка. Обернув небольшой брусок наждачной бумагой, шлифуем поверхность деревянного изделия вдоль волокон. Затем снимаем с деревянной поверхности пыль тряпкой или кистью, но не сдуваем, иначе пыль попадет в глаза.
Этап 2. Грунтовка клейстером. Разведя в небольшом количестве воды картофельный крахмал (чайная ложка на стакан воды), завариваем его и наносим клейстер на поверхность изделия тампоном или кистью с последующей просушкой.
Этап 3. Роспись изделия. Перенос эскиза на рабочую поверхность. Карандашные лиии должны быть чёткими, чтобы рисунок хорошо читался. Сначала наносится краска светлых тонов, затем тёмных, после чего обводим контур, делаем оживку: точками, штрихами, каплями, дугами.
Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.
Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты. Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.
Лакировка обязательна, так как предохраняет роспись от пыли и влаги. Использовать надо только бесцветный лак. Тампон из ваты или поролона следует обернуть лоскутом материи. Движение кисти или тампона выполняется вдоль волокон без остановки, равномерно. Лучше всего покрывать лаком в три слоя, каждый последующий слой наносить только после высыхания предыдущего.
Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Сегодня для нас очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры. Приобщение к декоративно-прикладному искусству духовно обогащает, поэтому особое внимание необходимо уделять теоретическому изучению традиционных художественных промыслов. Это наша родовая память, корни нашей культуры.
Список литературы
1. Алфёров Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
2. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.
3. Воронов В.С. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000.
Автор: Гордиенко Наталья Александровна, преподаватель первой квалификационной категории, МБОУ ДОД «Нижнеомская ДШИ», с. Нижняя Омка, Омская область, педагогический стаж 7 лет, участие в районных, областных выставках-конкурсах.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Александровна, глаз не оторвать от вашей работы! Это вы можете сама себе украсить весь свой дом! 5 за работу, Удачи в конкурсе!
Борецкая роспись сказочно красива. С удовольствием познакомилась с вашей работой, Наталья Александровна.Думаю детям интересно знакомиться с чудесами прикладного искусства. Ставлю вам 5 за работу. Желаю успеха в конкурсе.
За мастерство и урок прикладного искусства, +5. Радости и успехов на этом поприще.
Наталья Александровна! Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласовав композицию орнамента с формой предмета, решив задачу в цвете, Вы создали орнамент Борецкой росписи. Фотографии получились яркие, сочные цвета росписи отображены превосходно! Спасибо, Удачи в конкурсе!
Наталья Александровна! Спасибо за ваши работы. Ваша роспись красива и нежна. Плавные переходы, цветовые оттенки, рисунок росписи - все завораживает и радует глаз. Вы - мастер! Удачи в конкурсе!
Здравствуйте, Наталья Александровна! Вы сохраняете лучшие традиции народного искусства и передаете свое мастерство детям, спасибо. Композиция получилась смысловой. А какая яркая цветовая гамма на белоснежном фоне! Каждый элемент росписи обладает символикой. "Древу любви" 5! Удачи в конкурсе! Продолжайте делиться своим творчеством.
Наталья Александровна, приятно видеть педагогов, регулярно демонстрирующих свое творчество! Как и предыдущие работы эта выполнена на высоком уровне! Чистота цвета и исполнения, грамотное композиционное построение, всё говорит о качественно выполненной работе. Хорошо описан процесс подготовки изделия к росписи, даны рекомендации по поводу правильно держания кисти. А вот третий этап, в котором говорится о росписи изделия, хотелось бы увидеть дополненным презентацией, с последовательностью создания элементов росписи, семантикой. Любой мотив создается на основе традиционных элементов росписи, и если бы Вы, с вашим творческим потенциалом и опытом, наглядно продемонстрировали этапы росписи розеток, птиц, геометрического и растительного орнамента – это было бы здорово!
Желаю новых идей, удачи и успеха в конкурсе!
Наталья Александровна, поздравляю с выходом в финал, желаю победы.
Наталья Александровна, ПОЗДРАВЛЯЮ Вас с выходом в финал! Пусть дерево любви, взращённое Вами, наполнит жизнь ярким светом и живительной энергией!
Наталья Александровна! Вы в финале! Фантазируйте, творите, и пусть в жизни будет еще больше ярких красок!